Один из домов (Большая Полянка, 20, строение 2) сохранился от прежних владельцев, а остальные были построены для нужд общины в конце XIX – начале XX века. Композиционным центром ансамбля является псевдорусская церковь Иверской иконы Божией Матери, возведенная в 1890-х годах по проекту архитектора Сергея Константиновича Родионова. В 1901 году со стороны Малой Якиманки появилось общежитие для сестер, проект которого разработал Илья Евграфович Бондаренко. Незадолго до революции 1917 года Дмитрий Михайлович Челищев на красной линии Большой Полянки построил неоклассицистические здания аптеки, терапевтического и хирургического корпусов. Эклектичный характер застройки разных десятилетий стал главной особенностью архитектурного ансамбля общины.
Иверская община сестер милосердия находилась под покровительством великого князя Сергея Александровича Романова и его супруги Елизаветы Федоровны. Сестрами могли стать девушки и женщины от восемнадцати до сорока лет. Они обеспечивались всем необходимым и совершали бескорыстные дела милосердия. Сестры трудились на нужды общины, но главная их работа была в больнице, амбулатории и аптеке. Они ухаживали за больными и помогали врачам. Когда началась Первая мировая война, сестры не только заботились о пациентах в больничных палатах общины, но и выезжали на фронт, чтобы оказывать помощь раненым во время боевых действий. В начале XX века Иверская община сестер милосердия была одной из самых больших в Москве – больше трехсот девушек и женщин.
После революции Иверская церковь была закрыта, а здания ансамбля использовалась как склад. На территории общины разместилась сначала школа медсестер, а потом городская больница № 20 имени Тимирязева, для нужд которой построили дополнительные корпуса. В наши дни Иверский храм отреставрировали и вернули верующим. В нем снова совершаются богослужения.
В настоящее время все здания общины сестер милосердия и больницы имени Тимирязева занимает НИИ неотложной детской хирургии и травматологии под руководством известного педиатра и хирурга Леонида Михайловича Рошаля. Ансамбль между Большой Полянкой и Малой Якиманкой представляет собой комплекс зданий, не связанных друг с другом единой стилистикой.
Церковь Иверской иконы Божией Матери построена в формах владимиро-суздальского зодчества и имеет характерные черты – аркатурно-колончатые пояса и килевидные завершения порталов. Бывшее общежитие сестер, построенное архитектором Бондаренко, является примером московского модерна со скромными вертикальными украшениями. Здания Челищева со стороны Большой Полянки напоминают скорее не больничные корпуса, а неоклассицистическую городскую усадьбу, состоящую из украшенного пилястровым портиком и фронтоном главного дома, а также двух флигелей справа и слева от него. Стилистически пестрый ансамбль бывшей общины как единое целое не воспринимается.
Автор статьи: Денис Дроздов
Материал с портала «Узнай Москву»