Изба Костромской губернии.
В альбоме г. Черенцова нашелся интересный образ традиционной костромской избы. Внешний вид этого строения, пополненный нами детальными чертежами с других зданий, представляет изображение чуть ли не единственно сохранившегося частного дома с такими старинными архитектурными приёмами, как например большая крыша с плоскими отливами и покрытое бочкою крылечко в роде того, какое можно видеть на рисунке коломенского дворца царя Алексея Михайловича.
«Частные дома в Московии, от простой избы и до богатых хоромов, представляли в сущности одну ступень развития древнейшего архитектурного типа, восходящего к раннему средневековью; – это были два или несколько поставленных в ряд срубов, соединённых сенями и крыльцом, или переходами. Мост (сени), были не только кругом закрыты, но во дворцах богатых людей, даже устраивались тёплые. Мост представлял собой комнату, устроенную между двух срубов, соединённых по средствам двух стен. Крыльца, переходы и паперти были низенькие, наружные пристройки, служившие для входа и для соединения более удалённых одна от другой частей дома.
Этот тип жилого строения и до нашего времени сохранился в традиционных избах Костромской, Нижегородской, Владимирской губерний. В этих местностях оба сруба избы, -задний и передний, -которые бывают даже двух-этажные, соединяются сенями. В сенях устраиваются чуланы, служащие в летнюю пору спальнями. В старое время в сенях давались и парадные обеды, в наше же время в них устраиваются внутренние лестницы, особенно во Владимирской губернии. Внутри избы стены представляют гладко-выстроганные брёвна; вдоль стен уставлены скамьи, в красном углу – киот; у печи иногда бывает перегородка, и около дверей – рундук.
Устройство наружного крыльца и всхода во второй этаж сохранилось в обычаях населения преимущественно заволжья Костромской и Нижегородской губерний .
Наружные украшения избы в том виде, как они изображены на прилагаемом чертеже, с каждым днём выходят всё более и более из употребления и уступают место богатой «корабельной резьбе». Последняя представляет весьма оригинальное подражание орнаменту итальянскому и римскому, с своеобразными изменениями и прибавлениями. Это резное искусство развилось на волжском судостроении. Нынче, когда прежние разукрашенные расшивы, мокшаны и коноводки вытесняются постепенно пароходами и баржами, и корабельные резчики стали работать по деревням; ставни, наличники, карнизы и подкрылки к избам они вырезают с большим вкусом: богатые же гребни с тычками, обсаженные коньками, как они изображены на нашем рисунке, теперь, кажется, более не делаются, потому что, как говорят, одно время они служили условным знаком раскольничьих молелен, и потому подавали повод к неприятным столкновениям с полицией.
Кто пожелает ближе ознакомиться с этим предметом, тому мы смело рекомендуем разбор коломенских дворцов в замечательном во всех отношениях труде г. Забелина о быте Московских царей и цариц.
Из Альбома И. Чернецова, с дополнением деталей Л. В. Даля
Текст академика В. Даля, Журнал «Зодчий» за 1872 год. №3.
#русскаядеревня #изба #зодчество #резьба