Из жизни святых. Братья Путиловы

ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ

Не близко от Сарова до Оптиной, а две эти великие пустыни тесно связаны между собой жительством в них братьев Путиловых.

Родители братьев были люди православные и благочестивые, купеческого звания: Иван Григорьевич и Анна Ивановна. Глава семейства строго соблюдал посты и неопустительно посещал храм Божий, пел на клиросе, был очень умён и начитан, особенно любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Получив строгое, почти монашеское воспитание, сыновья этой семьи стремились к монашеской жизни, к духовному росту.

Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили в Москву в услужение одному купцу. Любя чтение духовных книг, часто посещая московские обители, они случайно узнали, что в Иоанновском монастыре есть затворница высокой духовной жизни по имени Досифея. Они пожелали хотя бы только взглянуть на эту таинственную инокиню, но прозорливая, духовно мудрая старица узнала в этих юношах будущих подвижников благочестия, приняла их к себе в келью, вошла с ними в духовное общение. Кончилось тем, что эти два юноши отправились в Саровскую пустынь, постриглись в монашество и впоследствии сделались известными в истории монашества настоятелями монастырей.

В Сарове братья встретились с великими старцами: уже тридцать семь лет жил там преподобный Серафим Саровский, схимонах Марк, проходивший подвиг юродства, игумен Назарий, восстановитель Валаама. Во время трехлетнего пребывания в Сарове Тимофей пользовался наставлениями духоносных старцев. Он имел послушание в хлебне, а потом ходил за больным строителем отцом Исаией.

Иван остался в Сарове и впоследствии стал Саровским игуменом Исаией. Поздравляя брата с избранием на должность строителя обители, преподобный Моисей, напоминал ему об обязанностях начальника с кротостью и беспристрастием «носить немощи немощных». По свидетельству монахов, в годы настоятельства отца Исаии пустынь пользовалась таким спокойствием и согласием в братии, каких при других настоятелях не было, число насельников увеличилось до 300 чел. В то же время игумен скорбел об «оскудении монашества» и о прекращении пустынножительства после кончины преподобного Серафима.

Тимофей покинул Саровскую пустынь и поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Вероятно, его привлекала близость рославльских и брянских лесов, где в то время спасалось много пустынножителей. К ним в 1811 году и присоединился Тимофей. Было ему в ту пору 29 лет. Здесь он провел десять лет, здесь был пострижен старцем Афанасием, учеником великого Паисия Величковского, в монахи, с именем Моисея, в честь преподобного Моисея Мурина. Это имя было дано ему за сходство с преподобным в гостеприимстве и страннолюбии, которое, видимо, унаследовал Тимофей от матери.

Отец Моисей поселился вместе другими пустынниками в лесу, на берегу лесной речки. Каждый день правили всю церковную службу. В праздники к ним приходил священник, чтобы причастить их. Много молились, занимались рукоделием, обрабатывали огород, который родил только репу. Летом собирали грибы и ягоды для благодетелей, которые иногда присылали им хлеб, крупу, постное масло. Часто еды не хватало, пустынники соблюдали сухоядение.

В 1816 году к Тимофею приехал подросший младший брат Александр, чтобы разделить с ним его жизнь монаха и пустынника. Через четыре года испытания Александра постригли в монахи с именем Антония и поручили руководству старшего брата, отца Моисея, к которому отец Антоний и сохранял послушание всю жизнь.

В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной пустыни и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину пустынь, навел его на мысль устроить при Оптиной скит. Он слыхал о рославльских пустынниках и именно им желал поручить устройство скита. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и еще двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.

С великим трудом новоприбывшие пустынники должны были очистить место от сосновых многовековых деревьев. Из срубленного леса построили небольшую келью, огородили забором, поставили церковь в честь Иоанна Предтечи. В 1822 году, в возрасте сорока лет, отец Моисей был рукоположен в иеромонахи и определен духовником Оптиной. А через три года преподобного Моисея избрали настоятелем Оптиной.

Тридцать семь лет продолжалось настоятельство преподобного Моисея Оптинского. За эти годы его трудами Оптина преобразилась. Число братии увеличилось в несколько раз. Была почти удвоена монастырская земля. Разведены фруктовые сады, заведен рогатый скот, устроена огромная монастырская библиотека, расширен собор. Также были воздвигнуты две церкви, выстроены трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келлий, два завода, мельница и ограда, но что важнее всего – возвысился духовный строй обители. Преподобный Моисей возложил бремя духовного окормления братии на ученика старца Льва – преподобного Макария. При преподобном Моисее пришел в Оптину послушником будущий ее великий светильник – преподобный старец Амвросий.

Старец Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие оптинского игумена близко, считали его, хотя и хорошим, но обыкновенным человеком, только духовные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Моисея и считали его высокодуховным старцем. Но чудо его жизни и его служения – сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.
В пору его настоятельства начальником Оптинского скита был определен преподобный Антоний, четырнадцатилетнее начальствование которого было временем устроения скита и прочного основания как во внешнем, так и в духовном отношении, и началом его процветания. 18 лет трудился он в скиту, подавая всем пример своим трудолюбием и неутомимостью.

В 1839 году отец Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. Здесь на его долю выпало водворение и утверждение внутреннего устройства обители по духу веры и благочестия по правилам опытных подвижников и по образцу лучших обителей русских. Советами, наставлениями и силою своей молитвы преподобный Антоний привлекал к себе весьма многих.
Болезни заставляли Антония неоднократно просить об увольнении от должности, но только в 1853 году он получил желаемое. В 1853 году он передал управление своему преемнику и удалился на покой в Оптину пустынь.

Братья Путиловы, положившие начало своей монашеской жизни в «Саровском Иерусалиме», как была названа эта обитель затворницей Досифеей, впоследствии по ее предсказанию стали настоятелями трех значительных российских обителей: Саровской пустыни, Оптиной пустыни и Малоярославского монастыря. Двое из них – Моисей и Антоний – прославлены в соборе Оптинских старцев.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?