Изборск. Собор Николая Чудотворца.

Никольский собор построен в XIV в. Действует.

Когда Изборск был перенесён со старого городища на Жеравью гору, изборяне решили не расставаться со своим небесным покровителем святым Николаем, деревянный храм которому стоял на месте нынешнего каменного. Впервые о появившемся в крепости храме летописи упоминают под 1341 годом. В 1349 году псковский князь Юрий со священнослужителями освящает Спасо-Преображенский придел храм. В 1849 году к собору с западной стороны пристроили колокольню.

Собор Николы построен в ХIV в., судя по архитектурным формам и основным конструкциям. В псковских летописях церковь впервые упоминается под 1341 г., в связи с неприятельскими нападениями на Изборск, но материал постройки не указывается. Таким же образом церковь упоминается в летописях и под 1349 г., когда речь идет об освящении престола Спаса ..»у святого Николы на палатех … И только в документах XVI-ХVII вв. сообщается о каменном храме. В 1585 г. — «Да в городе же церковь Николы Чудотворца каменна, а на церкви той крест железной, позалочен, да на палатях придел Преображения Спасова…» В 1698 г.: «… Да в городе Изборске церковь соборная каменная во имя Николая Чудотворца…» В документах ХVII в неоднократно упоминается каменная соборная церковь Николы.
С 1599 г. церковь стала кафедральным собором, а архиепископ стал называться Псковским и Изборским. Известное нам описание соборной Николаевской церкви относится к 1764 г. Она значится в Псковской провинции Изборского уезда: «… церковь каменная с единым приделом, в них освященных два престола в настоящей Николая чудотворца и в придельной во имя Преображения Господня. При той церкви приделана с другой стороны палатка кладовая каменная ж, она церковь состоит внутри пригорода Изборска… Колокольня каменная на городовой башни плоска в два гнезда, на ней 4 колокола, 2 небольших да 2 поменьших без надписи… Кроме оной соборной да придельной других церквей не имеется… При той церкви вблизости имеется житница казеная деревянная, другого строения церковного никакого не имеется… Около той церкви ограда деревянная, забранная с трех сторон в столбы, а с четвертой городовая каменная стена мерою 45 сажень…» В клировых ведомостях церкви за 1798 г. она значится «… каменная с приделом…». Этот придел по его конструкцией наличию керамического пояса на барабане можно датировать ХVII-ХVIII вв. В начале ХVII в. сооружен притвор, судя по его архитектурным формам. В 1849 г. была построена ныне существующая колокольня. До этого времени колокольня помещалась на крепостной Колокольной башне.
Собор Николы расположен в юго-восточной части древней крепости у Никольского захаба. Его основной кубический объем с полукруглой апсидой на восточном фасаде завершен мощным барабаном с поздней главой полусферической формы. С запада к храму примыкает низкий притвор, с которым связана невысокая поздняя двухъяруеная, квадратная в плане колокольня, с юга одноапсидный придел, по южному фасаду разделенный на восточную повышенную часть с пощипцовым покрытием и декоративным барабаном, несущим главку луковичной формы, и западную галерею. Интерьер собора довольно тесен. Четыре мощных квадратных в плане столба несут пониженные подпружные арки с парусами, поддерживающие барабан главы. Индивидуальной особенностью перекрытия собора является то, что южный, северный и западный рукава креста перекрывают две подпружные арки, одна из которых с юга и севера примыкает к стенам четверика. Аналогов этому перекрытию на Псковской земле нет. О древнем происхождении храма говорят также квадратные в плане столбы. Это самый ранний храм из одноапидных, распространенных в XV веке на Псковской земле. Над западным нефом хоры, в юго-западном углу — палатка — придельная церковка. Галерея притвора перекрыта коробовым сводом, покоющимся на боковых взаимно перпендикулярных коробовых сводах. Придельная церковь и ее притвор перекрыты полулотковыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Каждый фасад храма расчленен четырьмя лопатками на прясла, завершенные двух и трехлопастными арочками, центральные прясла больше боковых, подобное членение в дальнейшем традиционно для храмов псковской школы зодчества. Это самый ранний вариант из сохранившихся храмов.
В Новгороде фасады с такими членениями появились в 1313 г. — церковь Николы Белого на Софийской стороне. Из древних щелевых проемов сохранились, кроме барабана, два щелевых на апсиде, остальные с арочными перемычками появились позже. Световой барабан украшен двумя поясками: аркатурным и над ним — из уступчатых полукруглых ниш. Шея главы южного придела декорирована керамическим пояском конца ХVII — нач. ХVIII вв. Яруса колокольни имеют по краям пилястры, а арочные проемы — архивольты. Колокольня: квадратная в плане, имеет два яруса. Построена в 1849 г. в стиле провинциального классицизма, она не гармонирует с общим характером средневековой архитектуры Никольского собора. Видимо, звонница на Никольской башне, разобранная при сооружении колокольни, могла находиться в древности на притворе. Материал памятника — известняковая плита. Снаружи оштукатурен и побелен. Длина с притвором и колокольней — 26 метров, ширина с приделом — 18 м. Четверик — длина 18 м, ширина — 12 м.
Подробнее на сайте http://www.opskove.ru/det/12_det.html

Изборский Никольский собор «словно олицетворяет лучшие черты русского человека», — писали об этом храме. Именно Никольским храмом открывается замечательная страница русской каменной летописи, которую мы называем «псковской архитектурной школой». Никольский собор в Изборске строился, когда Псков уже обрёл независимость от Новгорода — во второй четверти ХIV века. К тому времени городок-крепость перебрался на нынешнее место, на Жеравьей горе, а до этого он располагался на Труворовом городище — остроконечном высоком мысе. Со временем назрела необходимость расширить и укрепить город. Расширяться же и укрепляться можно было только на новом месте. И в 1303 году город «переехал» на полверсты южнее, на Жеравью (Журавлиную) гору.
Новую крепость окружили каменными стенами. В 1330-х годах внутри этих стен поднялся Никольский собор, впервые упоминаемый в летописях в 1341 году. Через восемь лет письменные источники вновь упоминают храм — в связи с освящением Спасского престола. К сожалению, в этих источниках нет сведений о том, из какого материала построена эта церковь. Лишь в документах рубежа ХVI-ХVII веков появляется вот такое описание: «Да в городе же церковь Николы Чудотворца камена, а на церкви той крест железной, позалочен, да на палатях придел Преображения Спасова…» Многие исследователи считают Никольский собор в Изборске — по многим «родовым» признакам — предшественником псковского Троицкого собора, возведённого в 1365-1367 годах.
В книге «Тропой легендарного Трувора» (из знаменитой «жёлтой» серии «Дороги к прекрасному» советского издательства «Искусство»), В.В. Косточкин пишет: «Смотреть на него особенно приятно при боковом освещении солнца, когда чёткие и живописные тени от лопаток и завершающих их кривых мягко ложатся на чуть неровные, как бы живые и окутанные воздухом плоскости стен, обмазанные слоем известкового раствора, под которыми хорошо чувствуется плитняковая кладка. В эти недолгие минуты Никольский собор приобретает особую пластичность, его как бы вибрирующие стены играют светом и тенью, он поистине превращается в скульптурное изваяние. Одиноко, словно замкнувшись в себе, стоит сейчас Никольский собор внутри крепости. Вокруг пусто, всё поросло травой. Только за колокольней, потеснившись к крепостной стене, вытянулось в ряд несколько деревянных домов…» А ведь лет четыреста назад Никольский Собор смотрелся просто колоссальным, по праву считаясь величественной постройкой в крепости.
Никольским собор стал в первую очередь потому, что Изборск зачастую называли Домом Николая Чудотворца (по аналогии: Псков — Дом Святой Троицы, Новгород — Дом Святой Софии). Первый храм во имя этого Божьего угодника возвели, когда ещё крепость располагалась на Труворовом городище — сейчас на месте, где он стоял, находится Никольская церковь. Надо отметить, что на Псковщине святитель Николай Чудотворец, считавшийся на Руси покровителем сельского хозяйства, больше почитался как «поборник земли русской», защитник всех страждущих и помощник в повседневных делах. Поэтому не удивительно, что именно святителя Николая выбрали покровителем пограничного «железного», то есть несокрушимого, города Изборска. Между прочим, сам собор поставлен в полном соответствии с русской градостроительной традицией строить храмы поближе к главным воротам, в данном случае — к арке захаба. Через неё открывается вид сразу на два фасада этой чуть приземистой церкви, с её простыми и лаконичными формами, словно сама историческая обстановка, как обращали внимание некоторые исследователи, приучила местных жителей к скромности, приучила довольствоваться и в архитектуре малым.
Не стоит забывать, что Никольский храм — это ещё один и одна из первых (среди дошедших до нас) каменных церквей псковской архитектурной школы. Безусловно древнее его, пожалуй, лишь соборы псковских Мирожского и бывшего Ивановского монастырей. В фундаментальном труде историка архитектуры Алексея Комеча «Каменная летопись Пскова» говорится, что Никольский собор близок к новгородской школе; в результате проведённых исследований, по высказыванию данного автора, этот храм можно считать связующим звеном между новгородской и псковской школами зодчества и одной из отправных точек развития последней. С 1599 года Никольский храм получил статус кафедрального. Через несколько десятилетий он описывался как «церковь каменная с единым приделом». Через некоторое время сообщалось об «освящённых двух престолах в настоящей Николая Чудотворца и придельной во имя Преображения Господня…»
Спустя двести с небольшим лет, в 1849 году, к собору пристроили провинциально-классическую двухъярусную колокольню, совсем не похожую на те звонницы, что строили в Средневековье. В ХIХ веке Никольский собор ремонтировался. По крайней мере, из документов известно, что в храме велись строительные работы, в результате которых появились новые окна, а уже имеющиеся были расширены — до этого они больше напоминали бойницы. Расширили и входной проём. А вот окна в барабане заделали. Археологи установили, что в древности и верх церкви тоже был другим — его стены поднимались выше, отличалась форма кровли. В прежние времена последняя являлась, скорее всего, восьмискатной или лопастной, в соответствии с традициями новгородской архитектуры. Существующее четырёхскатное покрытие с полусферической главой появилось лишь в середине ХIХ столетия, однако по мнению исследователей, именно оно придало облику строения единство и законченность (и это, вообще говоря, не характерно для ХIХ века, когда переустроительная активность вела чаще к порче древних памятников).
После революции 1917 года, Изборску и его Никольскому храму в известной степени повезло: ещё в 1920-е годы, согласно Тартусскому мирному договору, территория города (как и вся западная часть Псковского уезда вместе с Печорами) почти на два десятилетия отошла к Эстонии. Собор тогда не закрывался и службы в нём не прекращались. Более того — во время Великой Отечественной войны немцы хотели снять со звонницы колокола, но изборяне не позволили им это сделать. К слову сказать, местные жители отстояли свой храм и во времена хрущёвской оттепели, когда власти на второй волне богоборчества порывались закрыть церковь. Если не считать пристроенной значительно позже колокольни, Никольский собор Изборска — типичный древний храм северо-запада России. Его глубокая древность определяет весь его облик: тогда, в ХIV веке, мастера ещё не разделяли «декоративное» и «утилитарное» — слившись воедино, то и другое рождало тот специфический архитектурный сплав, который так привлекает нас в зодчестве вольных русских городов. Можно сказать, что конструктивные особенности собора «прописаны» на его фасаде: традиционные для Псковщины лопатки, делящие внешние стены натрое, отмечают те места, где натрое же делится четырёхстолпный внутренний объём. Из декора — ничего, кроме легкого, символического изгиба венчающих прясла арочек под самым карнизом; полукруглая апсида вообще ничем не украшена; и лишь массивный барабан, зодчие позволили себе разнообразить двумя декоративными поясами — снизу аркатурным, сверху — рядом полукруглых ниш. Барабан этот когда-то был световым; заложенные впоследствии световые проёмы со стрельчатыми завершениями и сейчас можно увидеть в нижней части этого коренастого цилиндра — их наполовину закрывают листы позднейшей четырёхскатной кровли. Купол крыт серебристым металлом.
Весь лаконичный, если не сказать — скуповатый облик собора производит впечатление свойственной северянам спокойной уверенности в себе — но без нарочитой угрюмости. Проделанные в толще кладки арочные окна с глубоко посаженными рамами наглядно демонстрируют нам реальную толщину стен и ещё раз подчеркивают, какой же Никольский собор всё-таки мощный. Появившийся в ХVI столетии южный придел, такой маленький, что на него не раз обратишь внимание, при ближайшем рассмотрении оказывается внешне даже позамысловатее собора. Фигурные срезы крыши и карнизов, неожиданный керамический поясок на барабанчике над самой главкой — это, безусловно, приметы позднейшего времени, новых вкусов, «звучащие», однако же, более чем деликатно, лёгким штрихом, как подпись художника в углу живописного полотна. А вот колокольня — позднейшая пристройка; впрочем, невысокий (ниже самого собора) двухъярусный столп «присоседился» к древнему храму предельно тактично, а в оформлении его простых и строгих фасадов авторы по мере сил попытались «перепеть» старинную псковскую песнь в камне. В результате колокольня смотрится вполне органично, особенно если сравнивать с возобладавшим в конце ХIХ столетия повальным увлечением пристраивать к камерным древним храмам несоразмерные по высоте и эстетике многометровые башни колоколен в псевдорусском «кирпичном» стиле.
Размеры Никольского собора — 26 х 18,5 метра (с приделом и колокольней), собственно четверик — всего 18 х 12 метров. Изнутри он кажется ещё компактнее из-за большой толщины стен и особенностей конструкции. Четыре мощных столпа делят на три части и без того достаточно небольшой внутренний объём, дополнительно ограничивая его своей внушительной массой; единственная перспектива — вверх. Захватывающая дух устремлённости ввысь заставляла забыть о суровостях и тяготах, задуматься о возвышенном. Сами несущие столпы — четырёхгранные, что является верным признаком глубокой старины постройки. Также в интерьере собора замечаем не характерные для позднейшего псковского зодчества слишком массивные, пониженные арки перекрытия, т.н. архаичный феномен. Сейчас в интерьере Никольского собора немного икон. Это, конечно же, не значит, что у храма и города (точнее, села) нет великих святынь. Образ святителя Николая Чудотворца и Корсунская икона Божией Матери не одно столетие почитались прихожанами. К сожалению, о Корсунском образе сейчас приходится говорить в прошедшем времени — тридцать лет назад его украли, и ныне на его месте находится копия. Но кто знает, может, чудотворная икона ещё вернётся в эти стены?
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №56, 2013 г.

Никольский собор, венчающий гору Жеравью, — главное здание древнего Изборска. Так же, как София для Новгорода и Троица для Пскова, он олицетворял весь город, служил его символом. По тогдашним понятиям, святой Никола охранял город, как некогда щур охранял дом: Изборск находился под его моральной защитой. Культ Николы, связанный с земледелием, был чрезвычайно популярен на Руси, о чём свидетельствуют русские и иностранные источники. Из покровителя сельских работ Никола скоро превратился в «поборника земли Русской», заступника пленённых и угнетённых, в смелого борца за правду, спасителя погибающих на воде, «скорого помощника» во всех бедах. Не случайно, что в Псковской земле гланые церкви большинства городов-крепостей были посвящены Николе. Собор был перенесён сюда со старого городища вместе с городом, как неотъемлемая часть его, и расположен так же, как и там, — у южного края крепости, близко от въездных ворот.
Изборск был перенесён на новое место в 1303 году. Каменная крепость завершена в 1330 году. Никольский собор впервые упоминается под 1342 годом. Правда, в летописи под этим годом упоминается только «дом святого Николы». Что речь шла о каменном соборе, подтверждает летописное сообщение 1349 года, в котором говорится, что в Изборске освящён «престол святого Спаса оу святого Николы на полатех, апреля в 15 день», то есть каменный собор построен до 1349 года. Таким образом, дата постройки собора заключена между 1303 и 1342 годами, то есть в первой половине XIV века.
Никольский собор — главное здание не просто города, но города-воина, оплота Пскова на его западной границе. Возможно, собор был единственным каменным зданием крепости. Он стоит у главных ворот, охраняя въезд в город, как дополнительная башня.
Расположенный над обрывом, у края крепости, собор далеко виден со старой псковской дороги. Блистающий в венце суровых башен, он выражает город вовне. От ворот собор воспринимается с угла, объёмно, сразу заявляя о своей мощи. Сейчас этот эффект пропадает, так как вход в крепость устроен рядом, в проломе. Нужно войти в неё через старинные ворота.
Основной художественной идеей Никольского собора в Изборске является его весомость, материальность, «тяготение к земле», столь характерное для памятников Пскова. Это выражено как во внешнем облике собора, так и внутри его; материальность сказывается и в кубическом объёме собора, и в откосах его стен, и в энтазисе и карнизе барабана, свисающем двойной аркатурой, и в свисающих внутри, приподнявшихся было друг над другом, но словно отяжелевших арках.
Архаическая лепка стен собора подчёркивает его мощь. Собор выстроен из грубо околотой местной плиты, фактура его белёных стен, быть может, ещё богаче светотеневой игрой, чем у других памятников Пскова. Вместе с тем такая кладка, обволакивающая стены воздухом, сообщает Никольскому собору удивительную мягкость, словно он олицетворяет лучшие черты русского человека: соединение мужества и доброты. Вот почему, вписанный в просторы русской природы, памятник кажется таким национальным произведением.
Никольский собор в Изборске можно считать первым из дошедших до нас памятников псковской архитектурной школы, получившей свой расцвет в XV-XVI веках. Однако он несёт переходные черты, являясь одним из узловых памятников в развитии псковского зодчества. В нём обозначился стык эпох. В этом его значение. Разумеется, и в его высокой художественной ценности. Несмотря на то новое, что заложено в Никольском соборе и что получило развитие в дальнейшем, сам он является памятником уникальным, не имеющим близкого повторения.
По материалам Морозкиной Е.Н. «ЗДРАВСТВУЙ, РОССИЯ». Энциклопедия; http://www.zdravrussia.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?