Построен в 1818-1823 годах в г. Ижевске по проекту Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А.Д. Захарова при участии местного архитектора С.Е. Дудина. Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный придел — в честь святой великомученицы Екатерины (ее день долго отмечался потом как обще ижевский праздник), северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, «пещерный» храм — в честь святых мучеников Власия и Модеста. В 1871 году при Соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 года при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода.
В марте 1922 года комиссия под председательством члена ВЦИК И. А. Наговицына изъяла из Собора более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 года Собор был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов. Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр, затем как музей с атеистическими экспонатами. В 1932 году, после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр. В 1937 году был снесен купол Собора.
Собор был возвращен верующим в 1990 году. После подготовки проекта реставрации (руководитель творческого коллектива С. А. Макаров) в 1992 году начались работы по возрождению этого Собора. Настоятелем Собора в 1990-1992 годах был Епископ Ижевский и Удмуртский Палладий (Шиман). С 1993 года Настоятелем Собора является рхиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко). При нем начались регулярные богослужения в южном приделе Собора, для которого был изготовлен небольшой резной иконостас из дерева, а сам придел был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая. Активизировались реставрационные работы в Соборе, в результате чего к концу 1993 года в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ.
Освящение Собора состоялось 2 января 1994 года. Статус Кафедрального Собору придан Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1994 года. На территории Собора построены новый кирпичный крестильный храм, иордань для освящения воды и звонница. Произведена реконструкция подвального помещения, где в настоящее время размещается малый крестильный храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Максимальная высота колокольни на соборе 70 метров.
После грандиозного пожара 1810 года и гибели в его огне церкви Пророка Илии в Ижевском заводе решили строить новый храм. Уже год спустя заводской архитектор Семён Емельянович Дудин, первый профессиональный ижевский зодчий, предложил проект большого трёхпрестольного собора. Он выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был отвергнут в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского собора в Кронштадте, выстроенного по проекту архитектора Андреяна Захарова. Дудин сумел адаптировать его не только к местности, но и к стеснённым денежным обстоятельствам: упростил структуру образца, а литые фрагменты здания заменил гранитными. Финансирование стройки осуществлялось Артиллерийским департаментом военного ведомства: собор планировался в качестве главного храма оружейного завода. Пример подавали и августейшие особы. Свои деньги на возведение Александро-Невского собора даровал император Александр I. Строительство его продолжалось с 1816 по 1823 год. Главный придел был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный придел — в честь святой великомученицы Екатерины, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний «пещерный» храм — в честь святых мучеников Власия и Модеста. В 1824 году, во время пребывания на Ижевском заводе, император Александр I не приминул осмотреть самый большой на тот момент православный храм Вятской губернии.
Красивый и величавый собор был выдержан в традициях русского классического зодчества. Александро-Невский собор, выстроенный в стиле строгого русского классицизма, и поныне эффектно выделяется на фоне советской застройки центра Ижевска. А до начала ХХ века храм органично вписывался в целостный градостроительный ансамбль, который составляли: главный корпус оружейного завода, триумфальная Михайловская колонна и собор Александра Невского; вместе они символизировали три традиционных столпа российской государственности: «За веру, Царя и Отечество». Зданию присущи симметрично-осевая композиция и чёткость объёмно-планировочной формы. Квадратный тип здания в форме куба перекрыт сферическим сводом на барабане. Первоначально храм был декорирован в строгом классическом стиле, однако в 1870 году его интерьеры стали более пышными и помпезными: живописцы и резчики активно применяли золочение лепного декора, архитектурных деталей, а также иконостасов и куполов. Распор поддерживают четыре мощных пилона со срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши. Главный неф отделён от боковых двумя колоннадами ионического ордера. Перекрытие над главным нефом — коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера основного храма и третьего под колокольней с западной части трапезной. Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным утолщением. Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной соответствует пилястра.
Александро-Невский собор долгое время считался главным приходским храмом Ижевска, к нему был приписан целый ряд часовен и церквей, в том числе, по окончании строительства в 1907 году, и Михайловский собор. При храме действовало попечительство, ведавшее школами, больницами, богадельнями в округе. С 1875 года в Александро-Невском соборе работала воскресная школа, рассчитанная на 135 учеников.
1922 год стал одной из первых станиц в трагической истории Русской Православной Церкви. 23 февраля 1922 года был издан декрет «об изъятии церковных ценностей». Ценности должны были изыматься все, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Коснулась эта «акция» и Александро-Невского собора. Повторно собор был разграблен и после чего закрыт в 1929 году. Была разрушена колокольня, а 24 «звона» отправили на переплавку. Службы в храме прекратились по требованию юношеской организации «Союза воинствующих безбожников». Собор был переоборудован под клуб. С 1930 года бывшее церковное здание служило как детский клуб и кинотеатр, позднее как музей атеизма. В 1932 году после новой реконструкции в здании бывшего собора открылся первый в республике звуковой кинотеатр «Колосс». В 1937 году разобрали купол храма, после чего изуродованное здание было причислено к «памятникам архитектуры 1-ой категории».
Лишь в 1990 году храм возвратился в лоно Церкви. После подготовки плана реставрации в 1992 году начались работы по возрождению Александро-Невского собора. К концу 1993 года ремонт был завершён, на территории храма построен новый крестильный храм, иордань для освящения воды, временная звонница. 2 января 1994 года собор был переосвящён, и на Рождество здесь прошло первое, спустя многие годы богослужение. Главная святыня собора Александра Невского — икона Почаевской иконы Божией Матери.
В непосредственной близости от собора находится усыпальница Андрея Фёдоровича Дерябина — горного инженера, много сделавшего для строительства собора, под руководством которого с 1808 по 1843 год возводился знаменитый Ижевский завод.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №292, 2018 г.
Необходимость возведения собора в центре Ижевска была осознана заводскими и духовными властями в результате майского пожара 1810 года, уничтожившего значительную часть города и главный в то время храм — деревянную церковь Ильи Пророка, встал вопрос о строительстве нового храма. Уже на следующий год заводской архитектор С. Е. Дудин, выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был, отвергнут, в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А.Д. Захарова. Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, заменив гранит на заводское литье (чугун), а также упростив отдельные архитектурные формы собора, тем самым удешевив проект.
Строительство каменного собора во имя Св.блгв.вел.князя Александра Невского в Ижевском заводе началось по храмозданной грамоте от 28 июля 1816 г. № 2917, выданной преосвященным Гедеоном, епископом Вятским и Слободским, на средства Артиллерийского департамента. Строительство собор началось лишь спустя четыре года, возвели и украсили его, всего за три года, поскольку на стройке сконцентрировались усилия мощного оружейного завода, и она подлежала также высочайшему контролю. На строительство храма жертвовал личные средства Император Всероссийский Александр I (Павлович).
15 октября 1823 г. Первый настоятель, протоиерей Захарий Лятушевич освятил храм в честь Святаго благоверного великого князя Александра Невского, такое посвящение, главного придела, было органично для города-завода оружейников. Южный предел был освящен — в честь святой великомученицы Екатерины, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, «пещерный» храм — в честь священномучеников Власия еп. Севастийского и Модеста еп. Иерусалимского (целители и покровители домашнего скота). Дни памяти святого Александра Невского (12 сентября и 6 декабря) и святой великомученицы Екатерины (7 декабря) отныне отмечали здесь особо торжественно как главные ижевские праздники. На Ижевском заводе эти дни были выходными. Мастеровые издавна, явочным порядком, устраивали себе в этот день выходной (поскольку он совпал с днем перехода прежнего завода Шуваловых в 1763 г. в казну) и проводили трехдневную Екатерининскую ярмарку с непременными катаниями в разнаряженных кошевках.
В октябре 1824 г. проезжая через Ижевск, собор посетил Император Всероссийский Александр I (Павлович).
В 1830 г. в состав прихода собора входили: Ижевский завод, д. Лудорвай, поч. Кинервай, д. Верхний Якшур, поч. Воскресенский, д. Шудзи, д. Пазели, д. Русская Карлутка, д. Русский Вожой, д, Курегово, д. Якшур (Бодья), д, Щудья, Выжоил, д. Дальний Сентек, д. Пирогово, д. Ягул-Чудзи, поч, Аюковский, д. Чушьялово, поч. Кирхнеров, д. Карлутка, поч. Ключи, д, Медведево, д. Люк-Чудзя, д. Щабердино, поч. Кидзядаи, д. Лгырман, поч. Старков, д, Вотская Карлутка, поч, Ярушки, д. Люк-Шудзя, д. Ближний Сентек.
Собор представляет собой идеальное воплощение культовой постройки высокого русского классицизма – строгого, «державного», по-петербургски холодноватого и щеголевато отточенного в общем силуэте и деталях. В истории архитектуры Удмуртии данное здание единственное окружено сразу восемнадцатью отдельно стоящими колоннами, типичными для высокого классицизма. Столь же характерен для него и наиболее совершенный тип объемно-плановой композиции собора. Данная композиция оказалась органично близка С.Е. Дудину как мастеру высокого классицизма. Развивая идеи А.Д. Захарова, а также К.Н. Леду, ижевец вообще большинство своих храмов подчинял пластическому образу «шара на кубе» («шар» вписан в полусферу купола и барабана, венчающего «куб» — четверик холодного храма). Этот образ определяет и внешний облик захаровско-дудинского создания в центре Ижевска.
Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилона со срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши. Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырех колонн каждая. Перекрытие над главным нефом – коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера холодного храма (аналогичный портик отмечает и западный фасад собора). Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным энтазисом (утолщением). Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной части храма соответствует пилястра.
Над четвериком основания с западной стороны возвышаются два яруса колокольни типа восьмерик на четверике. Наиболее существенным отличием от кронштадтского прототипа является то, что там, у А.Д. Захарова, вместо восьмерика располагалась ротонда. Это различие объяснимо прежде всего тем, что в Ижевске верхний ярус колокольни был выстроен капитально (в камне, вместо прежнего деревянного яруса) только в 1877 г. – уже без захаровских чертежей и дудинского контроля, в атмосфере, когда стилевые тонкости высокого классицизма казались устаревшими и чрезмерными. Но данное различие не имеет какого-либо негативного значения. Наоборот, оно придает ижевскому зданию индивидуальную окраску.
Храм стал градостроительным, идеологическим и даже астрономическим центром Ижевска. Последнее обстоятельство связано с тем, что именно колокольню собора избрали одним из 52 астрономических пунктов Вятской губернии. Точнейшие координаты колокольни были впервые определены военными топографами Генерального штаба в 1858 г. С.Е. Дудин талантливо связал собор в единую градостроительную композицию с главным корпусом оружейного завода, своим основным шедевром. Стройная колокольня ритмически и стилистически соответствовала заводской башне, расположенной с ней на одной оси. Промежуточный узел на той же оси образовала увенчанная скульптурой ангела с крестом триумфальная колонна в память князя Михаила Павловича. Таким образом, за 36 лет по градостроительным наметкам С.Е. Дудина в центре Ижевска сложился ансамбль, не имевший аналога в русском зодчестве. Ведущая градостроительная ось этого ансамбля ярче, чем где-либо еще, проиллюстрировала чередованием своих элементов державную православную триаду «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО («Православие, самодержавие, народность»). Элементам триады точно соответствовали три узла главной оси Ижевска, вдоль которой ежедневно проходили тысячи рабочих завода. «ВЕРА» — Александро-Невский собор (1820-1823). «ЦАРЬ» — Михайловская колонна (1856). Она точно повторяла силуэт колонны в честь брата Михаила Павловича, Александра I, что украшала Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге. «ОТЕЧЕСТВО» — башня оружейного завода с триумфальной колонной и изображениями воинских трофеев (1815). Завод строился в Отечественную войну 1812 г. для защиты Отечества.
Александро-Невский собор долгое время был самым крупным храмом крупнейшего населенного пункта Вятской губернии. Естественно, прихожане и заводские власти уделяли большое внимание внутреннему убранству собора. Оно постоянно совершенствовалось. Первое, классически сдержанное убранство (живописец В.И. Албычев, резчик А.М. Канцырев) сменило в 1870-е г.г. новое, выдержанное в прихотливом русском стиле (живописец К.А. Стародумов, резчик С.С. Голышев). Излюбленными приемами тогда в духе времени стали орнаментальный мотив «плетенки», обильное золочение и росписи стен масляной краской «под мрамор». Эти работы были продолжены в середине 1890-х г.г. (живописец Е. Брюхов, резчик И. Тетерин). Таким образом, декоративный ансамбль интерьеров собора изначально эклектичен, многочастен и разновремен. Во многом он противоречит строгому, сдержанному внешнему облику собора.
В 1871 г. при Соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. Попечительство заботилось о бедных, занималось устройством больниц, школ, различных благотворительных учреждений, содержало богадельню. Благодаря усилиям попечительства в 1871 году была быстро ликвидирована эпидемия холеры в Ижевском заводе. С 1875 г. при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода. Александро-Невский собор являлся главным приходским храмом. В 1892 г. к собору были приписаны 3 церкви: Николаевская, Свято-Троицкая кладбищенская и Введенская домовая, 3 часовни: Михайловская, Крестовоздвиженская, Преображенская. В 1907 г. построена приписная Михайло-Архангельская церковь.
После Великой Октябрьской революции 1917 г., многие культовые здания были изъяты у Церкви и стали использоваться для хозяйственных и культурных надобностей. В марте 1922 года комиссия под председательством члена ВЦИК И.А. Наговицына изъяла из Собора более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней.
По требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников и постановлению президиума Удмуртского облисполкома от 26 марта 1929 г. Александро-Невский собор закрыт. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов. Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр «Колосс», затем как музей с атеистическими экспонатами. Небольшое кладбище вокруг алтаря было уничтожено и разграблено сразу – в 1929 г. А позже, в 1968 г., в соборный сквер, симметрично главному входу в собор, городские власти уродливо «всадили» общественный туалет. В 1932 г., после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр.
Дальнейшая судьба бывшего собора оставалась неясной. В 1932 г. планировались как полная его реконструкция, так и тотальное уничтожение, «чтобы окончательно оформить Советскую площадь». Последний вариант должен был стать как бы провинциальным эхом московских взрывов 5 декабря 1931 г., уничтоживших храм Христа Спасителя. Идея сноса ижевского собора была градостроительно закреплена новым генеральным планом города. В качестве предварительного удара, однако, власти успели только снести в 1937 г. величественный купол. Без этой индивидуально яркой приметы культовой постройки здание стало восприниматься как типичное и заурядное произведение советского неоклассицизма. Этот эффект закрепила установка в 1952 г. по главной оси собора, на месте разрушенной паперти, монументальной статуи И.В. Сталина. Симметрично ему, с севера и юга, уже стояло два других монумента: И.Д. Пастухову (1933 г., в 1968 г. решением обкома КПСС отправлен в «ссылку» на глухой перекресток) и Е.М. Кунгурцеву (1950 г., в 1968 г. переставлен ради туалета к южному портику, а в 1992 г., по желанию прихожан, вообще перенесен на Карлутскую площадь). Но, судя по всему, наличие достаточно безвкусного ансамбля православного собора и трех советских монументов не спасло собор от постоянно угрожавшей ему перспективы полного уничтожения. Необходимость такого уничтожения официально не опровергалась.
Все это время уникальное, но изуродованное здание лицемерно числилось «памятником архитектуры I категории». Была претензия превратить собор в некий памятник: революционной истории. Во всяком случае с 1974 по 1995 г.г. на северном фасаде висела мемориальная доска в честь встречи банд формирования Е.И. Пугачева, якобы произошедшей здесь в 1774 г. (на самом деле его встречали у Пророко-Ильинской церкви, которая была тогда за рекой Иж). Другая доска предписывала считать автором здания второстепенного петербургского архитектора Л.И. Руска. Выявление в 1974 г. авторства А.Д. Захарова не только подняло значимость объекта (тем более что его кронштадтский прототип был уничтожен дотла в 1932 г.), но и позволило провести в 1982-1983 г.г. первую очередь реставрации, ограничившуюся пока только восстановлением папертей, облицовки цоколя и внутренним ремонтом. Вторая очередь предусматривала полное восстановление силуэта здания и приспособление его под концертный зал с органом, что было вполне в духе модных тогда веяний. Но по мере приближения к реализации этой идеи, закрепленной уже и в государственных планах, а также в связи с углублением «перестройки» и празднованием тысячелетия крещения Руси, верующие все активнее начинали требовать возвращения своей святыни. Борьба за Александро-Невский собор – первый крупный пример такой борьбы «перестроечного» периода.
30 ноября 1988 г. на восстановленную Ижевскую Удмуртскую и Удмуртскую кафедру был назначен епископом Палладий (Шиман). 12 февраля 1990 г. постановлением № 49 Совета Министров УАССР здание собора номинально было возвращено епархии. Но реальная передача затягивалась и только 1 июля 1990 г. многострадальный собор был юридически возвращен епархии.
5 июля перед северным портиком собора, в присутствии всех священников епархии во главе с владыкой был отслужен благодарственный молебен с водосвятием. С этого момента началась новая история воссоздания собора, бывшего одной из главных жемчужин города. Настоятелем собора стал сам епископ Палладий. Сбор частных пожертвований на реставрацию, активно шедший в 1990-1991 гг., не дал ожидаемых результатов. Все собранное резко обесценилось в 1992 г. Реставрация растянулась на срок вдвое больший самого возведения храма в прошлом. Но и этот срок был бы недостижим, если бы не благородная помощь со стороны правительства Удмуртии, администрации Ижевска, частных фирм, ряда крупных предприятий, банков и обычных граждан. На подготовку проекта реставрации и восстановления разрушенной колокольни и купола ушло почти два года, руководил творческим коллективом заслуженный архитектор Российской Федерации Сергей Александрович Макаров, в те годы еще малоизвестный, но уже зарекомендовавший себя как отличный специалист.
Первым служащим священником был иерей Сергий Жариков. Он начал первые богослужения в 1992 г. При храме появился небольшой книжный склад и иконописная мастерская православного братства во имя исповедника Сампсона. В 1992 г. начались все основные строительные работы по возрождению собора. В 1993 г. на Ижевскую и Удмуртскую кафедру был назначен архиепископ Николай (Шкрумко). При нем начались регулярные богослужения в южном приделе собора, для которого был изготовлен небольшой резной иконостас из дерева, а сам придел был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая. Владыка Николай пригласил для знакомства в еще не обустроенное здание епархиального управления представителей церковной общественности, государственных и частных предприятий, журналистов и рассказал о себе и о насущных задачах, стоящих перед нашей епархией. К тому времени Владыка был уже умудренным жизнью человеком, пережившим Войну, ссылку, получившим хорошее церковное образование, имевшим опыт церковной дипломатической службы на Святой земле, в Сирии, США и Канаде. Собор св. Александра Невского постепенно, но неуклонно стал превращаться в любимое детище горожан. Появилось понимание того, что Церковь – это Христос, святые Его и все мы, крещеные люди, возглавляемые на земле духовенством и объединенные вокруг своих архипастырей. В глубинах народной памяти стала оживать мысль о том, что в России всегда в первую очередь благоукрашали храмы (они были самыми красивыми в мире), вооружали войско (оно было самым сильным в мире), а для себя – что останется, по средствам. Народ стал чувствовать сердцем, что самое главное строительство в городе происходит именно здесь, и от кафедрального собора, так или иначе зависит вся жизнь.
Работы пошли быстро, даже быстрее, чем предполагали работники треста № 17, возглавляемого Александром Павловичем Курбатовым. На уборку территории от стройматериалов и мусора требовалось, по их оценкам, не менее недели, но в пятницу зам.настоятеля протоиерей Виктор Костенков обратился к прихожанам за помощью и за два выходных дня все было убрано «под метелку», несмотря на моросящий дождь, а городское Управление благоустройства вывезло все на своей технике. Когда в понедельник представители «Спецстроя» России не поверили своим глазам, батюшка сказал им, что у «бабкостроя» есть свои возможности… Многие из прихожан во время Войны 12-13-летними подростками выполняли на оборонных заводах по полторы-две взрослых нормы. Среди шума и пыли в алтаре, устроенном прямо под строительными лесами, совершались богослужения, народ молился о властях, переживавших тогда конфликтные времена, о строителях и о всех наших людях. Однажды в строящийся шумный храм пришли два человека, только что отбывшие уголовное наказание. Они хотели принять крещение, но для этого не было ни священника, ни подходящих условий. Владыка Николай, приехавший для встречи со строителями, помедлив, благословил нагреть воды в купели, переоблачился и крестил их, подумав при этом вслух: как знать, может быть, у них не будет больше возможности прийти в церковь.
У храма появились и первые благотворители. Ими были «белые платочки» — церковные бабушки, работавшие «во славу Божию», резчики по дереву Игорь Селиванов, Геннадий Бадыгов, иконописец Сергей Анисенков. Заслуженный преподаватель Людмила Николаевна Килина организовала первый детский хор и стала проводить Рождественские праздники для детей и взрослых. Начали оказывать помощь и представители государственных предприятий – «Ижмаш», «Удмуртэнерго», «Буммаш»; частные предприятия. Но большинство все же смотрело на дело пассивно или с корыстным интересом, так и стремясь вступить с Матерью – Церковью в рыночные отношения.
Весь 1993 г. реставрационные работы внутри собора не прекращались, в результате чего к концу года в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ. Владыка Николай принял решение, что в начале 1994 г. совершить освящение главного придела в честь Св.блгв.вел.кн. Александра Невского. Немало нареканий пришлось выслушать Владыке на то, что собор восстанавливается кратчайшим путем, а не в точном соответствии с реставрационным проектом. Он всегда спокойно реагировал на критику, не раз повторяя, что реставрационный путь – долгий и дорогой, а служить, крестить и отпевать людей надо сегодня. Да и предреволюционное убранство храма складывалось постепенно, в течение целого столетия, и пройти этот путь за два года невозможно. Но в те дни появились и первые успехи. Скульптор Федор Блинов и художник Андрей Девятов восстановили лепнину. Иконописец Сергей Анисенков стал писать хорошие иконы, одобренные даже в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Однажды, когда известному удмуртскому художнику Менсадыку Гарипову рассказали об этом чуде, что «кузнец, никогда прежде не занимавшийся живописью, пишет хорошие иконы», он высказал недоверие: «Вы не понимаете в живописи, поэтому, наверное, хвалите». Увидев своими глазами образ Божией Матери «Тихвинская», мастер отреагировал кратко: «Беру свои слова назад». Удивительно и то, что если когда-то крещеные люди за плату, равную месячному заработку, сбивали с храма кресты, то в 1994 году кресты на куполе и колокольне монтировали даже еще и не крещеные монтажники. Однажды из-под самого купола упал, сорвавшись с лесов, рабочий. Он отделался только легкими ушибами. Бог благословлял и помогал во всем.
Освящение главного престола и всего собора состоялось 2 января 1994 г. Статус Кафедрального Собору присвоен Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1994 года. С этого момента богослужения в соборе стали регулярными. Роспись собора велась почти 11 лет, в ней участвовали разные художественные бригады, от простых студентов художественных факультетов до заслуженных художников Удмуртской республики. В их числе; Член Союза художников Удмуртии. Заслуженный деятель искусств УР. Преподаватель Института искусств и дизайна УдГУ. Член Союза Художников России Веретенников Владимир Иванович (1950-2008), Арзаматов Вячеслав Михайлович — Член Союза художников Российской Федерации, художник-пейзажист, и многие другие. Внешняя реставрация собора ни прекращалась вплоть до 1996 г. В связи с большим количеством прихожан и нехваткой места, было принято решение о разборе двух приделов собора, Казанского и Никольского. 22 мая 1997 г. в день 70-летия владыки Николая, была начата разработка котлована под новый храм, в честь иконы Божией Матери «Казанская», входящий в комплекс будущего Свято-Михайловского собора, в 2001 г. туда был перевезен, северный Казанский придел.
С 1998 г. на территории Собора началось строительство нового кирпичного храма в честь Святителя и чудотворца Николая. В 2000 г. владыка Николая совершил малое освящение храма. В 2000 г. была закончена реконструкция и реставрация нижнего, «пещерного» храма, из него была перенесена трапезная для работников собора. В том же году храм был освящен в честь «Всех Святых в земле Российской просиявших». Храм стал Крестильным, в нем была установлена специальная купель для проведения таинства Крещения с полным погружением. В этом храме богослужение проводится лишь один раз в год на престольный праздник. В остальное время в нем проводят Таинство Крещения взрослых и детей. В том же году было закончено строительство трапезной собора находящейся на территории комплекса собора, на глубине почти 6 метров под землей.
7 октября 2000 г., после продолжительной болезни скончался епископ Палладий (Шиман). Находясь на покое, Владыка проживал в своей квартире в Ижевске. По решению Владыки Николая, епископ Палладий был похоронен на территории собора, в том месте, где до революции, было небольшое кладбище, уничтоженное и разграбленное в 1929 г.
Также на территории собора была построена Усыпальница основателя Ижевского оружейного завода, строителя Ижевска оберберггауптмана Андрея Федоровича Дерябина. Усыпальница А.Ф. Дерябина была возведена на территории собора по инициативе ОАО «Ижевский машиностроительный завод» и руководства предприятия. Строительство было начато в 2002 г., когда с благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая прах А.Ф. Дерябина из Свято-Введенского Толгского монастыря под Ярославлем был перенесен в Ижевск. Усыпальница расположена на территории Собора Александра Невского — в северо-восточной ее части. Проектирование велось архитектурной мастерской Сергея Александровича Макарова, с благословения архиепископа Николая и в соответствии со всеми согласованиями Министерства культуры РФ. Строительство велось на средства спонсоров, благотворительные перечисления. Работами по сбору средств и строительству занимался Фонд развития российского стрелкового оружия. 10 июня 2005 г. состоялась торжественная церемония перезахоронения праха основателя Ижевского оружейного завода, строителя Ижевска оберберггауптмана Андрея Федоровича Дерябина. Со всеми церковными и военными почестями из музея ОАО «Ижмаш» он был перенесен в усыпальницу на территории Александро-Невского собора, для которого он так много сделал когда-то. Каждый из нас может прийти к усыпальнице и отдать дань уважения этому великому человеку и первому начальнику Ижевского оружейного завода.
4 августа 2007 г. в первый раз за всю историю, Ижевскую и Удмуртскую епархию с Первосвятительским визитом посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его приезд был приурочен к завершению строительства Свято-Михайловского собора и его освящению. Накануне освящения, Его Святейшество возглавил всенощное бдение в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе. Перед богослужением на площади у Свято-Александро-Невского собора, Святейший Патриарх Алексий обратился к горожанам и гостям столицы со словами поздравления, после чего в ознаменование 200-летия со дня основания предприятия, а также за заслуги его перед Отечеством Предстоятель Русской Церкви вручил коллективу завода орден Димитрия Донского II степени. Вручая награду, Святейший Патриарх Алексий отметил, что начало строительства Ижевского завода в 1807 г., ставшего промышленным центром города, «явилось значительным вкладом в дело защиты нашего Отечества и сделало предприятие градообразующим». Предстоятель Русской Церкви также подчеркнул, что в годы Великой Отечественной войны, когда Родина оказалась в опасности, «труженики Ижевского завода восприняли на свои плечи бремя ответственности за созидание оружейной мощи нашей армии. Работники предприятия явили себя самоотверженными героями труда, не щадившими сил ради обеспечения нашей армии необходимым вооружением».
В 2010-2011 г.г. фасад Свято-Никольского храма был перестроен, стеклянные окна «фонари» заменили на купола, с тех пор малый придел Святителя Николая стал пяти купольным храмом. В 2013 г. была закончена роспись храма. Роспись вели студенты художественной школы «Ставрос» при Свято-Михайловском соборе г.Ижевска. По благословению владыки Николая роспись была выполнена в византийском стиле. Художественной мастерской «Зодчий» был изготовлен обновлённый резной иконостас и киоты. Столярной мастерской «Делис» была изготовлена церковная утварь. При храме открыт «Миссионерский центр Свт.Николая Японского».
В июле 2017 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла статус кафедрального собора Ижевской и Удмуртской епархии был присвоен собору Архангела Михаила. За прошедшие два десятилетия собор превратился в настоящую школу подготовки священнослужителей. Здесь стажировалось более ста священников и диаконов; десятки молодых ребят, прошедших послушание, поступили в духовные семинарии и училища. Многие девушки избрали профессию псаломщиц и певчих. Восстановление собора св. Александра Невского, происходившее в труднейшее для России и Удмуртии время, наглядно показало всем, что примириться и достичь согласия друг с другом мы можем, только примирившись со Христом. На главной градостроительной оси Ижевска вновь блистает классической красотой оставшийся единственным в России после разрушения Андреевского собора в Кронштадте храм – произведение Андреяна Дмитриевича Захарова и Семена Емельяновича Дудина. Он выглядит прекрасной жемчужиной среди окружающих его городских зданий. Для множества людей эта красота стала главным путеводителем к Богу. В 1898 г. на торжестве по случаю 75-летия собора его настоятель протоиерей Василий Успенский сказал: «Помните, православные, доколе стоит этот святой храм в должном благолепии…, дотоле мы с полною верою и дерзновенною надеждою можем говорить: с нами Бог!»
По материалам книги Шумилова Е.Ф., Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. Ижевск. Издательство Удмуртского университета. 1996, официальный сайт собора, http://alnevsobor.ru/o-xrame/
Александро-Невский собор построен в 1818-1823 г.г. в Ижевске по проекту Андреевского собора в Кронштадте. Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный придел — в честь святой великомученицы Екатерины, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, «пещерный» храм — в честь святых мучеников Власия и Модеста.
В 1871 г. при соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 г. при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода.
В марте 1922 г. из собора было изъято более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 г. храм был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов. Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб.
С 1930 г. здание собора служило как детский клуб и кинотеатр, затем как музей с атеистическими экспонатами. В 1932 г., после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр. В 1937 г. был снесен купол собора.
Храм был возвращен верующим в 1990 г. После подготовки проекта реставрации в 1992 г. начались работы по его возрождению. К концу 1993 г. в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ.
Освящение собора состоялось в 1994 г. На территории построены новый кирпичный крестильный храм, иордань для освящения воды и звонница. Произведена реконструкция подвального помещения, где в настоящее время размещается малый крестильный храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Максимальная высота колокольни на соборе 70 м.
В 2013-2014 г.г. проведена реставрация фасадов, смена обрешетки и кровельного покрытия купола холодного храма, смена обрешетки и покрытие шпиля колокольни, очистка и установка крестов, утепление кровли, реставрация крыши трапезной.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
В 2023 году Александро-Невский собор города Ижевска отпразднует двухсотлетний юбилей. Брат-близнец уничтоженного большевиками кронштадтского Андреевского собора, он уцелел в безбожные годы, зато был осквернён, разграблен и обезображен: большевики снесли купол и барабан под ним, а также часть колокольни. В храме продавали мороженое и «крутили» кино. Но, к счастью, по молитвам верующих ижевчан в 1990-х годах началось его восстановление.
Александро-Невский собор Ижевска вошёл в историю не только как двойник Андреевского собора, но и тем, что внимание его строительству уделял лично император Александр I. Царь жертвовал на ижевский храм свои личные средства. Он также настоял на том, чтобы запроектированный гранитный пол (а именно такой был в кронштадтском храме) заменили на менее дорогой — чугунный. Благо этот металл в избытке производился Ижевским металлургическим заводом (ныне ПАО «Ижсталь»). Спустя год после освящения храма император посетил Ижевск (тогда — рабочий посёлок) и выступил перед народом, стоя на паперти собора. До наших дней уцелела чугунная плита, на которой стоял самодержец. «Я обнаружил её в 1993 году на паперти под слоем земли, штукатурки и брусчатки, — рассказывает настоятель собора, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин (а тогда — священник Виктор Костенков). — Её размеры меня впечатлили: полтора на два с половиной метра. Сейчас на этой плите могут постоять все желающие, она находится под звонницей собора».
Собор был освящён в 1823 году. Он стал точной копией Андреевского собора в Кронштадте, в котором 53 года служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Заводской архитектор С. Е. Дудин лишь подкорректировал чертежи архитектора А. Д. Захарова исходя из местных условий. Собор благоверного Александра Невского в Ижевске закрыли в 1929 году по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников и постановлению президиума Удмуртского облисполкома. С 1930 года его здание служило детским клубом и кинотеатром «Колосс». Небольшое кладбище вокруг алтаря по распоряжению местных властей, уничтожили.
Храм вернули Церкви только в 1990 году. По словам митрополита Викторина, это решение приняли не сразу. Несмотря на то, что инициативная группа православных верующих обивала пороги высоких кабинетов и писала письма во все инстанции, коммунистическое лобби в правительстве Республики Удмуртия настаивало на превращении кинотеатра в концертный зал. Там даже планировалось установить орган. В 1993 году на Ижевскую и Удмуртскую кафедру был назначен архиепископ Николай (Шкрумко). Старожилам запомнились проникновенные службы владыки, особенно чин прощения в Прощёное воскресенье. В этот день в соборе, вмещавшем до трёх тысяч человек, буквально яблоку негде было упасть, и митрополит у каждого просил прощения.
Владыка Николай поручил в кратчайшие сроки восстановить Александровский собор. Такая оперативность объяснялась тем, что в 1990-х годах в Удмуртию хлынула волна протестантских проповедников, которые собирали для выступлений целые стадионы. При этом в то время в городе было открыто лишь два православных храма: небольшой Троицкий храм и крошечная деревянная Успенская церковь, оба вмещавшие от силы человек триста. Из Троицкого храма Ижевска была перенесена большая, в человеческий рост, икона князя, выполненная на железном листе. Её поставили в отдельно выгороженном молитвенном помещении, и каждое утро перед ней совершались молебны.
Помощь не заставила себя ждать, она приходила и с добровольными помощниками, и в строительных материалах, и в средствах. На стройку приходили самые разные люди и брались за любую работу: они убирали мусор, вручную разгружали машины кирпичей, а потом встав в живую цепь на строительных лесах, подавали эти кирпичи строителям на высоту 30 метров. За три года Александро-Невский собор, состоящий из верхнего и нижнего храмов, был восстановлен и расписан. Однако из-за недостатка средств частично утратил аутентичность. Так, верхний храм до революции соединялся с нижним двумя лестничными маршами. Но при восстановлении пожарные запретили ими пользоваться без установки системы вентиляции и дополнительных выходов. Из экономии пришлось отказаться от обеих лестниц и сделать в нижний храм вход с улицы. Митрополит Викториан считает, что это нарушает исторический вид здания, и мечтает вернуть лестничные марши храму. Кроме того, собор в целом требует капитального ремонта и реконструкции внутреннего убранства. В частности, для возвращения аутентичного вида нужно убрать лепнину, сделанную в 1990-е годы.
После освящения в 1994 году собор до 2017 года имел статус кафедрального. В числе святынь — крест, изготовленный в 1913 году монахами Святой Горы Афон к 300-летию Дома Романовых (в подарок Царской семье), и список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. В 2005 году на территории Александро-Невского собора торжественно перезахоронен прах основателя Ижевского оружейного завода, строителя Ижевска обер-берггауптмана А. Ф. Дерябина. В 2007 году Ижевскую и Удмуртскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а в 2017 году — Святейший Патриарх Кирилл. Оба патриарха служили всенощную в Александро-Невском соборе.
В 2021 году, в год 800-летия со дня рождения святого благоверного князя в Александро-Невском соборе города Ижевска по особому отметят его память. В день города 12 июня на Божественную литургию в соборе соберутся все рукоположенные в нём священники, а таких более пятидесяти человек. А накануне вечером на традиционном выступлении Большого хора Александровского собора на ступенях храма лучшие творческие коллективы Удмуртии исполнят кантату «Александр Невский» композитора Сергея Прокофьева.
Из журнала: «Журнал Московской Патриархии». Май/5/2021/Александро-Невский храм Ижевска: святыня города оружейников