15 декабря о невесте.
А.А. Блок — Л.Д. Блок.
[Декабрь 1902 года. Александр Блок и Любовь Менделеева — жених и невеста. Тайные жених и невеста. Пока почти никто об этом не знает, ни родители, ни литературные друзья Блока. Александр снял комнату, где они могут тайно встречаться (вполне невинно), для обмена письмами придумываются разные тайные схемы. И вот Блок заболел, несколько дней не выходит из дома, влюбленные не могут видеться, остается единственный способ общения — письма. Они обмениваются письмами каждый день, иногда несколько раз за день. Блок не может видеться с невестой, но его посещают друзья-литераторы…]
“Пишу наудачу на курсы [Высшие женские курсы, где училась Л.Д.] — и лучше без житейского, чище, свободнее и искреннее. Днем говорили, вечером говорили, теперь вечер кончается, и все говорят — и многое о ненужном. У литераторов делается чорт знает что! Мы будем смотреть со стороны и скоро увидим и услышим удивительные вещи. Всё это теперь так меня касается, что я не могу не интересоваться этим, но, если бы Ты знала, как это ни одной чертой, ни одной точкой не прикосновенно к моим глубочайшим и сокровеннейшим, всегда лучшим из всего, что было, есть и будет, мыслям о Тебе, песням о Тебе. Все кричат, а я молчу до неприличия, и через всё так неизмеримо высоко и звонко поются песни о Тебе — слова и фразы, или одни только мелодии без звуков, иногда со случайными протекающими в голове словами — так же непроизвольно и безвольно, как шум деревьев, когда их качает ветер. Поет, поет — и всё забывается, всё светло и ярко, торжественно и тайно. Тут какая-то великая тайна «жизни по любви». Совершается закон лучшей награды за прежнее и нынешние невозмутимые сны. Ты проходишь мимо, Ты здесь вся, неизгладимо вырезанное письмо на камне, глубокие черты сильной и верной руки Промысла. Вся судьба здесь.” (15 декабря 1902 года, Петербург)
“Песни” о невесте, постоянно “протекающие в голове” Блока во время общения с друзьями и родными, необходимость, в ближайшем будущем, раскрыть тайну о том, что они — жених и невеста, ее и своим родителям (что уже было непросто), а, главное, раскрыть эту тайну перед своим символистским окружением — всё это привело через десять дней к написанию стихотворению “Все кричали у круглых столов…”, созвучного настоящему письму (“все кричат…”).
Все кричали у круглых столов,
Беспокойно меняя место.
Было тускло от винных паров.
Вдруг кто-то вошел — и сквозь гул голосов
Сказал: «Вот моя невеста».
Никто не слыхал ничего.
Все визжали неистово, как звери.
А один, сам не зная отчего, —
Качался и хохотал, указывая на него
И на девушку, вошедшую в двери.
Она уронила платок,
И все они, в злобном усильи,
Как будто поняв зловещий намек,
Разорвали с визгом каждый клочок
И окрасили кровью и пылью.
Когда все опять подошли к столу,
Притихли и сели на место,
Он указал им на девушку в углу,
И звонко сказал, пронизывая мглу
«Господа! Вот моя невеста».
И вдруг тот, кто качался и хохотал,
Бессмысленно протягивая руки,
Прижался к столу, задрожал, —
И те, кто прежде безумно кричал,
Услышали плачущие звуки.
25 декабря 1902
Блок видел в Менделеевой олицетворенный образ Вечной Женственности, земное воплощение Прекрасной Дамы — “Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне <...> бурю торжества…” И ему было важно, чтобы его литературное окружение приняло его видение его невесты, увидело в ней Прекрасную Даму. Это беспокоило его, он чувствовал возможное противодействие (не зря — летом 1903 года З.Гиппиус отпускала в письмах Блоку шпильки по поводу несоответствия Менделеевой его имиджу), это породило атмосферу “парадоксальности и безумия жизни” в стихотворении, “ощущение абсурда и трагической нелепости”, театральность всей сцены. Блок сообщал Менделеевой о том, что это стихотворение было написано под воздействием Достоевского. И, кстати, 24 декабря Блок опять заболел, у него был жар, который продолжился и на следующий день, когда было написано стихотворение.
#20век #СеребряныйВек #АлександрБлок #любовь #стихи #поэзия #невеста #Россия #ПрекраснаяДама #история