Ивашево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

ИВАШЕВО. Церковь Спаса Нерукотворного построена из кирпича, оштукатурена и окрашена (детали выделены побелкой). В 19 в. к трапезной с севера был пристроен прямоугольный придел, а к колокольне — несколько позднее — северный притвор (верхние ярусы колокольни и притвор сломаны). Один из лучших образцов архитектуры развитого барокко на территории области. На восток храм обращен пластически насыщенным, сочным по форме прямоугольным алтарем с узким полукружием апсиды и многоступенчатыми раскрепованными пилястрами по углам. Над двусветным кубом храма, за фронтонами его фасадов поднимается высокий восьмерик, завершенный восьмигранной купольной кровлей гуськового профиля, над которой возвышается граненый световой барабан.
Квадратная в плане трапезная несколько меньше основного четверика по высоте. Ныне в композиции здания господствует восьмерик храма, а прежде он уравновешивал своей массой облегченную вертикаль стройной трехъярусной колокольни с криволинейной кровлей, увенчанной граненым барабанчиком с высоким шпилем. Гладь стен фасадов почти не видна за энергичной барочной пластикой: наличники с усложненным фигурным венчанием, боковыми и подоконными выступами (на фасадах четверика наличники первого и второго света смыкаются по вертикали).
Богатый декор основного объема дополняет частая рустовка с глубоким рельефом на стенах и пилястрах алтаря, трапезной и колокольни. Особенно выделяются обрамления арочных окон восьмерика: треугольное завершение их наличников как бы «выгибает» рамку верхней накладки с поребриком, который на том же уровне появляется вместо капителей в пилястрах, сплетая мотивы древнерусского зодчества, барокко и классицизма.
Храм перекрыт восьмилотковым сводом на трехступенчатых тромпах, прямоугольные помещения трапезной и алтаря имеют коробовые своды с шелыгой по оси север-юг. В алтаре свод рассекает крупная распалубка от апсидной конхи, а в трапезной — распалубка над проходом в нижний ярус колокольни, где крестовый свод опирается на пилоны с полукруглыми нишами. Во фрагментарно сохранившейся стенописи интерьера ясно различимы два этапа: барочная клеевая роспись 2-й пол. 18 в., имитирующая золотистую лепку с виноградными гроздьями на небесно-голубом фоне, и сцены из жизни Христа, написанные маслом в академической манере 2-й пол. 19 в. — с преобладанием розовых и зеленоватых тонов. Помимо евангельских сюжетов, в той же академической манере исполнены отдельные статичные фигуры святых (по граням барабана) и херувимы (в шелыгах оконных проемов). Библейские пейзажи на лотках свода написаны темперой в 18 или нач. 19 в. На восточной стене сохранилось завершение иконостаса — деревянная скульптура 2-й пол. 18 в., изображающая Саваофа и херувимов среди клубящихся облаков. Немного выше укреплен современный ей металлический кронштейн в виде сложной комбинации сквозных спиралей.
Крылов, 1861, с. 238; Титов, 1883, с. 39; Титов, 1885, с. 321-322; Краткие сведения.., 1908, с. 165. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 281-282

Каменная одноглавая, в связке с колокольней существует с 1762. Она построена прихожанами и имеет три престола: 1) Спаса Нерукотворного Образа, 2) Рождества Пресвятой Богородицы и 3) св. Софии и трёх её дочерей. Ранее здесь находилась, неизвестно кем построенная, деревянная церковь, но она сгорела, в следствии чего было приступлено к сооружению каменной. Чудотворных икон в ней нет, а из особо чтимых находится икона Иверской Пр. Богородицы, о появлении которой однако актов никаких не имеется; равно нет ни древней утвари и облачений, а из старопечатных книг осталось Евангелие 1694 г.А.А.Титов «Ростовский уезд. Ярославской губерни. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда» Москва, Синодальная типография, 1885г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?