В конце августа 1924 года Константин СОМОВ закончил работу над эскизами костюмов для прославленной балерины Тамары Карсавиной. На тот момент мастер вот уже несколько месяцев жил в Париже, приехав туда из Нью-Йорка, где он был одним из организаторов выставки работ русских художников.
Интересно, что, несмотря на огромную любовь Сомова к сценическому искусству, непосредственно для театра, в отличие от многих своих коллег, он сделал совсем немного. Ряд эскизов балетных костюмов, в том числе костюма Коломбины для Анны Павловой (1909), рисунок занавеса для московского Свободного театра (1913), несколько афиш — вот, пожалуй, и всё.
Родные Сомова объясняли отсутствие у него интереса «писать декорации» тем, что «темы театра» в творчестве художника отличал сугубо камерный, «интимный» характер: при взгляде на такие работы мастера «создается впечатление, будто эти вещи сделаны для себя, а не для показа другим». Кроме того, была у Сомова и еще одна причина, препятствующая занятиям сценографией. Камнем преткновения для художника стала… неспособность к точным наукам, которая не позволила ему «усвоить законы перспективы».
Что касается Карсавиной, то с ней Сомова связывало давнее знакомство и взаимная симпатия. Он нередко бывал не только на спектаклях с участием балерины, но и у нее дома. А в 1918 году художник работал над портретом ее мужа, британского дипломата Генри Брюса.
По просьбе артистки Сомов выполнил для ее будущего турне по Америке эскизы семи костюмов: «костюм субретки и партнер (костюм лакея), маркизы и ее кавалера и костюм неглиже. Всё это для музыки Моцарта. Потом комический для танца марионетки и костюм ангела». Мастер очень волновался, понравятся ли заказчице его работы. Но опасения были напрасны: эскизами балерина осталась «чрезвычайно» довольна. «Я никак не ожидал такого «успеха, успеха, успеха»», — не смог скрыть своей радости художник.
Получив одобрение, Сомов посчитал своим долгом оказать Карсавиной и практическую помощь: вместе с ней он «целый день путешествовал по магазинам, выбирал материал, смотрел парики и ботинки». Помимо этого, он еще и выразил готовность лично наблюдать за процессом изготовления костюмов парижскими мастерами. Так художник старался максимально точно воплотить плоды своей творческой фантазии в реальность.
Забегая вперед, скажем, что осенью того же года Сомов вновь окажется в Америке. И в это же самое время там будет гастролировать и Карсавина. Художник придет в Карнеги-холл на выступление артистки и станет свидетелем её триумфа у американской публики, свою лепту в который внёс и он.
©Зеленая лампа
Иллюстрация: К. Сомов. Эскиз костюма для Т. Карсавиной к балетному номеру «Барочный ангел». 1924.
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 31.08.2024