« «Гордостью всей России» называли княгиню Марию Клавдиевну ТЕНИШЕВУ (1858, Санкт-Петербург — 1928, Воскрессон, близ Парижа) современники. «Настоящей Марфой Посадницей» считал княгиню хорошо знавший ее художник Н. К. Рерих. Русская аристократка, отдававшая свои силы, энергию и немалые средства на просвещение народа: творец, художник, просветительница.
«Как спокойно и благополучно могла устроиться в жизни Мария Клавдиевна, — вспоминал Рерих. — По установленным образцам она могла надежно укрепить капитал в разных странах и могла оказаться в ряду тех, которые вне человеческих потрясений мирно кончат свою жизнь «на дожитие».
Но стремление к знанию и красоте, неудержимое творчество и созидание не оставили Марию Клавдиевну в тихой заводи. Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед.
…Посмотрим итоги, что Мария Клавдиевна сделала.
Она дала городу Смоленску прекрасный музей, многим экспонатам которого позавидовал бы любой столичный музей.
Она дала Русскому музею прекрасный отдел акварели, где наряду с русскими художниками были представлены и лучшие иностранные мастера.
…Сколько музеев сохраняет память о М. К.!
Музей Общества поощрения художников, музей Общества школы Штиглица, музей Московского археологического института и многие другие хранилища сохранили в себе приношения М. К.
А сколько школ было создано или получило нужную поддержку! Наконец — художественное гнездо Талашкино, где М. К. стремилась собрать лучшие силы для возрождения художественных начал.
Вспомним, как создавались художественные мастерские в Талашкине. Вспомним воодушевляющие спектакли. Вспомним посылки учеников за границу. …Вспомним все меры, предпринятые М. К. к поднятию художественной промышленности и рукоделия в смоленском народе. Вспомним те исключительные заботы, которыми М. К. старалась окружить художников. Вспомним сказочные малютинские теремки во Фленове. Вспомним раскопки в Новгородском кремле, поддержанные лишь М. К. …Вспомним выставки, и в России и за границей, где М. К. хотела показать значение русского искусства. Вспомним музыкантов и писателей русских и иностранцев, бывших в Талашкине. Стравинский на балясине малютинского теремка написал лад из «Весны священной». Вспомним, что именно Мария Клавдиевна ближайшим образом помогла Дягилеву и группе «Мир искусства» начать замечательный журнал этого имени [княгиня Тенишева внесла на основание журнала 12,5 тыс. рублей. — З. л.], который поднял знамя для новых завоеваний искусства.
Нужно представить себе, насколько нелегко было по условиям конца девятнадцатого века порвать с академизмом и войти в ряды нового искусства. Официальных лавров этот подвиг не приносил. Наоборот, всякое движение в этом направлении вызывало массу неприязненной вражды и клеветы. Но именно этого М. К. не боялась. А ведь равнодушие к клевете тоже является одним из признаков самоотверженного искания.
…Дальше [в 1918 г. — З. л.] для М. К. открылись новые странствия, перемена всей внешней жизни и переоценка многих людей.
…Имея только свой рабочий стол, небольшую мастерскую и маленькую виллу под Парижем (как я называл ее: «Малое Талашкино»), М. К. опять оказывается свободной в своих помыслах.
…Среди родов искусства М. К. избирает для себя наиболее трудный и монументальный. Эмали ее, основанные на заветах старинного долговечного производства, разошлись широко по миру. Эти символические птицы Сирины, эти белые грады, эта цветочная мурава, эти лики подвижников показывают, куда устремлялись ее мысли и творчество.
…Во французских музеях и у частных собирателей эмали М. К. напомнят об этой памятной жизни и о стремлениях к Жар-цвету — Творчеству.
…Никто не скажет, что Мария Клавдиевна шла не по правильным путям.
Возьмем имена разновременных сотрудников ее и оцененных ею.
Врубель, Нестеров, Репин, Серов, Левитан, Александр Бенуа, Бакст, Малютин, Коровин, Головин, Сомов, Билибин, Наумов, Ционглинский, Якунчикова, Поленова и многие имена, прошедшие через Талашкино или через другие мастерские и начинания Марии Клавдиевны.
Названные имена являются целой блестящей эпохой в русском искусстве. Именно той эпохой, которая вывела Россию за пределы узкого национального понимания и создала то заслуженное внимание к русскому искусству, которое установилось за ним теперь. Это показывает, насколько верно мыслила М. К., ценя именно эту группу смелых и разносторонних искателей».
К. Коровин. Портрет М. К. Тенишевой. 1899.