Изюм. Вознесения церковь, 1819—1826 гг. Построена в бывшей слободе Пески, которая слилась с г. Изюмом, на месте деревянной 1792 г. Первоначально крестовая в плане, в 1903 г. была расширена достройкой боковых приделов (надпись на западной грани третьего яруса колокольни), на один ярус была увеличена колокольня. В стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане, трехнефная, с трансептом, однокупольная, с колокольней над западным притвором. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на высоком круглом барабане, лежащем на парусах и подпружных арках, опирающихся на мощные пилоны. Центральный неф и трансепт перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, боковые нефы и первый ярус колокольни — крестовыми сводами. Стены фасадов памятника расчленены пилястрами и увенчаны антаблементом с развитым карнизом. Главный западный и боковые входы акцентированы четырехколонными портиками со спаренными колонками и треугольными щипцами. Барабан главы расчленен полуколонками коринфского ордера, над антаблементом аттик, увенчанный приподнятой полусферической главой с круглой декоративной главкой. Колокольня четырехъярусная. Декор прямоугольного в плане нижнего яруса аналогичен фасадам церкви, квадратного второго — ограничен карнизом и наличниками окон, восьмигранный третий по сторонам света украшен плоскими портиками с пилястрами коринфского ордера и треугольными фронтонами над антаблементом.
http://www.dalizovut.narod.ru/
Свято-Вознесенский храм (Изюм)
Каменное здание храма было освящено 12 июня 1826 года. Изначально в XVII веке эта церковь «была устроена на левой стороне Донца в местности под названием «Зверинец». В связи с частыми затоплениями весенней водой рек Донца и Изюмца церковь была перенесена в предместье Изюма «Замостье», но и здесь неоднократно была заливаема Донцом. В 1792 году прихожане, к числу которых принадлежали и жители Песок, возбудили перед Епархиальным Начальством ходатайство о перенесении Вознесенской церкви из Замостья в более высокую местность на Пески. Разрешение они получили достаточно быстро. План воплотили в жизнь в том же году. На месте бывшей церкви на Замостянской улице до 1898 года существовала деревянная капличка. В 1898 году эта капличка была заменена каменной часовней, построенной в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны. Здесь, в Свято-Вознесенском храме хранится истинное чудо земли Слобожанской — чудотворная Песчанская икона Божией Матери одна из самых почитаемых святынь. Уже много столетий являет Хранительница рода человеческого свое покровительство оберегает, помогает, исцеляет. Двести пятьдесят лет святыня не перестает творить чудеса. И сегодня, огромное количество верующих, паломников приезжают в Свято-Вознесенский храм, чтобы увидеть красоту и величие старинного храма, помолиться чудотворному образу Песчанской Божией Матери. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. — X.: Факт, 2005
Чудотворный Песчанский образ Пресвятой Богородицы
В слободе Песках, Изюмского уезда Харьковской губернии, в двух верстах от уездного города Изюма, в местном приходском храме, находится икона Божьей Матери, именуемая «Песчанской». История прославления этой иконы связана с жизнью местночтимого святителя бывшей Белгородской епархии Иоасафа Горленка (святителя Иоасафа). Вот что передаётся в имеющемся при церкви «Сказании» об этой иконе. В 1754 году святитель Иоасаф, объезжая свою епархию, в состав которой входила и нынешняя Харьковская губерния, прибыл в город Изюм. Первая церковь, которую он посетил, была Вознесенская в предместье города, называемом Замостьем. Церковь эта при первоначальном заселении Изюма в XVII веке была устроена на левой стороне Донца в местности под названием «Зверинец». Вследствии частых затоплений весенней водой Донца она была перенесена в предместье Изюма Замостье, но и здесь была неоднократно заливаема Донцом, почему в 1792 году прихожане, к числу которых принадлежали и жители Песок, возбудили ходотайство о перенесении Вознесенской церкви из Замостья в более высокую местность на Пески, что было разрешено и приведено в исполнение в том же году.
На месте бывшей церкви на Замостянской улице до 1898 года существовала деревянная капличка, а в 1898 году она была заменена каменной часовней в память священного коронования их императорского величества государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Феодоровны. Во время перенесения иконы из Песок в Изюм 13 мая в эту часовню заносится икона и перед нею читается акафист Богородице. Встреченный духовенством и войдя в притвор, святитель с изумлением остановился и стал вглядываться в большую икону Богоматери, стоявшую в углу притвора и служившую перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. Долго с умилением смотрел он на икону, а потом, осенив себя крёстным знамением, пал перед ней на колени и громко произнёс: «Царица Небесная, прости небрежность Твоих служителей, не ведают бо, что творят!» Потом, сделав благочинному замечание за такое небрежное отношение к святыне, сказал: «Почему сей образ не поставлен в лучшем месте? В сем образе преизобилует особенная благодать Божия, в нём Пресвятая Владычица являет особое знамение своего заступничества для сей веси и целой страны». И тут же приказал поставить эту икону в более приличном месте. Благочинный в оправдание заметил, что в церкви много икон от старого иконостаса, которым нет места. Тогда святитель, быстро войдя на середину церкви, посмотрел на все стороны, и обратив внимание на большой киот сзади левого клироса, установленный небольшими иконами из старого иконостаса, сказал: «Вот самое приличное место для иконы Божьей Матери. Поставьте её на место этих, уже обветшавших икон, и чтобы она всегда стояла на этом киоте». С тех пор икона всегда стояла на этом месте и даже после перенесения церкви на Пески.
После сооружения в 1826 году новой каменной церкви, вследствие изменения плана, икона помещается и до настоящего времени в киоте по левую сторону иконостаса. Святитель Иоасаф прожил в Изюме более трёх дней; ежедневно утром и вечером он приходил в приходскую церковь и молился перед образом Божьей Матери тогда же перенесенным и поставленным в месте, указанном святителем. Весть о внимании, обращённом святителем на икону, о его молитве пред нею, распространилась между обитателями, и многие стали приходить к ней, как к имеющей особую благодать. К тому же в это время стали передавать слух, что святитель перед выездом из Белгорода видел сон: будто бы он осматривал церкви, и в одной из них, в притворе увидел на куче сора икону Богоматери со светлым сиянием, исходившем от неё, причём неизвестный голос указывал на эту икону, как на источник благодати для страны. Сон этот произвёл такое впечатление на святителя, что он во время поездки по епархии он внимательно осматривал каждую церковь, как будто ожидал найти сходство с тем, что видел во сне. Прибыв в Изюм, он был поражён сходством Вознесенской церкви с виденной во сне, а потому, взглянув на икону Божьей Матери, стоявшую в притворе в таком небрежении, он понял, что сон его относиться к этой церкви и этой иконе. И действительно, после этого многие стали обращаться с верою и молитвой к Владычице мира, и получали у этого образа исполнение просимого, вследствие чего весть о церкви, где хранился дивный образ Богоматери, распространился далеко за пределы Изюма, и многочисленные толпы желавших поклониться иконе начали стекаться в эту церьковь.
С перенесением Вознесенской церкви в 1792 году из Замостянской улицы на Пески была перенесена и икона, привлекавшая всё большее и большее почитание и благовение как прихожан, так и окрестных жителей. Вскоре после перенесения церкви и образа на Пески, Она благоволила явно показать всем, что на этом образа почивает особенная благодать, и что всякий с верою приходящий и припадающий к этому образу не отойдёт от лика её неуслышан. Около 1800 года в Изюме жил учитель местного училища Стефан Гелевский, у которого умирали дети, наконец, заболевает и последний оставшийся в живых сын Пётр. Несмотря на сильную скорбь, родители не теряли надежды на милость Божью и, веря в благодатную силу образа Песчанской Богоматери, дали обещание отслужить молебен перед этим образом, для чего и отправились на Пески, но по дороге их сын умер. Мать хотела возвратиться назад, но отец настоял на том, чтобы исполнить данное обещание. По приходе на Пески, не говоря никому о смерти ребёнка, они просили священника отслужить молебен перед иконой. Во время молебна родители со слезами умоляли Заступницу христиан быть их утешительницей. И вера их не посрамилась. Во время чтения кондака дитя вдруг вскрикнуло так сильно, что привело в ужас всех присутствующих, отец и мать лишились чувств. Прийдя в себя, они рассказали, что их сын умер дорогой, но перед иконой ожил. Этот младенец скоро поправился, вырос, служил потом в чине полковника и умер в Петербурге в пожилых летах. Слух о таком необычном случае быстро распространился и начал привлекать на Пески толпы богомольцев, особенно из жителей Изюма. Церковь и ограда были переполнены пришедшими, так что священники не успевали служить молебны. В это время в Изюме был благочинным соборный протоерей Иоасаф Погорлевский, который по донесению Изюмского духовенства о том, что в Изюме прихожане служат молебны исключительно на Песках или в силу других причин, запретил служить перед образом молебны посторонним богомольцам. Но этот запрет привёл к ещё большему прославлению образа. Вскоре после запрещения протоерей заболел мучительной болезнью, с судорогами во всём теле, усиливающимися при малейшем движении. Тяжело страдая, больной пришёл к выводу, что эта болезнь есть наказание Божье, посланная ему за сделанное распоряжение о прекращении прославления образа Песчанской Божьей Матери. Сознавая свою вину, он решил обратиться к Целительнице всех болезней, и велел нести себя к чудотворному образу, так как везти его нельзя было из-за сильной боли от сотрясения. Принесенный на Пески на простынях и положенный перед иконой, он во время молебного пения горячо молился, прося прощения и исцеления своей болезни. Как только окончился молебен и больной приложился к образу, тотчас почувствовал облегчение настолько, что сам без посторонней помощи вышел из церкви. Через несколько дней Погорлевский был совершенно здоров. После этого он не воспрещал служение молебнов пред образом, всегда благоволил перед ним, и всем советовал обращаться к нему, как к источнику благодати. Эти два следовавшие один за другим чудесные случая явно показали, что икона сия предназначена быть многотекущей рекой божественной благодати для всех верующих.
Прежде всего, нельзя не признать чудесным само построение настоящего каменного храма, в котором находится чудодейственный образ. В 1819 году вследствие ветхости старого деревянного храма прихожане с разрешения начальства начали постройку нового каменного. Постройка возведена была до окон нижнего этажа, а затем по причине несогласия, возникшего между главными деятелями по постройке церкви, местными помещиками, остановились, и прихожане потеряли надежду увидеть свой храм оконченным. В это время у одного из прихожан, богатого помещика Андрея Фёдоровича Тимошенко умерла жена Екатерина, питавшая особое благоволение к Песчанской иконе и соорудившая на неё массивную серебряную позолоченную ризу. Перед смертью она умоляла мужа окончить здание Песчанской церкви ради Царицы Небесной. Тимошенко по своей скупости не желал принимать никакого участия в постройке, между тем вскоре после смерти жены вдруг выразил особое желание продолжать прекращённую постройку с тем только условием, чтобы окончить её поскорее и притом исключительно на свои средства. Судя по этому, можно было предположить, что желание такое у него явилось вследствие какого-то необыкновенного случая. Действительно, вот что он передавал настоятелю протоиерею Льву Яровому: будто бы через некоторое время после смерти к нему во сне явилась жена, в том самом платье, в котором была похоронена, и трогательно просила его, оставив скупость, построить храм ради Царицы Небесной ради спасения своей души, прибавив при этом, что богатство земное, не употреблённое при жизни во славу Божию, после смерти не только не принесёт пользы, но и будет причиной вечных мучений. Также она уверила, что за ризу, сделанную ею для иконы Царицы Небесной, она по молитвам её удостоилась получить большое облегчение в загробной жизни. Сказав это, она с шумом вышла из комнаты через дверь, закрытую на ключ. Поражённый видением, Тимошенко проснулся, бросился к двери, но она оказалась запертой. Видение это повторилось в следующие две ночи, только с той разницей, что в последний раз жена явилась с Песчанской иконой Божьей Матери, от которой исходили блестящие лучи, и слышен был голос, исходивший как бы от иконы, объявлявший ему, что за маловерие нежелание и промедление с окончанием постройки новой церкви он не удостоится приносить молитвы в сооружённом храме. Последнее видение так поразило его, что он немедленно отправился к настоятелю церкви, рассказал случившееся с ним и просил совета. Протоиерей посоветовал ему не откладывать с исполнением замогильной просьбы жены. Тогда Тимошенко, несмотря на скупость, решил немедленно приступить к постройке своими средствами, только просил настоятеля заведовать постройкой и при этом торопил работу. «Может быть, прибавлял он, Царица Небесная пощадит меня и удостоит помолиться в новоустроенном храме». И действительно, благодаря щедрым средствам строителя церковь была быстро выстроена, снабжена всем необходимым, но сам строитель, как и было предсказано, не удостоился присутствовать на освящении выстроенного храма. Уже ожидалось освящение, как вдруг, поражённый ударом, Андрей Фёдорович Тимошенко скончался за полтора месяца до освящения церкви, которое было совершено 12 июня 1826 года.
http://odigitriya.com/grafik-poezdok/izyum.html
Свято-Вознесенский кафедральный собор известен далеко за пределами Изюмщины благодаря тому, что здесь хранится одна из самых знаменитых и почитаемых святынь Восточной Украины — чудотворная икона Песчанской Божией Матери. Храм построен и освящен в 1826 году. Он возведен вместо предыдущего, который находился на улице Замостянской на левом берегу Северского Донца и вследствие частых разливов реки начал разрушаться. Именно в этом старом храме явилась в 1754 году Белгородскому епископу — святителю Иосафу (Иосифу Горленко) икона Божией Матери Песчанская.
«Образ Божией Матери, называемый Песчанский, был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому. В год своей блаженной кончины (1754) святитель Иоасаф объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с младенцем со светлым сиянием, от неё исходящим; и раздался глас: Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор. По прибытии в г. Изюм Харьковской губернии, епископ посетил Вознесенскую церковь и с изумлением обнаружил в ней икону, увиденную во сне. Икона находилась в небрежении и служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подобающее место. Более трех дней прожил святитель Иоасаф в Изюме и ежедневно, утром и вечером, приходил он в Вознесенскую церковь и молился перед образом Божией Матери». В 1792 году Вознесенская церковь была перенесена из Замостья в более высокую местность на Пески, куда и была отправлена икона, привлекавшая все более и более почитание и благоговение прихожан и окрестных жителей.
Стараниями приснопамятного митрофорного протоиерея Иосифа Романчака с 1983 по 2008 гг. Свято-Вознесенский храм был полностью обновлен. С 2000 года храм получил кафедру викарного архиерея, став кафедральным собором. Настоятелем храма является Высокопреосвященнейший Онуфрий (Легкий) Архиепископ Изюмский. В 2005 году были позолочены купола, в 2006-2007 гг. был расписан весь храм, заменены иконостасы, а также киоты во всем храме. Благодаря стараниям отца Иосифа при храме открыта гостиница для паломников, обустроен источник. Кириченкова криница, один из живописнейших уголков города, находится неподалеку от храма. Об источнике этом знают далеко за пределами Изюма. Многие приезжают отведать его целебной ключевой воды, здесь утоляют жажду усталые путники, останавливаются отдохнуть путешественники. Чуть в стороне радует глаз небольшая часовня-купальня. По преданию, искупавшись в ней можно смыть грехи, избавиться от недугов и набраться здоровья.
http://odigitriya.com/grafik-poezdok/izyum.html
Источник Божией Матери — Кириченкова криница
Неподалеку от Вознесенского собора есть Святой источник. Вот уже несколько столетий не иссякает благодатный поток его целебной воды. Жители Изюма и многочисленные паломники с благоговением почерпают сей бесценный дар для своих повседневных нужд и для исцеления души и тела. Этот живописный уголок Изюмской земли давно привлекает к себе странников, желающих утолить жажду прохладной ключевой водой и передохнуть в тени деревьев от трудов дальней дороги. Поистине удивительно видеть, что вода, бьющая из-под земли в таком количестве, не иссякает и не умаляется.
Народное предание сохранило историю о возникновении этого источника, который среди изюмчан известен под именем Кириченковой криницы. В Изюмском полку некогда служил казак по прозвищу Кириченко. Его дочь родилась слепой, что приносило немало огорчений и трудностей для всей семьи. Богобоязненный и искренний казак молился Богу и Пресвятой Богородице и получил откровение выкопать во дворе колодец. Только лишь он приступил к этому, как тотчас из-под земли забил чудотворный источник, вода которого даровала прозрение болящей. По другой версии, исцеление произошло прямо в доме, когда брызги пробившегося сквозь пол родника оросили страждущую девушку. Время стерло место усадьбы казака, не сохранился дом его, но целебная вода до сих пор дарует утешение всем нуждающимся. Не так давно возле источника была устроена часовня-купальня, в которой круглый год, не боясь погодных условий, можно с молитвой пройти под приятно освежающим потоком ключевой воды.
http://odigitriya.com/grafik-poezdok/izyum.html
Деревня Федоровка (Изюмский район) основана во второй половине XVIII в. писарем Изюмского полка Федором Павловичем Тимошенко на левом берегу речки Мокрый Изюмец. Ф.П. Тимошенко был женат на дочери полкового есаула Изюмского полка Ирине Георгиевне Розалион-Сошальской. А сын подпоручик Андрей был женат на дочери последнего полковника Изюмского слободского полка Екатерине Федоровне Краснокутской, часть сл. Каменки Изюмского уезда перешла к нему в качестве приданного за женой, но в первой половине XIX в. эта часть имения была продана наследникам протоиерея А.А. Самборского. В Федоровке Ф. Тимошенко построил деревянный господский дом, открыл шинковый дом и высадил два фруктовых сада. В одном произрастали яблони, груши, сливы и вишни, а в другом виноград, который не всегда вызревал, из-за ранних холодов…
С именем Андрея Фёдоровича Тимошенко и его супруги связано строительство каменной Вознесенской церкви в подгородной сл. Пески. Известно, что прихожанам этой церкви было дозволено 14 марта 1819 г. построить новую каменную церковь. Поверенными строительства стали губернский секретарь Павел Адарюков и купец Евдоким Веселый. Однако уже через год выяснилось, что средств для окончания постройки недостаточно. Если верить истории, изложенной в церковной литературе, то получается, что привлечением средств А.Ф. Тимошенко к строительству церкви прихожане обязаны его супруге Е.Ф. Тимошенко, которая свято чтила икону Песчанской Божьей Матери, хранящейся в храме. Якобы перед смертью она умоляла мужа окончить строительство во имя Царицы Небесной. Е.Ф. Тимошенко умирает в конце 1824 – начале 1825 г., когда церковь уже практически окончена, но похоронена она была в родовом склепе Тимошенко в Федоровке. В 1825 г. А.Ф. Тимошенко обращается с просьбой разрешить ему быть погребенным в папертном углу Вознесенской церкви, так как он употребил на это строительство 36 408 рублей. Просил он и перенести туда же прах его супруги. Синод разрешил ему быть похороненным в храме, как его строителю, а тело супруги перенести не разрешил.
Весьма любопытно, что Филарет в Историко-статистическом описании Харьковской епархии вообще не упоминает о строительстве новой Вознесенской церкви в Изюме, хотя в других случаях вкладам такого рода он обычно уделял особое внимание.
http://otkudarodom.ua; ГАХО. – Ф. 3, оп. 39, ед. хр. 82.; ГАХО. – Ф. 40, оп. 15, ед. хр. 1545.