Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь, общежительный, в заштатном городе Кадоме, Темниковского уезда. Основан в 1868 году из существовавшей с 1797 года женской общины. Здесь находится икона Богоматери «Неувядаемый Цвет». При монастыре школа и приют.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Основан в 1797 году (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском борном храме по инициативе Е.Ф. Рожновой и Е.Ф. Горской, которые занимались в 1793-1797 годах подготовкой к ее открытию. В 1824 году, по завещанию С.М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме.
В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой (освящен в 1857 г.). Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной — во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню (40 м). В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. В 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь. В 1914 году в монастыре было 365 насельниц, он владел 622 десятинами земли. Святыни монастыря: храмовая икона Божией Матери Милостивая, образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» древнего византийского письма.
После 1917 года монастырь целенаправленно разрушали: священников, монахинь, детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. Весной 1920 года соборный храм превратили в зернохранилище, затем — в учебный корпус швейного техникума. В 1930-е годы сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза; третий, деревянный, разобрали.
В 1990-е годы начался сбор средств на восстановление и реставрацию храма, переданного в 1993 году местными властями Церкви. Окончательно монастырь был возрожден в апреле 1997 года. Каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой с двумя приделами — во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского — освящен 31 августа 1997 года. В монастыре имеется один жилой корпус – на первом этаже расположены комнаты для паломников, трапезная и пекарня, на втором – кельи сестёр. В 2008 году в храме во имя иконы Божией Матери Милостивая были произведены восстановительные работы: покрыта новая крыша, частично реставрирован фасад, восстановлены шатёр и купола храма. В настоящее время монастырь активно возрождается.
Кадомский женский монастырь открыт в 1797 году, есть домовая церковь, деревянная, теплая, устроена в 1861 году, в зимнее время служба совершается в ней. Местно-чтимые иконы Божией Матери «Милостивая» и «Неувядаемый цвет». Сестер монастыря 361, занимаются чтением псалтири и рукоделием.
Школа церковно-приходская, монастырская, двухклассная, законоучителю 120 руб. в год, имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1856 г. Библиотека в 752 экземпляра.
Штат: два священника, диакон на псаломщической вакансии, у причта земли 20 десятин 120 кв. сажень луговой удобной и 1400 кв. сажень неудобной, от церкви в 10 верстах. Земля дает годового дохода 200 руб., братский годовой доход 1000 руб. Жалование от монастыря протоиерею и священнику по 480 руб. в год, а диакону 156 руб. в год. Причтовый капитал 12500 рублей. Дома у причта монастырские.
А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, Типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Кадомский уезд, стр. 725.
В 2018 г. исполнится 150 лет со дня образования Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря. Именно так стала называться кадомская женская община в 1868 г. Основание монастыря было положено в 1793 г. купеческой девицей Еленой Филипповной Рожновой. У нее, как и у других жительниц Кадома, было огромное желание посвятить свою жизнь Богу в монастырском уединении. Они обратились к игуменье Рязанского женского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой прислать одну из послушниц этого монастыря для обучения монастырскому уставу. Первоначальницей обители стала Екатерина Варфоломеевна Горская, приехавшая в Кадом из Рязани.
Кадомское городское общество в 1797 г. обратилось к Рязанскому епископу Симеону разрешить при Кадомской Димитриевской церкви основать женскую общину с названием «богадельня», обещая помогать ей в дальнейшем существовании. В том же 1797 г., 3 июня, последовало разрешение Рязанского Епархиального начальства открыть при Димитриевской церкви женскую общину, переименованную в 1868 г. с Высочайшего соизволения в женский общежительный монастырь. В состав монастыря входило 3 храма. Первой была выстроена каменная холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Милостивая» в 1857 г. и освящена епископом Тамбовским Макарием. Первоначально храм был совсем небольшим — с одним престолом. Но в 1880 г. с разрешения епархиального начальства, монастырь приступил к перестройке храма по проекту архитектора Четверикова в русско-византийском стиле. Были пристроены два придела. Правый был освящен в 1891 г. в честь Преображения Господня, левый — в честь Сергия Радонежского. В начале 1860-х гг. была выстроена каменная ограда вокруг монастыря с каменными башенками по углам и деревянный теплый храм с двумя престолами: в честь пророка Илии и Иоанна Крестителя. Зимой служба совершалась в этом храме, который был очень тесным для сестер. Монастырь нуждался в более просторном зимнем храме. Он и был с разрешения епархиального начальства заложен в 1896 г.
Храм был трехпрестольным. Главный — в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый был освящен в честь Архистратига Михаила, а левый — во имя св. евангелиста Иоанна Богослова. Храм строился почти 15 лет, так как был сложной архитектурной работы. В 1911 г. по сообщению «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» храм был «закончен вчерне и внутри оштукатурен». Строился на пожертвования и стоил 55859 рублей. Это был последний построенный храм в Кадоме. Монастырь к началу ХХ в. занимал целый городской квартал, имел множество строений: игуменский, хлебопекарный, казначейский, просфорный, живописный корпуса, а также баню, конюшню, каретные сараи, причтовые дома, гостиницу для приезжающих, двухклассную школу, больницу. Было у монастыря несколько хуторов: на Белом, где монахини летом работали на огороде и на пасеке, в селе Никиткино, где летом сестры также занимались полевыми работами. Там же был сад, который ежегодно сдавался в аренду за 600 руб. в год, пасека, корпус для сестер, деревянная церковь.
В Кадомской обители была особо чтимая святыня — икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет», которая была пожертвована еще в начале ХIХ в. поручицей Феодосьей Михайловной Богдановой. До революции 1917 г. в обители было более 400-х сестер. После революции монастырь подвергся разграблению и закрытию. Документы 1923 г. из Государственного архива Рязанской области, имеющиеся в историко-краеведческом музее, отражают процесс изъятия зданий монастыря и выселения из них монахинь. В первую очередь сносятся монастырские стены. Из храмов первым был разобран деревянный Ильинский храм. Разобрав, его увезли, по воспоминаниям старожилов, куда-то в сторону села Котелино. Следующим подвергся разрушению храм «Неопалимой Купины». Весной 1920 г. помещение церкви стали использовать в качестве зернохранилища. В 1930-е гг. сломали колокольню, потом сбросили купола. В советское время здание храма было заброшено, а в 1955 г. начата его «реконструкция» под главный корпус швейного техникума. В 1959 г. здание было сдано в эксплуатацию. Меньше всего пострадал по сравнению с другими строениями храм «Милостивой» Богородицы. В нем устроили склад райпотребсоюза.
В начале 1990-х гг. начались работы по восстановлению этого храма. 31 августа 1997 г. двери монастыря были открыты для монахинь и верующих.
www.kadom.blagochin.ru/kadomskii milostivo-bogorodickii monastyr
Основание Кадомской женской обители было положено в последних годах XVIII-го столетия. Мысль об ее учреждении принадлежит Кадомскому обществу, которое отличалось набожностью и любовью к православным обителям. В 1797 г. указом из Рязанской духовной консистории разрешается устроить женскую общину при Кадомской соборной Дмитриевской церкви. В 1868 г. с Высочайшего соизволения Кадомская община была переименована в общежительный Кадомский монастырь. Первоначальницей обители была Екатерина Варфоломеевна Горская, которую вызвали из Рязанского женского монастыря.
В Кадомском монастыре было четыре храма: три в самой обители и четвертый на Никиткинской даче. Сохранилось только два.
Первый – главный каменный храм в честь иконы Милостивой Божьей Матери был построен на добровольные пожертвования в 1856 году, освящен 20 августа 1857 года Преосвященным Макарием Епископом Тамбовским. А с 1860 года монастырь приступил к его расширению по проекту архитектора Четверикова, составленному в русско-византийском стиле. К храму пристроили два придела: с южной стороны – во имя Преображения Господня, с северной – во имя Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.
Второй храм обители деревянный теплый, на кирпичном фундаменте был покрыт железом. Этот храм имел вид дома, без купола, одноэтажный. Храм построен в 1865 г. и освящен в том же году 4 августа Преосвященным Феофаном Тамбовским. В храме было два престола: первый во имя Рождества св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, второй — во имя св. пророка Божия Илии. Служба в храме совершалась в зимнее время.
Третий храм с разрешения Епархиального начальства был заложен в конце ХIX века. Об этом свидетельствует надпись внутри на стене – 1882 г. Храм каменный, трех престольный: главный придел – во имя иконы Божьей Матери, именуемой Неопалимая Купина, правый — во имя Архистратига Божия Михаила, левый — во имя Святого Евангелиста Иоанна Богослова. Храм строился на добровольные пожертвования. Для оформления иконостаса приглашались издалека мастера-живописцы.
Четвертый храм находился на монастырской даче в деревне Никиткине, в 12 верстах от города Кадома. Деревянный, двухэтажный, с пятью куполами, он был построен в 1866 г. по благословению Преосвященного Феодосия. Возведен для сестер, которые в летнее время, выезжая для земледельческих работ, имели бы возможность посещать богослужение и этим поддерживать свое молитвенное настроение. В храме было два престола: внизу во имя Казанской иконы Божьей Матери, вверху — во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.
Храмы имели высокохудожественную утварь и старинные иконы. После революции 1917 г. эти ценности были расхищены и, если не пропали бесследно, то находятся незаконно в частных коллекциях. Здания монастыря – и внутри его и вне обители – все, кроме одного небольшого двухэтажного корпуса, деревянные. Внутри обители они расположены в четыре линии и образуют почти правильный квадрат.
Монастырь имел удобные жилые корпуса, больницу, гостиницу, двухклассную школу, хлебопекарню, просфорный корпус, живописную мастерскую, каретный сарай, конюшни, амбары для хранения имущества, баню, ледники, библиотеку, архив. Красив был игуменский корпус, выстроенный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Мейшера. Священнослужители жили в специальных флигелях, которые стояли рядом на улице, называемой Монастырский ряд. Много поместий было и вне обители.
Кадомский женский монастырь за свою многолетнюю историю повидал всякое — и взлет, и расцвет, и падение. Весной 1920 г. на великий праздник Троицы пронеслись над ним бездумные вихри разрушения. Старожилы рассказывают, как в этот светлый весенний день в Кадом вихрем влетели на конях с плетками и криком «разойдись» всадники во всем черном. С этого момента началось целенаправленное разрушение обители. Священников, монахинь и детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. В зданиях монастыря разместились различные хозяйственные предприятия, конторы, учебные заведения.
После Октябрьской революции на территории Кадомского женского монастыря сохранились следующие здания:1. Ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая».2. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». В настоящее время занимает Кадомский швейный техникум.3. Келейный корпус – двухэтажное кирпичное здание.4. Хлебопекарный корпус, где на первом этаже размещалась хлебопекарня, на втором – келии сестер. В настоящее время в этом корпусе располагается Кадомский районный ОВД.5. Сиротовоспитательное учебное заведение. Ныне здание детско-юношеской спортивной школы.
Монастырь вновь открыт 17 апреля 1997 г. Настоятельницей была монахиня Любовь (Доронина) на плечи, которой легла забота о восстановлении обители после долгих лет запустения. В том же году в храме был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Затем был восстановлен и освящен южный придел во имя преподобного Серафима Саровского. 24 декабря 2004 г. состоялось освящение главного придела храма в честь иконы Божией Матери «Милостивая». С 2005 по 2012 гг. стараниями игуменьи Евгении (Свиридовской) были возвращены здания и приобретено много земель для обители, велись активные строительные и ремонтные работы. В настоящее время строительницей монастыря является монахиня Иустина (Свиряева), которая продолжает начатое дело по восстановлению духовной жизни в обители. Огромный вклад в восстановлении монастыря и возрождении духовной жизни внес духовник обители архимандрит Афанасий (Культинов), который и по сей день несет свое послушание в обители Пресвятой Богородицы.
Святыни обители:
1. Икона Божией Матери именуемая «Неувядаемый цвет»Икона эта досталась обители вместе с домом госпожи Богдановой. Отец этой госпожи был военный человек. Жил долгое время в Грузии. Когда он прибыл оттуда на жительство в город Кадом, то привез с собой и эту икону. Он и все его родные оказывали ей особое почитание, считая ее чудотворной. Госпожа Богданова рассказывала, что её отец однажды совсем было утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мной (надо заметить, что он всегда возил ее с собой), спаси меня!», и выброшен был на берег, тогда как его товарищи утонули. Неоднократно и черкесы стреляли в него, но пули пролетали мимо. До постройки храма эта икона находилась в трапезной, и перед ней почти постоянно горела лампада. Однажды как-то случилось, что сестры обители, во избежание лишних расходов, не стали зажигать лампады пред этой иконой, так что Царица небесная как будто была забыта ими. И вдруг среди белого дня, когда они обедали, одна послушница Пелагея Алексеевна, которую считали помешанной, увидела, что огонь в виде голубой ленты сошел сверху, упал на лампаду, находящуюся пред этой иконой и лампада зажглась. Это видение привело ее в ужас и она изо всех сил вскрикнула: «Лампада зажглась!». Её крик заставил всех взглянуть на лампаду и увидели, что она зажжена и горела очень ярко. В это время на всех сестер напал панический страх: все перестали обедать и стали молиться. С той поры пред этой иконой постоянно горела неугасимая лампада. После освящения храма она была перенесена в него и поставлена сзади правого клироса. В 1872 г. над ней устроен очень красивый балдахин, который был украшен резьбой, вызолоченной на полимент. Эта икона пользовалась особенным уважением старца Саровской пустыни Серафима, который говорил о ней, что она чудотворная и неоднократно присылал для неё свеч и масла.
2. Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)Это храмовая икона. Её высота 8,5 вершка, ширина 7 вершков. Матерь Божия изображена на ней в наклоненном положении к сыну своему, которого держит на своих руках, и как бы умоляя Его о помиловании рода человеческого. В 1870 г. на нее была сделана сребропозлащенная риза чеканной работы весом в 2 фунта и 8 золотников. Венец и сама риза были украшены разноцветными камнями и жемчугом. Во время революции риза была утеряна. В 2003 г. по благословению архимандрита Афанасия (Культинова) и стараниями семьи Бондаренко Евгения и Таианы, в монастыре на острове Кипр была написан и освещен список с «Киккской» иконы Божией Матери, который впоследствии был привезен в Милостиво-Богородицкий женский монастырь.
3. Икона Божией Матери «Достойно есть»Находилась за левым клиросом главного храма под особо устроенным, украшенным резьбой и вызолоченным на полимент балдахином. Эта икона написана на кипарисной доске. На обратной стороне этой иконы находится печать Афонского Свято-Андреевского общежительного скита со следующею надписью: «Сия св. икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть», писана и освящена во св. Афонской горе в русском Свято-Андреевском общежительном скиту и посвящается в храм Милостиво-Богородицкого монастыря в городе Кадоме».
4. Икона св. вмч. и целителя ПантелеимонаЭта икона написана на кипарисной доске. Живопись точно такая же, как и на иконе «Достойно есть». На обратной стороне иконы находится надпись: «Икона сия писана и священна на св. горе Афонской, в русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона монастыре, от коего и послана, по усердию монахинь Виталии и Ефросиньи, в Кадомский монастырь (Тамбовской губернии) в благословение христолюбивым жителям, в благодатную помощь и заступление всем с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеймону и умильно молящимся прелестным его образом».
5. Икона Казанской Божьей МатериИкона изначально принадлежала помещику Чермонтееву, который вывез ее из Москвы в 1812 году. Умирая, он благословил ей своего дворового человека, но тот продал икону отставному солдату Петру Изеневу за российский золотой. Новый хозяин и его жена имели к иконе Казанской Божьей Матери особое благоволение. Не желая, чтобы купленная ими святыня коптела в черной избе, они выстроили для неё особенную часовенку, где она и находилась до 1867 г. Здесь пред ней горела иногда лампада. В 1867 г. икона, по желанию хозяев, была перенесена в Никиткинский храм Кадомского монастыря. Эта икона стала в нем храмовой. Живопись ее старинная, греческая. Риза сделана из золотой фольги.Икона, к сожалению, до наших дней не сохранилась.
http://kadom-monastir.ru/istorija-monastyrja.html?start=6
Милостиво-Богородицкий монастырь расположился в самом сердце Кадома, заняв центральный городской квартал. В своей истории он пережил несколько этапов, на каждом из которых его статус неуклонно повышался. Это происходило до 1920-х годов, когда разразилась катастрофа, и богоборцы попытались уничтожить русское монашество. Но обо всём — по порядку. Кадомская женская обитель возникла в последние годы ХVIII столетия по инициативе благочестивых горожан. В 1793 году несколько девиц из купеческих и мещанских семей решили посвятить себя служению Господу. Они стали жить вместе, соблюдая монастырский устав. Одна из них — Елена Филипповна Рожнова — обратилась к игуменье Рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой прислать в Кадом послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую, чтобы та обучила девиц правилам иноческой жизни. Просьба эта была исполнена, а в сентябре 1795 года вышло официальное постановление: «Устроить келии для женской общины при Димитриевской соборной церкви, на порожнем месте, на котором прежде был воеводский дом». Организацию женской общины поручили Елене Рожновой, которая возвела келью неподалёку от собора, «на воеводском месте», и собрала общину примерно из десяти девиц.
В 1797 году городские власти обратились к епископу Рязанскому и Зарайскому Симону с просьбой разрешить создание женской обители, заявив, что готовы полностью содержать монастырь, а также «престарелых и увечных купеческих и мещанских девиц и вдов». Рязанская духовная консистория приняла половинчатое решение, выпустив 3 июня 1797 года указ о создании богадельни при кадомской соборной Димитриевской церкви. Первой настоятельницей Кадомской женской обители стала Екатерина Варфоломеевна Горская. Дочь сельского пономаря, она поступила послушницей в Рязанский Богоявленский женский монастырь. В 1794 году Екатерину Варфоломеевну перевели в Кадом, вскоре возложив на неё послушание начальницы местного сестричества. Однако душа Горской стремилась в стены родной рязанской обители. Чтобы разрешить свои сомнения, ей потребовался совет духовно зрелого человека. В это время в Саровской пустыни уже подвизался старец Серафим, о которой разносилась молва как о необыкновенном прозорливце. Екатерина Варфоломеевна пришла в Саровскую обитель, чтобы послушать его советы и наставления. Преподобный Серафим благословил её жить в Кадоме и устраивать женскую обитель, сказав при этом, что Царица Небесная поможет ей, а новая обитель прославится в будущем. Сомнения оставили Екатерину Варфоломеевну — с тех пор она постоянно, вплоть до своей смерти в 1840 году, подвизалась в Кадоме. Духовно окормляли кадомских сестёр и другие старцы из Саровской пустыни — игумен Назарий (Кондратьев) и иеромонах Иларион (Здобин), духовник Саровского монастыря.
Сохранилась переписка, которую старцы вели с матушкой Екатериной. Игумен Назарий руководил духовной жизнью сестёр Кадомской богадельни. Он известен тем, что, в своё время вводил в Валаамском монастыре правила иноческого общежития по образцу устава Саровской обители. За несколько недель до смерти отец Назарий благословил матушку Екатерину Варфоломеевну обращаться за советами к его ученику отцу Илариону. Иеромонах Иларион, по утверждению современников, больше других потрудился над устройством монашеской жизни в Кадомской женской общине. Со временем сёстры приобрели участок земли площадью 43 сотки с находящимися на нём строениями и на этом месте построили несколько келий. Уже через три года число сестёр в обители увеличилось до тридцати с лишним человек. Одни насельницы пряли и ткали, другие — красили пряжу и одежду. Некоторые отделывали фольгою образа, шили золотом, занимались шитьём простых одежд и белья, своими неустанными трудами обеспечивая существование общины. Без перерыва, день и ночь, читалась неусыпаемая Псалтирь, с поминовением отошедших в мир иной благодетелей и родственников. Не имея собственной церкви, молились в соборном храме, вместе с мирянами, что конечно же, доставляло монахиням определённые неудобства. Специально для сестёр в 1801 году в Димитриевской соборной церкви был устроен придел во имя великомученицы Екатерины, сохранившийся поныне.
Под духовным руководством саровских старцев сёстры Кадомской богадельни преуспевали в иночестве. Из монастырского синодика видно, что первые из них тайно приняли иноческий постриг и умерли монахинями. Постепенно созревала мысль о создании на месте богадельни полноценного женского монастыря. Однако злой навет городского протоиерея Феоктиста Петрова не дал осуществиться благочестивым планам первой настоятельницы. Екатерину Варфоломеевну Горскую на посту начальницы Кадомской женской общины сменила Акилина Алексеевна Волкова (1786-1858). Матушка Акилина значительно расширила обитель: приобрела несколько участков с домами, выстроила каменный храм в честь Божией Матери «Милостивая» и возвела ещё девять корпусов для сестёр, один из которых — каменный, двухэтажный, крытый железом. Важно, что к этому времени богадельня купила для себя около 400 десятин земли. Очень помогла ей проживавшая рядом с нею поручица Феодосья Михайловна Богданова, в 1820 году прописавшая в завещании сёстрам свой дом с надворными постройками. Эта усадьба понадобилась сестричеству для постройки храма. В 1849 году с разрешения императора Николая I Святейший Синод определил переименовать богадельню в Кадомскую женскую общину. Так был сделан шаг к учреждению в Кадоме женского монастыря. В это время число сестёр в общине достигало ста двадцати пяти человек. Внутренняя её жизнь протекала по-прежнему — по уставу Саровской пустыни, но при этом стали зримо проявляться внешние признаки монастырского уклада. В 1850 году епархиальное начальство разрешило сёстрам носить рясофор, а ещё через год у общины появилась собственная печать.
В 1852 году утверждается проект на постройку каменного храма в честь Милостивой иконы Божией Матери, с двумя пристройками — для больницы и для богадельни. Это посвящение для монастырского храма выбрали потому, что «милостивое соизволение» императора Николая I переименовать богадельню в общину датировалось 12 ноября, то есть днём празднества этой иконы. Уже в 1856 году строительство храма в честь Милостивой иконы Божией Матери завершили — и это, заметим, несмотря на чрезвычайную бедность общины. Одновременно сёстры хлопотали о перестройке зданий в обители и расширений недвижимой собственности, чтобы можно было рассчитывать на получение статуса полноценного монастыря. Появились благотворители, благодаря которым удалось приобрести около 500 десятин земли и леса, а также построить двухэтажный каменный корпус для сестёр и возвести каменную ограду вокруг обители. Третьей настоятельницей Кадомской женской обители стала игуменья Магдалина (в миру Мария Петровна Машкова), родом из дворян Тамбовской губернии. В 1858 году сёстры общим голосованием избрали её своей начальницей. Матушка Магдалина открыла в 1868 году в стенах монастыря женское училище для девочек-сирот из семей священнослужителей, а вскоре, 18 мая 1868 года, Кадомская женская община была преобразована в общежительный Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. Открытие монастыря состоялось 17 августа того же года.
С каждым годом улучшались условия жизни, во владении монастыря находилось до 570 десятин земли. Количество сестёр достигало в последней четверти ХIХ века двухсот человек. В монастырском училище обучались уже двадцать пять девочек. Тринадцать из них — «вольноприходящие», из разных сословий, а остальные двенадцать — сироты, жившие в здании училища на полном монастырском обеспечении. В дальнейшем, до 1920 года, монастырём управляли ещё три настоятельницы: матушка Агния, Филарета и Рафаила. Стараниями этих игумений было создано Аниковское монастырское поместье, расположенное в 4 км от Кадома; организовано Беловское подворье с огородом, расположенное в 3 км от Кадома; построены второй каменный двухэтажный жилой корпус и ещё один каменный храм. Перед Первой мировой войной обитель располагала собственной библиотекой и обширным архивом, владела 622 десятинами земли. Насельниц насчитывалось около трёхсот шестидесяти.
Весной 1920 года Кадомский женский монастырь был закрыт и разорён, его святыни — осквернены или уничтожены богоборческой властью. Монахинь изгнали с монастырской территории, а в зданиях обители разместились различные лавки, предприятия, конторы, учебные заведения. В храме в честь иконы Божией Матери «Милостивая» устроили зернохранилище: в святом месте застучали веялки, загромыхали телеги с зерном, раздалась пьяная ругань грузчиков. Позже власти едва не устроили в церкви свиноферму, но передумали, остановившись на техникуме. В 1930-х годах церковь обезглавили, лишив её куполов и сбросив колокола. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» превратили в склад райпотребсоюза. Теперь он стоит обветшавший, с прохудившейся крышей и ободранными стенами, а на его стенах и сводах проглядывают сквозь копоть чудесные лики святых. Третий монастырский храм, деревянный, и вовсе был снесён с лица земли.
Только через семьдесят с лишним лет, в 1997 году, вновь пришли сюда монахини, задавшиеся целью возродить Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. С осени 2005 года обителью управляет молодая монахиня Евгения (в миру — Мария Валентиновна Свиридовская). Она была принята в сестричество в июне 2005 года, а уже через четыре месяца архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил пострижение послушницы в рясофор и назначил её настоятельницей обители. К 2007 году стараниями настоятельницы выполнен капитальный ремонт корпуса для проживания насельниц и паломников. Отремонтирована часть храма, построена теплица, баня и гараж, строится монастырское подворье. Большой вклад в возрождение монастыря внёс его духовник архимандрит Афанасий (Культинов). Отец Афанасий — личность незаурядная и широко известная в православном мире, к нему за советом ежедневно приезжают сотни людей со всех концов страны. Батюшка говорит: «Есть предание, что здесь преподобному Серафиму явилась Матерь Божия и благословила Кадом. И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Если кадомская обитель возродится духовно, то возродится и сам Кадом…».
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №100, ООО «Де Агостини», 2010