Димитриевский собор каменный, трехпрестольный. Главный — средний его престол посвящен Димитрию Ростовскому, в честь коего он и назван. Правый престол посвящен Иоанну Предтече, построен тщанием кадомского купца И.И. Буренина. Левый престол в первое время был посвящен великомученице Екатерине, воздвигнут усердием живших при соборе богадельниц во главе с послушницей Рязанского монастыря Екатериной Варфоломеевой, положивших впоследствии начало Кадомскому монастырю. Сейчас в нем престол святого Михаила Черниговского. Здесь производят поминовение на кануне усопших. В этом левом приделе на первом от алтаря столбе изображен лик великого Киевского князя Владимира — Крестителя Руси. Есть в храме и икона бабушки князя — святой княгини Ольги.
Димитриевский собор был одноэтажный, теплый, действовал круглый год. Иконостас в нем простой работы. Здание его тяжелое, с толстыми стенами, имело внутри четыре массивных столба, затемняющих придельные иконостасы. На этих столбах возвели потолок, крышу, а на ней несколько высоких куполов взметнулись в небо. Вся эта тяжесть надавила на здание, его стены, своды дали трещины. Для окончательного убеждения кадомские мастера приклеили на трещины бумажные полоски и убедились, что здание оседает. Причиной послужила неустойчивость грунта, размытого ранее озером. Инженеры не учли этого, не произвели должного технического исследования, не дошли до материкового твердого грунта. Вызвали из губернского города Тамбова инженера и техника, которые ничего страшного не нашли и разрешили завершать стройку. Но вскоре после их отъезда купола и часть стен рухнули, погребя под обломками несколько рабочих.
В музее есть две очень ценные фотографии — и разрушенного собора, и уже возобновленного, но еще в лесах. На последней фотографии давняя надпись такого содержания: «Фотография Н.Пашина. 27 августа 1896 года». Это внесло ясность, что собор рухнул где-то в 1883-1885 годах, что соответствует рассказам старожилов-кадомчан. Во избежание повторения обвала купола на здании собора соорудили ниже колокольни. Вновь собор построен на средства купца Рожнова. Соборная колокольня от разрушения здания ничуть не пострадала. На нее повесили колокола весом до тысячи пудов. Из них знаменитый большой колокол весом 500 пудов. Отлит он был на Кадомской горе пензенским мастером по заказу Кадомского городского общества. В его отлитии принимали участие все кадомчане, бросали, не жалея, различные ценности, вплоть до золотых часов, колец, серебряных ложек, вилок. Поэтому и звон его был необыкновенный, по мощности и звучанию приравнивался он к Новгородскому и Владимирскому. Его благовест разносился до 50 километров вокруг.
В тридцатых годах храм закрыли. Поснимали колокола, растащили иконы, а старинную святыню приспособили под зернохранилище. С трудом, с грохотом, со слезами стоящих на коленях кадомчан сбросили большой колокол. От его удара на площади образовалась большая вмятина, люди долгое время обходили это место, как бы и себя причисляя к виновникам содеянного бесчинства. Говорили, что «звонкоголосый кадомский колокол долгое время лежал на Сасовской железнодорожной станции». Кто же сейчас знает, где он? Говорили, при ударе о землю от колокола отлетел большой кусок. Где он, у кого? Он мог бы занять почетное место в музее. После окончания Великой Отечественной войны усердием кадомчан, давших слово при спасении Родины от фашистских захватчиков хлопотать о возобновлении храма, Димитриевский собор был открыт. Большая заслуга в этом принадлежит Анне Яковлевне Дуровой. Это она приложила много усилий к возобновлению в 1946 г. богослужения в Кадоме. Она организовала сбор средств среди населения. Невзирая на весеннее бездорожье, сумела добраться до Рязани и получить разрешение на открытие храма к Пасхе послевоенного года. Много сил приложил к наведению порядка в храме кадомский мастер-умелец Сергей Васильевич Цибизов, превосходно отделав иконостас. А живописцы В.В. Пикулин и Д.И. Рожнов обновили росписи на стенах и сводах потолка. И ожил храм, и засветился всеми цветами радуги от заботливых рук умельцев-кадомчан.
http://kadom.ru/orthodox/dimitrievskij_sobor.htm
Димитриевский собор в городе Кадоме был выстроен в 1900 году. Церковь была вся холодная; престолов в ней было три: главный — во имя святителя Димитрия Ростовского, придельные — святого Иоанна Предтечи и князя Михаила Черниговского. К этой соборной церкви была приписана кладбищенская Вознесенская церковь. В решениях облисполкома от 14 июня 1940 г. указано, что в облисполком поступило ходатайство трудящихся Кадомского сельского совета о закрытии здания «церкви-собора… с переоборудованием ее под кинотеатр». Учитывая, что ближайшая церковь находилась в с. Зар. Кадом (так в документе) на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8.4.1929 г. «О религиозных объединениях» исполком депутатов трудящихся решил закрыть собор и оборудовать его под кинотеатр».
http://www.ryazeparh.ru/
Дмитриевский собор, обращающий на себя внимание внушительными размерами и высокой колокольней, находится на центральной площади Кадома (бывшей Соборной). В послевоенные годы он был единственным действующим из двенадцати существовавших в городе храмов. Собор — каменный, трёхпрестольный. Главный престол посвящён святителю Димитрию Ростовскому. Правый (южный) престол пророка Иоанна Предтечи устроен на пожертвование кадомского купца И. И. Буренина. Левый (северный) престол святого благоверного князя Михаила Черниговского первоначально посвятили великомученице Екатерине. Его устроили на средства сестёр Кадомской богадельни во главе с Екатериной Горской. На первом от алтаря столбе в северном приделе изображён лик святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. В храме также находится икона святой равноапостольной княгини Ольги, бабки великого князя Владимира.
Дмитриевский собор, снабжённый отопительной системой, действовал круглый год. Здание с мощными стенами имеет внутри четыре массивные колонны, отчасти затемняющие придельные иконостасы. Колонны поддерживают крышу с высокими куполами. Возведение Дмитриевского собора, средства на которое предоставил купец Рожнов, сопровождалось большими неприятностями. В 1833-1885 годах здание стало оседать, своды дали трещины. Причиной послужила неустойчивость фундамента, грунт под которым размывался подземными водами. В результате купола и часть стен рухнули, под обломками тогда погибли несколько рабочих.
В местном краеведческом музее сохранились два фотоснимка собора: в разрушенном состоянии и уже восстановленном, ещё в лесах. Вторая фотография датирована 27 августа 1896 года. Во избежание повторения катастрофы здание собора на этот раз возвели ниже уровня соборной колокольни, не задетой обвалом. На колокольню после завершения строительства подняли колокола общим весом до 15 тонн. Самый большой и знаменитый из них весил более 8 тонн. Его необыкновенный по мощности и тембру «голос» разносился по округе на 50 километров. Кадомский соборный колокол сравнивали со знаменитыми и лучшими колоколами в России. Отлит он был на Кадомской горе пензенским мастером. Почти все кадомчане пожертвовали на его изготовление семейные ценности — от золотых часов и колец до серебряных столовых приборов.
Согласно летописным хроникам, на месте собора когда-то находился погост, здесь стояла деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Древние могилы были обнаружены, когда строители копали глубокие траншеи под фундамент соборной колокольни. Отрыли около 50 гробов, а точнее, домовин, выдолбленных из цельных дубовых колод. Здесь стоит вспомнить, что захоронение покойников в дубовых домовинах «ради сбережения лесов» запретил ещё Пётр I. Домовины хорошо сохранились, несмотря на то, что более ста лет пролежали в воде. Когда-то у южного подножия Вознесенского холма (Кадомской горы) было озеро, с перекинутым через него высоким деревянным мостом. Впоследствии озеро засыпали. В гробах с человеческими останками не нашли ни иконок, ни нательных крестиков. Видимо, это захоронение относится к дохристианскому периоду. Останки перезахоронили в северной части Вознесенского холма в так называемой «пытальной яме». Всё это стало известно благодаря местному краеведу Н. Рейтарову, жившему в конце ХIХ столетия.
В тридцатых годах ХХ века Дмитриевский собор закрыли, иконы растащили, а в самом здании оборудовали зернохранилище. Кадомскую гордость, большой колокол, сбрасывали на глазах кадомчан, которые наблюдали за этим надругательством, стоя на коленях. Фрагмент этого колокола сейчас хранится в краеведческом музее. Член совета Кадомского музея Е. Тепловодская вспоминала, что на месте падения колокола «образовалась большая вмятина, люди долгое время обходили это место, как бы и себя причисляя к виновникам содеянного бесчинства». Говорили, что «звонкоголосый кадомский колокол долгое время лежал на Сасовской железнодорожной станции». После окончания Великой Отечественной войны верующие кадомчане добились открытия Дмитриевского собора. Особенно много усилий приложила к этому Анна Яковлевна Дурова, организовавшая сбор денежных средств и лично обивавшая чиновничьи пороги, пытаясь получить разрешение на открытие храма. В 1946 году, к празднованию Пасхи, Дмитриевский собор вновь стал действующим. Иконостас восстанавливал кадомский мастер С. В. Цибизов, росписи на стенах и сводах потолка реставрировали живописцы В. В. Пикулин и Д. А. Рожнов.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №100, ООО «Де Агостини», 2010