🌱Ресайклинг и апсайклинг, или из лаптей в бумагу
Не могу остановиться, и в продолжении вчерашнего поста про кости, сегодня про вторую жизнь вещей. Все в той же книге Бахтиаров живописует процесс сбора у населения всяческого старья и его последующую жизнь.
Занимался этой работой тряпичник. Одни — на вершине социальной пирамиды тряпичников ходили по дворам и кричали о скупке всяких отбросов: от старых тряпок до бумажек и бутылок. Другие – пролетарии тряпичного дна, шарились по свалкам и выуживали оттуда разное. Словно Капитан Крюк бродил тряпичник с железным крюком в руке и мешком за спиной. Свое собранное сокровище нес тряпичник к посреднику – торговцу подержанными вещами и получал свои 10-30 копеек. Все свои приходы-расходы тряпичник фиксировал в небольшую книжечку, жил в коливинге таких же как он коллег-тряпичников-артельщиков.
Конкуренцию тряпичникам составляли татары-халатники, которые также охотились за старьем. В год оборотистый старьевщик мог получить до 100 тыс рублей (а это прямо мусорные миллионеры).
Сбывали носибельное добро на толкучках, там самый простой люд покупал секондхэнд и давал ему новую жизнь.Составить себе полный образ на толкучке можно было за 5 рублей вместе с сапогами.
Отдельно автор пишет как раз про судьбу старых сапог (и это огонь!) Сапожники из города Кимры Тверской губернии славились своей обувью на всю страну (это сегодня там и следа от обувного величия нет), так вот они приезжали в Петербург и покупали старую обувь оптом, чтобы потом сделать из нее у себя в Кимрах новую. Такой же круговород ресайклинга совершало стекло и бутылки, которые со свалки вновь попадали на производство. Тряпки шли на писчебумажные и суконные фабрики. И если основное тряпье шло из городов волжского бассейна, чтобы попасть в Петербург, то с севера страны поступали целые суда со старыми (!) лаптями. И лапти эти шли на бумагу… можете представить себе баржи, полные лаптей 🤯
Вообще все очень экологично, и идея покупать у людей тряпки на бумагу и ткань так вообще верх рационализаторства.