Церковь каменная, холодная, построена на доброхотные пожертвования в 1856 году. Престолов два: главный – в честь иконы Милостивой Божией Матери и придельный — Преображения Господня.
А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Кадомский уезд, стр. 725
Главный каменный храм в честь иконы Милостивой Божьей Матери был построен на добровольные пожертвования в 1856 году, освящен 20 августа 1857 года Преосвященным Макарием Епископом Тамбовским. С 1860 года монастырь приступил к его расширению по проекту архитектора Четверикова, составленному в русско-византийском стиле. К храму пристроили два придела: с южной стороны – во имя Преображения Господня, с северной – во имя Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.
http://kadom-monastir.ru/istorija-monastyrja.html?start=1
В 1993 г. монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» был передан РПЦ, клирики и прихожане городского Димитриевского храма собирали средства на его реставрацию. 17 апр. 1997 г. мон-рь возобновлен. 31 авг. 1997 г. освящен храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» с двумя приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя прп. Серафима Саровского. В 2006-2010 гг. в К. м. проведены реставрационные работы в соборном храме и келейном корпусе, благоустроено монастырское кладбище (на территории монастыря найдены захоронения 2 настоятельниц — Рафаилы (Волковой; † 1923) и Филареты). В сент. 2010 г. К. м. возвращено здание келейного корпуса (с сер. XX в. в нем размещалось общежитие технологического техникума). Рязанская епархия ходатайствует об освобождении храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рый используется под учебный корпус Кадомского технологического техникума; здания бывш. сестринского корпуса (используется с 1920 правоохранительными органами; ныне в нем располагается ОВД по Кадомскому р-ну).
К 2012 г. в К. м. почитаются икона Божией Матери «Милостивая» (написана в Афинах; братия Киккского мон-ря (о-в Кипр) в течение 40 дней служила молебны перед иконой до ее отправления в Кадом); Боголюбская икона Божией Матери (привезена из Москвы духовником мон-ря архим. Афанасием (Культиновым)); икона Божией Матери «Знамение». Из кадомского Димитриевского собора в К. м. возвращен монастырский образ св. вмч. Пантелеимона (XIX в.). С февр. 2008 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Павла (Пономарёва) в соборе в честь иконы Божией Матери «Милостивая» пребывает ковчег с частицами мощей: св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, святителей Иоанна Златоуста, Феодорита, еп. Рязанского, Питирима, еп. Тамбовского, прмч. Гедеона Афонского, мц. Харитины, прп. Евпраксии, девы Тавенской, преподобных Кукши Одесского, Александры и Марфы Дивеевских, блж. Василия Московского. Недалеко от монастыря расположены 2 святых источника, не упоминаемые в дореволюционных описаниях: св. Иоанна Предтечи и бессребреников Космы и Дамиана.
http://www.pravenc.ru/text/1319784.html
Этот каменный однокупольный храм был построен в 1856 году в центре монастырской территории. Освятил его 20 августа 1857 года епископ Тамбовский Макарий (Булгаков) — в будущем митрополит Московский, знаменитый историк Церкви и богослов. Первоначально храм простирался в длину на 25 метров, в ширину на 9 метров, имел один престол в честь Милостивой иконы Божией Матери. Купол его позолотили по особой технологии, «через огонь». При входе, с северной и южной сторон, были пристроены по одной келье. В конце ХIХ века храм подвергся реконструкции по проекту известного архитектора А. С. Четверикова. Свой проект он выполнил в византийском стиле, размеры храма при этом существенно увеличились: длина — до 37 метров, ширина — до 29 метров. В западной его части появилась колокольня высотой 40 метров. Кроме главного престола, освящённого в честь иконы Божией Матери «Милостивая», с южной стороны был устроен придел в честь Преображения Господня, а северной стороны — во имя преподобного Сергия Радонежского. Стены храма покрыли росписями — они подверглись уничтожению в советскую эпоху. Сейчас росписи восстановлены только в алтарной части храма.
Церковь получила широкую известность в России — в частности, своей иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Эту икону особенно почитал преподобный Серафим Саровский, который говорил, что она чудотворная, и неоднократно присылал для неё свечи и масла. Размером примерно метр на метр, образ был написан старинным византийским письмом на полотне, наклеенном на доску. Матерь Божия на нём представала с символами царской власти — скипетром в правой руке и державной в левой. Богородица и младенец Иисус — в коронах, над Христом был изображён пророк Иоанн Предтеча. Чудотворная икона досталась обители вместе с домом госпожи Богдановой, отец которой долгое время нёс воинскую службу на Кавказе. Благотворительница рассказывала, как однажды он, спасаясь от горцев, вплавь преодолевал бурные воды Терека и едва не утонул, но взмолившись: «Царица Небесная! Ради Своей иконы, которая теперь со мной, спаси меня!» — был чудесным образом перенесён на берег. А надо заметить, что офицер всегда возил этот образ с собой. Следы иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» затерялся в богоборческие годы. До постройки храма эта икона находилась в трапезной, перед ней постоянно горела лампада. В какой-то момент сёстры, желая сэкономить, перестали зажигать лампады перед образом. И вот однажды, когда насельницы обедали, юродивая послушница Пелагея Алексеевна, увидела, как огонь голубоватой лентой сошёл откуда-то сверху на лампаду, находящуюся перед «Неувядаемым Цветом». Лампада зажглась, и это так ужаснуло Пелагею, что она громко закричала: «Горит!» Крик заставил всех обратить внимание на лампаду, которая светилась ярким пламенем. Сестёр обуял панический страх, они прервали обед, припав к образу с молитвами. С той поры и до закрытия монастыря в 1920-х годах, около полувека, перед иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет» никогда не гасла лампада. В 1872 году над образом установили балдахин, украшенный позолоченной резьбой. Эта икона особо почиталась преподобным Серафимом Саровским, духовным отцом Кадомской женской обители.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №100, ООО «Де Агостини», 2010