С 1962 года и по сей день кафедральным собором Полтавской епархии является Свято-Макариевский храм. В начале ХХ века никто не мог даже представить, что небольшая приходская Макариевская церковь на окраине, называемой Берековкой и еще – Голодрабовкой, когда-то станет главным кафедральным собором.
Главным меценатом строительства церкви был полтавский купец второй гильдии Л.В. Колесников. Лев Васильевич и его жена Анастасия Ивановна оставили после себя светлую память, увековеченную в храмах Полтавы. Достоверно известно, что на их средства был также сооружен и содержался храм в честь Святой Троицы на Сенной площади, в котором эти знаменитые полтавчане и были похоронены. Большие средства благочестивое семейство оставило, согласно завещанию, для возведения Макариевской церкви, которую построили в 1903 году, через два года после смерти благодетеля. В 1904 году храм освятил Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский, в честь преподобномученика Макария, Переяславского, Овручского и Каневского чудотворца.
В 1907 году в маленьком храме освящен еще один придел — в честь пророка Божия Илии. Об этом свидетельствует стоящий внутри простого деревянного престола крест с надписью: «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Сооруженъ сей Святый Престолъ въ честь и память Святаго Пророка Иліи при державе Благочестивейшаго Императора Николая 2-го, при Епископе Іоанне, иждивеніемъ прихожанина Иліи Константиновича и женою его Агафіею Исидоровною Радченковыми. Освященъ сей Святый Престолъ съ благословенія Епископа Полтавскимъ градскимъ благочиннымъ протоиереемъ о. Василіемъ Глинскимъ 1907 г. мая 12 дня при Настоятеле сей Церкви свящ. Иліи Феодоровиче Кущинскомъ, діаконе Василіи Запорожченко и церковномъ старосте Михаіле Андреевиче Шпилька. Мещане Анна Петровна Моргулева, Анна Кононовна Тестенкова».
В 1930-х годах Макариевская церковь действовала. В Великую Пятницу 1937 года иеромонах Ефрем служил при выносе Святой Плащаницы и готовился встретить вместе с прихожанами Великую Субботу. Но этому помешал арест священника. А потому тягостной тишиной встретила Полтава Пасхальные Праздники в том страшном году. Впервые за всю многовековую историю города в нем безмолвствовали колокола. В Пасхальную ночь куличей не святили, прихожане печально разошлись по домам. Власть, однако, церковь не отбирала, а только лицемерила: найдите, мол, священника – и служите. Ключи от храма были у старосты. Чуть позже назначили батюшку из Харькова, который прослужил от праздника Вознесения Христова около месяца. Позже Макариевская церковь опять замолчала. В 1938 году на Крещение колокола зазвонили, но длилось это недолго – всего месяц. Потом – снова тишина. Еще позже храм превратили в сахарный склад, но, к счастью, это ему не повредило, поскольку мешки лежали на полу. Алтарь, слава Богу, не тронули.
В сентябре 1941 года немцы оккупировали Полтаву и развесили листовки: «Отныне – свобода религии!». 14 октября, на праздник Покрова Божьей Матери, после продолжительного, почти двухлетнего перерыва, совершилось первое долгожданное праздничное богослужение.
После сноса в 1962 году Преображенского собора Макариевская церковь она получает статус кафедрального храма. Несколько реставраций не изменили его изначального вида.