К вопросу об обережности узоров, одежде старинного кроя и картузах

К вопросу об обережности узоров, одежде старинного кроя и картузах

Те, кто учатся у меня ткачеству, плетению поясов, старинной вышивке, чаще всего задают вопросы — «Как соткать обережный пояс? Какие узоры самые обережные?» Убеждена — узоры, пояса, рубахи, вышитые полотенца — важны, действительно важны, но они не всевластны, в них есть своя загадка и своя власть над человеком и обществом, но надо уметь разгадать их загадку, их сокровенную тайну. За несколько лет исследований, изучения старинной русской одежды, общения со стариками и размышлений на эту тему пришла к выводу, что любой предмет одежды старинного кроя и устроения играет огромную обережную роль, но не совсем так, как представляется с первого подхода.

Уверена — пояса, сарафаны, поневы, рубахи, косоворотки старинного кроя и с узорами, и без узоров одинаково обережны, но крой одежды играет даже большую роль чем собственно узоры. Важно раз и навсегда осознать, что главная обережность узоров и одежды выражается не в том, чтобы хранить уже родившихся людей, а в том, чтобы способствовать тому, чтобы у людей создавались нерушимые семьи, в которых бы рождалось много детей. Обережность одежды и узоров — не только и не столько в том, чтобы охранять уже живущих людей, а в том, чтобы рождались новые люди. Обережность в том, что чтобы создать такую нравственную высоту отношений между мужчиной и женщиной, в семье и обществе, чтобы рождались дети, чтобы были крепкие семьи, в которых будет много детей. Обережность в том, чтобы создать уверенность у каждого человека в том, что все подчиняются правилам, установленными предками, и приложат все усилия для подчинения этим правилам, крепость семьи, святость семьи — самые важные условия для рождения детей.

Одежда и сотни лет назад и сейчас — это инструмент влияния на общественное мнение. Одежда — мощнейший инструмент создания представлений о жизненных сценариях, она порождает доминирование в обществе тех или иных поведенческих сценариев, предназначение традиционной одежды заключалось в том, чтобы человек через ношение одежды, такой же как у его дедов, нравственно подчинялся родителям, судьбе, роду, воле отцов.

Чью одежду носишь — ту душу и дух и наследуешь, хотя бы отчасти. Кто кроит одежду, кто творит одежду — тот кроит и душу, и судьбу тех, кто её будет носить.

Многие с удивлением узнают, что семьи в 18-м, 19-м и даже начале 20-го века создавались не по любви, а по уважению к закону и традициям, да потому что, вы только вдумайтесь — потому что срок пришёл.
Стоит вспомнить, что большинство семей до революции создавалось по воле родителей, не по большой влюблённости или любви молодой пары, а по их подчинению воле родителей, свадьба — означала пожизненные изменения, люди раз и навсегда покорялись своей судьбе, и огромным грехом считалось оставление семьи, разрушение семьи, уход из семьи. Много рассказов о том, что их родителей женили не по любви я слышу в деревнях от бабушек, родившихся в 20-е, 30-е, 40-е. Так было принято еще совсем недавно. А в наши дни огромное число наших соотечественников не женятся, потому что ждут большую любовь или счастливый случай, который сам всё устроит, и при этом считают себя людьми, почитающими, сохраняющими и возрождающими традиции. Или женятся, но не спешат рожать детей. Но ведь традиции — именно в этом, и в первую голову именно в этом, а не в рубахах, сарафанах, поясах, венцах и картузах. Надеть картуз или пояс — важно, но хорошо не забывать и корневых сценариев жизни, о том, как было и должно быть — важно вовремя жениться и выйти замуж, и не ходить бобылём/старой девой, вот и весь сказ, вот главное предназначение любой обережности и традиций — рожать и нянчить детей, растить их и радоваться им. В семейственности — самая главная задача и одежды, и традиций, и ремесел, и узоров. Всё это только подчинено этой цели, и это — главное.

Узоры, пояса, рубахи, сарафаны и картузы ценны и важны лишь в той степени, в какой они могут помочь переродиться нашему сознанию к восприятию того, какими были наши прародители, создавшие такой крой, такие узоры, такие каноны одетости. На деле вышитые рубахи и тканые пояса закрепляли именно статус женщины — по одежде было видно, замужем она или нет, молодуха или уже не рожает — няньчит внуков, одежда разных периодов проживания обязанностей женщины в семье отражалась именно на её одежде. Одежда говорила не о человека как таковом и его индивидуальности, а о его включенности в семью. А это значит, что одежда громогласно говорила не о человеке, её надевшем, а об обществе, о семье и традициях в первую очередь, о том, насколько крепко в этом обществе уважение к семье, к положению матери, девушки, бабушки, отца, деда, прадеда.

Одним словом одежда играла огромную роль именно в поддержании уважения к институту семьи как таковой, и благодаря этому рождалось много детей — наши предки учились и умели жить ладно, с огромным уважением друг к другу и именно к такому устроению общества, к таким обычаям. Уважение и подчинение вековым устоям было важнее страсти, уважение было подлинной любовью в высшем её роде.
Поэтому одежда подлинно старинного кроя является обережной вне зависимости от того, покрыта она узорами или нет. Узоры играют совсем не первую роль в обережности как таковой.

Узоры, пояса, рубахи, сарафаны и картузы отчасти оберегают, но и самим надо быть с головой на плечах. Предназначение одежды старинного кроя — помочь становлению личности, зрелой, ответственной, решительной, с сильным и цельным характером, с правильными акцентами в жизни, со зрелыми поступками и решениями. Предназначение одежды старинного кроя — создать крепкие уважительные отношения между членами семьи и деревни, создать уверенность друг в друге, доверие друг к другу. Предназначение одежды старинного кроя — противодействовать атомизации общества, когда каждый человек сам по себе, в деревне счёт шел не на людей, живущих обособленно, а на семьи — там живёт семья Кошкиных, тут семья Коковихиных, а тут Моргуновых.

Сделать общество и людей нравственно здоровыми, чтобы в крепких семьях рождались и вырастали дети, способствовать доминированию правильных сценариев в жизни человека и общества — вот главная задача и правда обережной одежды и узоров.

Когда все, кто «сохраняют и возрождают», крепко задумаются об этом, задумаются о том, что самое важное — воссоздавать правильные сценарии жизни, озадачатся мыслью — как традиционной культуре народов России не кануть в небытие именно через это и в первую очередь через это, тогда будет хоть малейшая возможность предотвратить катастрофу тотального уничтожения традиционного уклада, народных обычаев, мировоззрения и самых душ наших предков, ещё живущих в нас. Успеем ли мы это осознать? Успеем ли? Под силу ли это нам? Каждому из нас давать ответ на этот вопрос — сегодня, завтра или уже никогда.

Марианна Николаевна Медведева

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?