Из истории русского сарафана
Праздничную одежду шили, в зависимости от материального достатка владелицы, из более дорогой фабричной ткани: шелка, штофа, парчи, полупарчи, муара, тафты; ситца, сатина, кумача, нанки, миткаля, коленкора; сукна, кашемира, шерстянки – или из тканей домашнего изготовления: тонкого льняного полотна, сукна, полусукна.
В конце XVIII в. в России уже существовали мануфактуры, которые производили особые «сарафанные» шелковые ткани для зажиточного крестьянства Русского Севера и центральных районов России.
Узоры на тканях (их называли в народе «пукетами») представляли собой композиции из букетов садовых цветов, гирлянд и лент, которые располагались на красном, розовом, синем, голубом и золотистом фоне. Дорогие сарафаны из штофа и парчи бытовали в крестьянской среде вплоть до начала XX столетия. Их дополняла тонкая батистовая, кисейная или шелковая рубашка с пышными рукавами, доходившими до запястья или локтя, украшенная вышивкой и кружевом. Такой наряд был гордостью девушек брачного возраста. В нем, величаво ступая, они водили хороводы по большим праздникам.
В менее состоятельных семьях праздничные сарафаны шили из фабричной хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Наиболее востребованным у крестьянок был узорный ситец: белоземельный – с белым фоном, пунцовый – с красным и кубовый – с синим.
Ткань на сарафан также могла быть выткана в домашних условиях из льняных и покупных хлопчатобумажных нитей, тонкой овечьей шерсти. К примеру, в некоторых деревнях Устюженского уезда Новгородской губернии к венчанию в церкви готовился сарафан из синего льняного холста, богато украшенный понизу нашивками из красного узорного ситца и кумача, образующими крупный орнамент из цепочки ромбов и горизонтальных полос. Его дополняли белая хлопчатобумажная вышитая рубашка с густыми оборками по горловине и рукавам и нарядный пояс. Домотканые сарафаны также широко бытовали с льняными рубахами, декорированными вышивкой и ткаными узорными полосами красного цвета.
«Русский сарафан: белый, синий, красный» — это первое иллюстрированное издание, посвященное русскому сарафану.
Авторы-составители:
Горожанина Светлана Валентиновна – историк-архивист, искусствовед, кандидат искусствоведения. Заведующая отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.»
Демкина Валентина Анатольевна – искусствовед. Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII–XXI вв.»