В конце XIХ века получает распространение новый вариант «русского» стиля, сторонники которого пытались подражать архитектуре ХVII века. Этот период воспринимался как время наивысшего проявления русского художественного гения, как подъём и становление русского московского стиля, отличающегося богатством отделки. Наследие древнерусского зодчества ХVII века, развитие которого было насильно прервано реформами Петра I, считалось основным источником для нового творчества. Своей задачей зодчие считали возрождение допетровской архитектуры. Интересным памятником этого периода является Преображенская церковь. Закладка храма состоялась 27 августа 1889 г. Строилась церковь в течение четырёх лет на средства фабриканта М.Н.Гарелина и была торжественно освящена 24 августа 1893 года.
Проект церкви разработал известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Фасады основного объёма храма завершены кокошниками, а углы — шатровыми башенками. Венчается храм восьмериком с пятью главами на высоких гранёных барабанах. Пышные наличники и карнизы, двухъярусные кокошники и другие архитектурные детали придают зданию нарядный облик. С западной стороны к храму примыкает высокая шатровая колокольня, где первоначально размещались 12 колоколов. Три входа в храм выделены шатровыми крыльцами. Многие детали отделки церкви заимствованы из зодчества конца ХVII века. Неподалёку от главного входа в храм выстроили двухэтажный кирпичный дом причта. В центральной части храма был установлен трёхъярусный, а в приделах преподобномученика Никона и Иверской иконы Божьей Матери — двухъярусные иконостасы, выполненные по рисункам Александра Степановича Каминского. Иконы для них написал московский художник Я.И.Ручкин. Кроме того, из домашней молельни Гарелиных в храм перенесли несколько старинных, богато украшенных икон. Настенную живопись в храме выполнил художник И.В.Белоусов. Впоследствии М.Н.Гарелин и его жена были похоронены во дворе церкви против алтаря.
Первоначально Преображенская церковь была рассчитана на 700 человек — жителей деревни Рылиха, которая существовала на окраине Иванова с начала ХVII века. После постройки храма она стала называться селом Преображенским и вошла в состав города после Февральской революции 1917 года. С 1931 года храм использовался одновременно двумя православными общинами — традиционного и обновленческого направлений, перешедшими в Преображенскую церковь из закрытого Покровского собора, а затем и из Успенской кладбищенской церкви. Такое использование храма приводило к постоянным конфликтам. Решением облисполкома 19 мая 1940 года церковь закрыли, внутреннее убранство уничтожили. Через два года верующие обратились с просьбой о регистрации православной общины и с 17 ноября 1944 года в церкви возобновились богослужения. После создания Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала кафедральным собором. Боковые приделы освятили в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери. Настенная живопись и внутреннее убранство воссоздавались в послевоенный период. Резной золочёный иконостас в стиле барокко привезли в 1956 году из села Сараево Фурмановского района. Это село в ХVIII веке принадлежало А.В.Суворову.
По материалам книги доцента Ивановского государственного университета Александра Михайловича Тихомирова «Храмы Иваново-Вознесенска».
СОБОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, кон 19 в., ул. Колотилова. 44.
Расположен в юго-восточной часта города, на углу с ул. Сакко. среди одно- двухэтажных зданий: господствует в застройке района. Построен в 1893 г. по проекту А.С. Каминского на средства крупного ивановского фабриканта, мануфактур-советника, Мефодия Николаевича Гарелина. Окружен невысокой оградой с воротами с запада, напротив входа в храм. На участке пятиугольной формы сохранились кирпичные и оштукатуренные служебные постройки: одноатажные сторожка, контора и еще одно здание с южной стороны, а также двухэтажный дом причта в юго-восточном углу. Их скромный фасадный декор ограничен простыми карнизами. Кирпичный и оштукатуренный собор выполнен в формах русского стиля и является значительным памятником этого направления, одним из немногих уцелевших в Иванове.
Основной объем представляет собой квадратный и плане двусветный четверик с доставленным на него невысоким восьмериком, несущим пятиглавие. Апсида полукруглая, пониженная. Луковичные главки на высоких тонких шеях (центральная — цилиндрическая, угловые — граненые) придают особую стройность завершению храма. Заметную роль в композиции и силуэте играют и шатровые башенки-главки на углах четверика, и крупные тройные кокошники на средних осях фасадов. К северному и южному фасадам храма примыкают тамбуры-крыльца с шатровым венчанием и главкой.
Узкий притвор соединяет основной объем с трехъярусной колокольней. Ее нижний квадратный в плане ярус расширен двумя боковыми палатками, верхние ярусы — восьмерики. Шатровый верх колокольни, с двумя ярусами слухов и главой на высокой граненой шее (последняя имеет декоративное утолщение в нижней части), усиливает живописность силуэта здания, в архитектуре которого отчетливо выражено стремление воссоздать формы древнерусского зодчества. Цоколь храма отделан ленточным рустом. Стены, расчлененные пилястрами с квадратными ширинками, украшены арочками и фронтончиками округлых и килевидных очертаний, кокошниками, декоративными поясками, многоступенчатыми карнизами и т.п. Арочные и прямоугольные окна заключены в наличники.
Хорошо освещенный интерьер собора с четырьмя квадратными столбами перекрыт восьмилотковым сводом в центре и системой парусных сводов. Парусные своды имеют также притвор, нижний ярус колокольни и входные тамбуры. Широкими проемами основное пространство открыто в алтарь и притвор.
Храм расписан масляными красками в нач. 20 в. В основном живопись скопирована с произведений В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, что типично для данного времени. Орнаменты выполнены в стиле модерн. Роспись поновлялась в 1986 г. Композиции западного свода храма, притвора и свода нижнего яруса колокольни сильно записаны, в северозападном своде храма выполнены заново. Цветовая гамма построена на приглушенных тонах: красновато-коричневым, зеленоватом, разбеленном синем.
На широких лотках центрального свода изображены «Рождество Христово», «Крещение», «Распятие» и «Воскресение», на узких — евангелисты. В сводах боковых нефов расположены евангельские сцены, в средней части по две. В нижней части стен также написаны евангельские композиции. Основная роль в живописном убранстве храма отведена растительному орнаменту — на арках, в обрамлении окон и композиций. Особенно разнообразен декор на столбах и пилястрах: лирообразные завитки и кресты либо стилизованные наборные колонки окаймляют изображения святых.
Трехъярусный главный иконостас кон. 18 в. перенесен в храм из Казанской церкви с. Сараево (Приволжский район). Возможно, иконы (скрыты под окладами) верхних ярусов относятся к тому же времени. Характерное для стиля барокко произведение в несколько сдержанных формах. Центральная I часть иконостаса выдвинута вперед, боковые крылья поставлены слегка под углом. Трехчетвертные колонки двух нижних ярусов (в каждом из них расположены иконы двух чинов) и пилястры верхнего несут крепованные антаблементы. Боковые грани завершены разорванными фронтонами и резными вазонами. Верхний ярус уже остальных, он состоит из трех крупных прямоугольных икон и увенчан резной сценой «Распятие». Наиболее богато декорирована нижняя часть иконостаса. Царские врата, в которых уже заметно влияние классицизма, включают овальные медальоны с изображением евангелистов и сцену «Благовещение» в центре, на фоне резных ветвей с листьями. Над царскими вратами — пышный резной балдахин с ниспадающей драпировкой с кистями и картуш со сценой «Тайная вечеря», в завершении — корона и скульптурное изображение Христа и ангелов по сторонам. Подобная же пластичная, но более плоская резьба украшает боковые дверцы. Фон иконостаса белый, детали позолочены.
Два придельных одноярусных иконостаса и их иконы выполнены в сер. 20 в. В интерьере — иконы в киотах 18-19 вв., скульптурное «Распятие» кон. 19 в., три паникадила в основном объеме — 2-й пол. 19 в. — и одно в притворе — 1-й пол. 19 в.
Кирпичные побеленные трехчастные ворота с высокой аркой в центре и пониженными прямоугольными проемами по сторонам, увенчаны главкой на высокой граненой шее. Убранство ворот составляют элементы, аналогичные декору храма. Стоящие на низком цоколе квадратные столбы ограды, завершенные фронтончиками, соединены ажурной решеткой, которая (как и створки ворот) выполнена в мастерских московского купца М.И. Лихушина
Березин, Добронравов. 1898 с. 73; ГАНО ОДФ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 501: Ф. 205 Д. 269 Л. 37об. проект охранной зоны., Ивановское обл. управление культуры. Производственная группа. Инв. № 6000
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 1 стр. 350 – 353» М, «Наука», 1997