Ивановское (Кулицкое с/п). Церковь Богоявления Господня.

Калининский район, д. Ивановское (Ивановское Овцыных)
Построена в 1698 г. Престола три: главный холодный Богоявления Господня, придельные теплые: правый Казанской Божией Матери, левый Крестителя Иоанна.
Источник: http://tvereparhia.ru/mitropoliya/tverskaya-eparxiya/193-2011-07-03-16-58-30/2241-czerkov-v-chest-bogoyavleniya-gospodnya-v-ivanovskom

Ивановское. Храмовый комплекс: церкви Богоявления и Грузинской иконы Божией Матери. Комплекс расположен на высоком левом берегу р. Кава при кладбище, устроенном на северной окраине села. В кон. 17 в. село принадлежало Овцыным, по заказу которых в 1696-99 гг. была построена каменная холодная церковь Богоявления с приделом Иоанна Предтечи.
Церковь Богоявления — один из интереснейших храмов Тверской земли, в декоре которого использованы элементы нарышкинского стиля, колокольня выдержана в стиле позднего классицизма, а трапезная характерна для периода эклектики. Здание сооружено из кирпича с белокаменными цоколем и деталями; первоначально храм с наружи имел обмазку, позднее фасады были оштукатурены и побелены, а барабаны глав обшиты железом. Кубический двусветный объем бесстолпного храма завершен пятью луковичными главками на глухих цилиндрических барабанах, возвышающихся над четырехскатной кровлей. С востока к храму примыкает трехчастная апсида, с запада — трапезная. Благодаря двум крупным приделам она имеет поперечную ориентацию. Стройная трехъярусная колокольня со слегка убывающими вверх четвериками завершена небольшим шпилем.
Первоначальный декор фасадов храма сохранился лишь частично: широкие угловые лопатки, перспективный портал южного входа с киотом, почти целиком срубленные наличники окон, лента поребрика между валиками под карнизом и ряд полуциркульных кокошников на каждом фасаде. Барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами. Прежние прямоугольные (переделаны в арочные) окна, расположенные по двум осям на фасадах четверика, были заключены в нарядные нарышкинские наличники с полуколонками и разорванными фронтонами. Частично уцелел один такой наличник на западном фасаде храма под кровлей трапезной; там же остался фрагмент карниза с поребриком. Завершается четверик храма деревянным профилированным карнизом с мутулами. Трапезная имеет широкие лопатки на углах, арочные окна со штукатурными рамочными наличниками и мелкопрофилированный карниз. В большинстве окон сохранились решетки с пиками и веерным завершением, а также рамы с мотивом стрельчатых арок в рисунке фрамуги. Наружный декор колокольни с арочными проемами во всех ярусах тектонически строг и ясен. Нижний ярус, обработанный рустом и широкими пилястрами, трактован как цокольный. Перед входами с юга и запада выступают белокаменные площадки со ступенями, а над южным входом уцелел фигурный металлический зонт на тонких столбиках. Наиболее выразителен средний ярус колокольни. Его стены расчленены вертикальными нишами, фланкирующими арки звона, и завершены треугольным фронтоном с мутулами в карнизе. Самый сдержанный по декору верхний ярус завершен антаблементом и невысоким аттиком.
Основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Три арочных проема ведут из него в алтарь, перекрытый поперечным лотковым сводом с распалубками над проемами. В трапезной два столба с пере брошенными от них к стенам подпружными арками несут коробовые своды с распалубками и конхами над апсидами приделов. В толще северной стены нижнего яруса колокольни расположена белокаменная лестница на ярус звона. В интерьере храма сохранились фрагменты масляной живописи, выполненной в 1892 г, по программе, составленной священником церкви Петром Соколовым. На лотках свода храма, разделенных штукатурными тягами, изображены «Новозаветная Троица», архангелы и апостолы. На южной и северной стенах на уровне окон второго света помещены фигуры кн. Владимира и кн. Ольги, Кирилла и Мефодия. В нижней части южной стены сохранилась композиция «Христос в доме Марфы и Марии» (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда). Западную стену занимает «Нагорная проповедь»; боковые части этой композиции написаны по штукатурке на досках, которыми закрыли первоначальные окна второго света. В росписях использованы фризы растительного орнамента. В апсиде на лотках изображены ангелы, в средней части свода — херувимы и Дух Святой в виде голубя. В храме уцелели фрагменты трехъярусного (?) деревянного иконостаса в духе эклектики. Над его боковыми пониженными частями сохранились живописные изображения херувимов, заключенных в профилированные штукатурные рамки, по форме близкие квадрифолию. В северном приделе трапезной частично уцелел двухъярусный иконостас в духе эклектики, выполненный в 1882 г. тверским цеховым мастером А.Л. Дешевым. Проем из трапезной в храм был оформлен деревянной плоской аркой, объединявшей придельные иконостасы. В южном приделе у западной стены находится печь с белым кафелем.
В объемно-пространственной композиции комплекса доминирует церковь Бoгоявления с высокой и стройной колокольней, стоящая в центре кладбища, к югу от нее расположена небольшая церковь Грузинской Бoгоматери. Обширная территория кладбища, в плане близкая к прямоугольнику, вытянута с севера на юг и окружена по периметру oградой с двумя воротами: одни расположены по оси церкви Богоявления — в центре западной стороны и обращены к реке, другие, в южном прясле ограды, ведут к застройке села.
По материалам: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901, с. 30-31; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 161 об.; Оп. 3. Д. 3467, 3493, 3503, 3506, 3510, 3512; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6803. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. — М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. 2006.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?