Ивенец. Церковь Троицы Живоначальной.

После польского восстания 1863 года российские власти предприняли ряд жёстких мер против Католической церкви в западных регионах империи, включавших закрытие католических храмов и передачу их зданий Православной церкви. Храм Михаила Архангела был закрыт 12 декабря 1868 года, а в 1869 году здание было передано православному приходу. Католические литургические атрибуты были заменены на православные. Верхние ярусы башен изменили цыбулепадобныя купола. В 1920 году храм власти передали католикам. Были проведены некоторые архитектурные изменения в здании. Костел выполнял свои функции как приходской до 1944 года. В 1944-1990 годах не функционировал по назначению. Вновь передан католикам в 1992 году.
http://old.catholic.by/2/belarus/dioceses/minsk-mohilev/100235.html

Местечко Ивенец расположено в Минском уезде, при речке Волме и при военно-коммуникационной дороге. От губернского города Минска отстоит в 66 верстах.
Приход образован в 1870 г. по упразднении в местечке Ивенце римско-католического костела. До 1860 г. православное население, составляющее Ивенецкий приход, входило в состав Ойценевского прихода с приходскою церковью в селе Ойценеве, а с сего года Ойценевский приход соединен был с Киевецким, и приходская церковь была учреждена в селе Пральниках, а затем с 1870 г. приход и приходская церковь учреждены в Ивенце.
Год построения настоящей приходской Ивенецкой церкви неизвестен; известно только то, что оная построена в XVIII столетии. Строителями считаются владельцы местечка Ивенца Соллогубы.
Зданием церковь каменная, в готическом стиле, с двумя фронтонными башнями, из коих в правой устроена колокольня. Окна расположены в два яруса; крыша устроена гонтовая; входных дверей двое. Вообще, по наружности церковь находится в прочном состоянии, за исключением крыши, которую необходимо заменить железною. Внутри церковь состоит из двух приделов, верхнего, собственно главной церкви, с престолом во имя Пресвятой Троицы, и нижнего, с престолом во имя Св. Архистратига Михаила, последний придел теплый, огревается двумя печами и устроен в подвальной части.
Главная церковь заключает площадь вместимостью около 90 кв. саж., устроена со сводами; пол сделан из дикого цвета мраморных плит, а в нижней – из кирпича, в обоих алтарях пол деревянный. Стены внутри выбелены, клиросы на солеях, возвышенных в главной церкви на четыре, а в нижней на одну ступень.
Иконостасы в обоих церквах нового устройства, с пилястрами и колоннами. В главной церкви иконостас состоит из 23 икон, расположенных в три, а в нижней – из 9 икон, расположенных в два яруса. Карнизы, рамы и резьба на иконостасе главной церкви позолочены, а в нижней посеребрены и покрыты лаком; главный иконостас покрашен в пепельный, а в придельной – в белый цвет.
В главной церкви находится копия иконы Божией Матери Ченстоховской, оставшейся после упразднения костела. Икона величиною 2, а широтою 1 ½ аршина, писанная на холсте по золоченному фону, пользуется особенным чествованием в приходе. Кроме сего, чествуется и хранится, как драгоценный дар, икона величиною в 8 вершков с изображениями преподобных Иосифа, Георгия и Зосимы, писанная на кипарисной доске и обложенная серебряною, 84 пробы, ризою, присланная в сию церковь Государем Императором при преобразовании оной из католического костела.
В церкви имеется семь потиров и три дискоса с другими принадлежностями к ним; из сего числа один полный серебряный прибор весом в 2 фунта 12 лотов пожертвован в церковь Александро-Невскою лаврою, а другой такой же весом в 2 фунта и 7 ½ лотов пожертвован полковником Николаем Беляевым. Все другие необходимые утварные принадлежности, большею частью из аплике, также имеются в достаточном количестве; не достает только купели для крещения младенцев. Облачений священнических имеется 19 приборов, в том числе одно серебряной парчи, но годных к употреблению только шесть: остальные менее или более потерты.
Евангелий, употребляемых при богослужении, имеется пять, из них два в полный лист, одно в ½, а два в ¼ листа. Все они в переплетах, крытых бархатом, с накладными бронзовыми украшениями или в сплошных металлических окладах. Из богослужебных книг не достает месячной минеи. В архиве церковном особенных документов не имеется, за исключением копии завещания от 1655 г. помещика Внучки на землю, состоящую при Ойценевской церкви. Метрические книги хранятся с 1790 г., a исповедные списки с 1848 г.
С двух сторон церкви устроена каменная ограда, а с остальных двух – деревянная бревенчатая.
В колокольне, устроенной в правой фронтонной церковной башне, имеется пять колоколов: в 12, 8, 3, 1 пудов и 20 фунтов. К сей церкви принадлежат три приписных церкви: Александро-Невская в самом же местечке Ивенце, зданием каменная, с двумя фронтонными колоколенными башнями, также устроенная из бывшего приписного католического костела; Николаевская – в деревне Пральниках, каменная, в которой находится местно-чтимая икона Божией Матери в металлическом окладе, величиною икона в 1 ½ аршина и Преображенская – в деревне Старинках, деревянная, с местно-чтимым изображением изваянной из дерена фигуры Спасителя, величиною в полный рост.
Кладбищ в приходе три. В состав прихода входят 34 деревни, самое отдаленное селение находится от церкви в 10 верстах. В приходе всего считается 565 муж. и 560 жен. пола душ; все почти прихожане крестьянского сословия и занимаются исключительно земледелием, но между жителями Ивенца есть много занимающихся каменными работами и ивенецкие каменщики считаются даже в Минске лучшими каменщиками. В религиозно-нравственном отношении прихожане находятся в удовлетворительном состоянии, достаточно внимательны к требованиям веры, а из праздников по преимуществу чтут: день св. вмч. Георгия, св. Николая, Успение Богоматери, Рождество Богородицы, Покров, неделю Всех святых и новолунные недели в весеннее и осеннее время.
Причт при церкви положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Оброчных статей, приносящих доход церкви нет, а собственно церковного дохода в течение года бываете до 150 руб. Причт, кроме штатного жалованья, получает 6 руб. 30 коп. за отошедшее в казну имение, бывшее при Ойценевской церкви, и до 150 руб. кружечного дохода, а также пользуется церковным помещением и двумя фундушевыми земельными участками: покостельным и бывшей православной Ойценевской церкви, расположенными в двух обрубах, из коих один при самом Ивенце, а другой при деревне Ойценеве, в 10 верстах от приходской церкви. Всего земли считается 66 десятин, в том числе: усадебной 5, пахотной 40, сенокосной 8, под зарослями 7 и неудобной 6 десятин. Плана на землю не имеется, но… владение землею ведется без споров.
Для помещения причта имеется в Ивенце каменный двухэтажный дом, а также деревянные хлебный и скотский сараи и ледник; все строения довольно прочны. Есть еще церковные постройки, состоящие из дома, амбара, хлебного и скотского сараев, в деревне Ойценеве, где до 1870 г. жил причт. Окончательной передачи причтовых строений в духовное ведомство еще не состоялось.
При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Для призрения нищих и престарелых в приходе имеются две богадельни, одна в Ивенце, а другая в деревне Старинках, существующие при заботе церковно-приходского попечительства на благотворительные от прихожан средства.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?