ИЗДЕЛИЯ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИХ МАСТЕРОВ.
В Древней Руси широкое распространение получили украшения из эмали. Техника их изготовления была заимствована из Византии. На Руси эмали называли еще финифтью (от греческого слова «фингитис»).
Самое первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи
(1175). Эмалями украшали предметы церковного обихода, серебряные и золотые
ювелирные изделия, головные уборы, царские регалии, металлическую посуду,
оружие, предметы быта.
Эмаль – это прочное стеклообразноепокрытие, которое наносится на металлический предмет и закрепляется обжигом.
Она может быть окрашена в разные цвета окислами металлов. Молочно-белый цвет,
например, получается при добавке к расплаву стекла окиси цинка, а желтый –
окиси железа. Окись меди окрашивает эмаль в бирюзовый и зеленый цвета, магнезия
– в лиловый, золото и свинец дают богатую гамму оттенков красного. Серый,
стальной и черный цвета получают, используя в качестве добавки иридий.
Существовалиразличные способы нанесения эмали на металлическое изделия, но наибольшее
распространение на Севере получило изготовление перегородчатых и живописных
эмалей. Техника создания перегородчатой эмали такова. По контуру рисунка на
изделии выкладывают тонкие металлические пластины или ленты, поставленные на
ребро. Получаются закрытые со всех сторон ячейки, которые мастер заполняет
эмалями разных цветов. Затем изделие обжигают. Получается узор яркой мозаичной
раскраски. У этого узора цвет звучный, чистый, без оттенков. Глубиной цвета и
блеском эмаль может поспорить с драгоценными камнями.
В середине XVII в. появилась новая техника финифти – живописная. Сводилась она к
тому, что эмалевые изделия перед обжигом расписывали особыми огнестойкими
красками. Наиболее заметных успехов в этой технике добились сольвычегодские
мастера. Живописные эмали Сольвычегодска в древних описях и документах получили
название эмалей «усольского дела». (В XV–начале XVI в. город назывался
Усольском – по реке Усолке, впадающей в Вычегду.) Вместо дорогостоящих серебра
и золота мастера использовали медь, что значительно удешевило изделия и
позволило расширить их ассортимент. Такие предметы охотно раскупались людьми
разных сословий .
На Севере изготовлением перегородчатых эмалей славились мастера Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска.
Характерными для их работ цветами были синий, голубой, желтый, зеленый.
Еще в XVI веке Сольвычегодск –крупный торговый узел Московского государства, стоящий на торговом пути из Архангельска в Сибирь, где, благодаря большому количеству торговых людей быстро
возник спрос на продукцию художественных ремесел. Купцы Строгановы организовали в Сольвычегодске мастерские, в которых работали первоклассные живописцы,серебряники и прочие. Искусство ювелиров Сольвычегодска было хорошо известно в Москве – усольских мастеров вызывли для работ в Московском Кремле и соборахМосквы.Развитию художественных ремесел в вотчинах Строгановых способствовали не только вкладываемыеими в это дело денежные средства, но и то, что Строгановы вели разработку
рудников на Урале, где добывали олово, медь, свинец, железо и другие металлы.
Квалифицированных работников Строгановы выписывали из других городов (Москвы,
Ярославля) и государств (Германии, Голландии и др.)
Для сольвычегодских изделий конца XVI века характерен орнамент изтрав с широкими, плавно вьющимися стеблями синей эмали, с фигурными листьями голубой и зеленой эмали в сканных обрамлениях. Эти приемы часто встречались в
убранстве предметов церковного обихода. В последней четверти XVII века сольвычегодские эмальеры и мастера других городов стали применять роспись по эмали. Усольские эмали безошибочно можно отделить от изделий других русских художественных центров конца XVII века. Белый фон покрывает почти всю поверхность изделия, на фон особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве, наносят
росписью крупные цветы тюльпана, ромашки, василька, подсолнуха в желтых,
красных, синих и розово-лиловых тонах с прожилками черной эмали. В растительных
узорах сольвычегодских мастеров доминируют цветы тюльпанов разных форм и
расцветок – этот цветок был в моде в декоративном искусстве России и Европы
XVII века. Кроме цветов на изделиях нередки изображения птиц и животных, юношей
и девушек, многофигурных композиций на темы притч, аллегорические изображения
знаков зодиака, времен года и проч. Для обрамления отдельных эмалевых клейм,
цветков и проч. усольские мастера применяли сканные жгутики (скань в сольвычегодских изделиях в основном имела служебное значение).Наиболееинтересные и сложные сюжетные и орнаментальные изображения встречаются на чашах, поверхность которых давала возможность развернуть большие композиции. Дно и край чаши обычно окаймлялись рядом синих эмалевых кружков в сканной
оправе или просто толстым сканным золоченым жгутом. Снаружи поверхность чаш никогда
целиком не заливали эмалью, а украшaли отдельными крупными эмалевыми клеймами в
сканных обрамлениях, с яркими живописными изображениями. Усольские эмали были
настолько хороши по своим художественным качествам, что получили широкое
применение в быту царского и патриаршего дворов XVII века.
В начале XVIII века эмальерное искусство Сольвычегодска приходитв упадок. Это связано с падением экономического значения города.
Открытие Ирбитской ярмарки, смещение Сибирского торгового пути в Великий Устюг
и другие события XVIII века окончательно разорили Сольвычегодск. Несмотря на
это традиции сольвычегодских эмальеров еще долго сохранялись в городе, хотя
большинство мастеров изготовляли эмали на меди т.к. после распада строгановских
мастерских в XVIII веке эмальерам перестали поставлять серебро, и они были
вынуждены пользоваться услугами скупщиков, которые снабжали их медью и эмалью,
привезенными из Архангельска.
В 20-40-х гг. XVIII века в Сольвычегодске еще насчитывалось значительное
количество опытных эмальеров, которых, как свидетельствуют документы, даже
вызывали для работ в Москву, как, например, Яков Григорьевич Попов или Никита
Буравкин. Во второй четверти XVIII века в Сольвычегодсве все реже встречаются
расписные эмалевые изделия – им на смену приходят одноцветные эмали с
серебряными накладками. В этом случае одноцветная (белая, синяя, зеленая) эмаль
накладывается на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи
медный предмет. Покрытие эмалью и обжиг повторялись несколько раз, пока
поверхность предмета не становилась ровной и гладкой. На последний, еще не
обожженный слой накладывали вытесненные по матрице из тонкого серебряного листа
изображения: галантные сценки, фигурки животных и птиц, пейзажи, орнамент. При
последнем обжиге предмета накладки вплавлялись в эмаль. Дляполучения более высокого рельeфа использовался прием двойного наложения – в
этом случае орнаменты или изображения сначала чеканили на медной пластине, затем
покрывли всю поверхность однотонной эмалью, на рельефы накладывали тисненые
узоры из фольги или тонкого серебряного листа, а потом уже изделие обжигали.
Серебряные накладные изображения иногда покрывали свеху слоем цветной
прозрачной эмали. В 1760-х гг. изделия с серебряными накладками изготовляли
Егор Чевыкалов, Петр и Михаил Поповы, Лев Силкин и др.
Среди прочих изделий Строгоновских мастерских того периода известно производство
восьмигранных панагий в обоймицах с перегородчатой эмалью.Подобные изделия входили в состав коллекции финифти и эмалей графа Уварова А.С (Каталог собрания древностей курганы-иконы-финифть стр.184-185).
На фотографиях представлены примеры работ мастеров из Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска.