Ижевск. Кафедральный собор Михаила Архангела.

Свято-Михайловский собор стоит на самой высокой точке города Ижевска, в чём можно убедиться, поднявшись по ступенькам к главному входному порталу. И место, и архитектура нынешнего здания полностью соответствует прежнему собору начала ХХ столетия благодаря архивным чертежам. Стилистика фасадов сочетает в себе элементы русского и византийского направлений; специалисты усматривают в облике здания черты московского храма Василия Блаженного.
В отличие от многих других церквей, Михайло-Архангельский собор не имеет ярко выраженных лицевого фасада и «заднего крыльца»: строгая симметрия по вертикальной оси и всефасадность конструкции обеспечивают великолепный вид из любой точки обзора. Вызывают восхищение и композиция, и оформление здания: кажется, что храм вырастает из каскадов башен и фасадных элементов, украшенных арочными окнами и древнерусскими кокошниками. Архитектурная лепнина из бетона с филигранной точностью воспроизводит былой декоративный фасад здания:  лёгкая и воздушная, она покрывает храм «с ног до головы», как изящные украшения — богатый наряд. Неизменно привлекают к себе взгляд римская мозаика икон на центральном и северном порталах и таблички с именами благотворителей на фасадах. Изящество фигурной кладки обусловлено использованием специального лекального кирпича, а окна первого этажа окаймляют детали из мраморного агломерата. Высота здания 67 метров, что соответствует размерам современного 22-этажного дома. Основу составляют девять глав большого размера и восемь соборных башенок. В четырёх из них, как и прежде, размещены одиннадцать колоколов звонницы. Кресты венчают собор; их золотое сияние видно издалека. Шары «яблоки» под крестами первоначального здания в начале ХХ века изготовили московские специалисты фабрики церковной утвари «Торговый дом А. П. Закряпин и сыновья». Прихожане гордились крестами собора: главный составлял 4 метра и считается самым большим в Ижевске. Высота нынешнего главного креста 7 метров. Ещё одна особенность этого собора — нижний храм на месте бывшего цокольного этажа. Здесь разместились также небольшой крестильный храм, выставочная галерея и иконная лавка.
Нынешний собор — это целый храмовый комплекс, куда помимо основного здания входят храм Казанской иконы Божией Матери, часовня Петра и Февронии, революционный некрополь, иордань, нижний храм и гульбище в виде галерей. Вокруг собора разбиты клумбы и газоны, стоят бронзовые скульптуры и уютные лавочки. Зимой ступени лестницы, ведущей в собор, украшают оригинальные ледяные фигуры, многие из которых нередко выглядят как дополнительные архитектурные детали общего комплекса здания. Особенно живописно и эффектно они смотрятся в ночном освещении храма. Михаило-Архангельский собор восстанавливали с учётом каждой детали храмовой композиции, для чего пришлось изучать исторические, архивные сведения о храме. Его кресты, венчающие купола в 1901 году сделали специалисты Механической мастерской Ижевского оружейного завода. Для изготовления и золочения обшивки 17-ти медных крестов Монетный двор предоставил 820 граммов листового золота в тончайшей фольге по 0,5 мм толщиной. Крупнейший из 11 колоколов дореволюционной звонницы собора был отлит из предоставленных Главным артиллерийским управлением старых артиллерийских орудий и весил 339 пудов. Нынешний главный храмовый колокол «Благовест» весит 6 тонн. Его изготовили воронежские мастера из прочного сплава латуни, меди, олова и серебра. Звучание «Благовеста» глубокое и разносится далеко вокруг. В конструкции здания отсутствуют железобетонная арматура. Фасады храма, покоящиеся на массивных плитах в основании здания, выложены из местного кирпича. Он отделан белыми узорами и всегда смотрится ярко и празднично.
Михаило-Архангельский собор имеет изящное обрамление первого этажа. Весь периметр его здания охватывают оригинальные, просторные галереи гульбища. В их нишах помещены ростовые иконы. Внутреннее пространство Михаило-Архангельского собора после его возрождения предстало перед верующими в виде двух составных частей — верхней и нижней. Главный престол верхнего храма освящён во имя Архангела Михаила, нижний — в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Собор всегда имел богатое убранство, являя собой единство формы и содержания. Впервые посетившему храм может показаться, что он очутился в художественном музее, где высокие своды с изображениями библейских персонажей и святых мучеников освещает огромная люстра-паникадило. Стены храма внутри расписывали палехские мастера иконописной мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусаковского. В качестве образцов были взяты некоторые фрески из храма Христа Спасителя в Москве. Тематику сюжетов, а также расположение росписей в храме разработал сам отец Виктор, ныне митрополит Ижевский и Удмуртский. До революции интерьеры всего собора расписали Гришины и Шустов, мастера церковной живописи из Сарапула и Елабуги. В храме было проведено отопление, а его бывший церковный староста, оружейный фабрикант Николай Ильич Березин, «желая храму дальнейшего благоустройства и полного благолепия, бесплатно отпускал собору электроэнергию со своей фабрики по соседству, поскольку владел одной из первых частных электростанций в Ижевске». Вносили свою лепту в украшение родного храма и простые рабочие. Так, в 1909 году оружейник Слободчиков передал в дар храму принадлежавшую ему ценную икону святого Александра Невского работы московского художника Гурьянова, много сделавшего для ижевского собора. Нынешний главный иконостас, высокий и величественный, создали, украсили искусной резьбой и покрыли сусальным золотом мастера-резчики из Дзержинска Нижегородской области. А их уральские коллеги изготовили для нижнего храма уникальный фаянсовый иконостас, единственный во всей Удмуртии. Небольшой иконостас находится и в цокольном этаже собора, где размещается выставочная галерея, иконная лавка и крестильный храм. До сноса храма полы собора были выложены оранжевой метлахской плиткой, а лестницы были украшены белым мрамором. В отделке полов и деталей внутренней облицовки нынешнего здания также использован испанский мрамор вкупе с полированным гранитом.
Михаило-Архангельский собор в Ижевске считается символом возрождения и процветания Удмуртской Республики. Он освящён во имя предводителя Небесных сил, воплощения победы, силы и праведного оружия. Архангелу Михаилу посвящена заключённая в металлический оклад тонкой работы главная храмовая икона собора, славящегося обилием и разнообразием светлых образов, в числе которых немало чудотворных.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №292, 2018 г.

5 августа 2007 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение и Божественную литургию в восстановленном Свято-Михайловском соборе Ижевска. Высота восстановленного собора 67 м. Новый Свято-Михайловский собор построен в точности на прежнем месте по сохранившимся чертежам и в мельчайших деталях повторяет прежний храм. Иконы для Свято-Михайловского собора художники писали темперой. Иконы и иконостас Свято-Михайловского собора покрыты настоящим сусальным золотом, поэтому они сохранят свой вид на века. Общая сметная стоимость храма составила 352,8 млн. рублей. Самый большой колокол «Благовест» весит 6 тонн, изготовлен в Воронеже, завод Анисимова, состав его сплава сложный: медь, латунь, олово, серебро. Звук колокола глубокий, глухой, его редкие удары должны переходить затем в перезвон. Собор выполнен из кирпича (местного), кроме плиты в основании, в его конструкции нет железобетонных конструкций. На стенах храма можно увидеть изображения трёх земляков: Амвросия Сарапульского, Виктора Глазовского и епископа Ижевского Стефана, который служил в этом соборе, незадолго до его закрытия и разрушения был арестован.
С 2017 г. — Михайло-Архангельский кафедральный собор.
http://www.iz-article.ru/mihailovski.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?