Иваново. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Великолепный ансамбль из двух храмов располагался на Покровской горе. В древности здесь был Покровский мужской монастырь, основанный, по преданию, в 1579 году владельцами села Иванова князьями Черкасскими. Этим они увековечили взятие Казани войсками Ивана Грозного, которое произошло в день Покрова, и обретение иконы Казанской Божьей Матери. Чудотворная икона была найдена после большого пожара, случившегося в Казани, в земле, на месте сгоревшего дома. Копию иконы привезли в село Иваново и жители встречали её на Лежневской дороге. Впоследствии на этом месте выстроили Казанскую часовню.
Окружённый лесом, монастырь находился вначале за чертой села и располагался на холме, круто спускавшемся с одной стороны к Уводи, а с другой — к ручью Кокуй. Около монастыря существовала слободка с несколькими крестьянскими домами, из которой впоследствии сформировалась улица Троицкая Слобода (часть нынешней улицы Советской).
Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1626 году, когда им управлял игумен Савватий. На старинном монастырском кладбище сохранялись надгробия над могилами двух очень почитавшихся схимонахов Дионисия и Дионисия — 1629 и 1681 годов. В 1632 году в монастыре существовала деревянная Троицкая церковь клетского типа с приделами Покрова и Сергия Радонежского. В описаниях 1646 и 1667 годов упоминается вторая деревянная церковь, шатрового типа, посвящённая Казанской иконе Богородицы.
Каменное строительство началось в монастыре в конце ХVII века и в 1693 году была освящена Покровская церковь. Её главный престол посвятили иконе Казанской Божьей Матери, а боковые — Покрову и Сергию Радонежскому. Церковь завершалась пятиглавием, с запада к ней примыкала шатровая колокольня. Интересно, что в древних актах 1719 года монастырь называется Покровским, а в документе 1723 года — Троицким. Князья Черкасские выделяли на содержание монастыря 29 рублей и 50 четвертей хлеба в год.
В ХVIII веке монастырь пришёл в упадок и число монашествующих было невелико. В 1748 году игумен Феоктист писал, что «в Покровском монастыре в прошедшие годы имелся иеромонах, а ныне … не имеется и священнодействие исправляю токмо я… А в моём отъезде церковь Божия стоит праздно, без пения». Жилые и хозяйственные постройки в этот период были «все ветхи и за тем ни к какому употреблению, кроме топления печей, на дрова, не годны». В соответствии с указом Екатерины II «Об учреждении монастырских штатов» 19 июня 1764 года монастырь был закрыт. Трёх живших здесь монахов переселили в Спасокукоцкий монастырь в селе Сербилово (ныне Гаврило-Посадский район).
Новый владелец села граф П.Б. Шереметев хлопотал в Консистории в Синоде о восстановлении монастыря: «Означенный Покровский монастырь построен и содержан был иждивением покойного тестя моего князя Алексея Михайловича, также и впредь содержан будет моим иждивением и на довольной руге». Однако эти просьбы не удовлетворили и после закрытия монастыря храмы были приписаны вначале к Крестовоздвиженской церкви, а с 1768 года организовали самостоятельный приход.
В начале ХIХ века на средства фабрикантов Ямановских к Покровскому храму пристроили четыре паперти, оформленные колоннами в традициях классицизма. В 1822 году установили новые иконостасы — семиярусный в главном храме и четырёхъярусные в приделах. Через четыре года художники из Тейкова братья Т.А. и Е.А. Медведевы выполнили настенную живопись. В Покровской церкви хранилась главная святыня Иванова — икона Казанской Божьей Матери в позолочённом окладе, украшенном жемчугом, рубинами и алмазными звездами. День памяти её — 8 июля — широко отмечался в Иваново-Вознесенске и сопровождался грандиозным крестным ходом к Казанской часовне на Лежневской улице.
В 1815 году по разрешению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта братья Гандурины перенесли Троицкую деревянную церковь на старое Успенское кладбище (улица Смирнова). Вместо неё начали строительство нового кирпичного Троицкого храма на средства И.В. Гандурина. Он долгое время жил в Астрахани, где занимался торговлей ситцем, а под старость вернулся в Иваново. Не имея наследников, Иосиф Васильевич решил все свои капиталы использовать на постройку храма. Однако он умер в 1813 году так и не увидев выстроенного здания. Строительство продолжили его братья Иван и Ермолай.
Троицкая зимняя церковь создавалась по проекту архитектора из Турина, итальянца Я.Я. Маричелли и была освящена епископом Ксенофонтом 19 июня 1819 года. Приделы посвятили иконам Богородицы — «Знамению» и Смоленской. Церковь являлась лучшим в Иванове памятником стиля классицизм. С четырёх сторон фасады украшали шестиколонные портики, увенчанные треугольными фронтонами. Здание завершалось пятью полусферическими куполами с главами. Впоследствии храм реставрировался с 1866 по 1872 годы на средства братьев Гарелиных. Когда с западной стороны сделали пристройку, почитавшаяся могила схимонаха Дионисия оказалась под ней. Чтобы её сохранить, устроили специальное помещение, куда вели несколько ступенек. Внутри храма установили новые трёхъярусные иконостасы и заново расписали стены и своды.
Весь храмовый комплекс был окружён оградой с башнями и тремя воротами. В 1855 году рядом с храмами на средства фабриканта Н.А. Бабурина выстроили богадельню «для вдов и сирот лиц духовного звания». После учреждения города Иваново-Вознесенска с 30 августа 1873 года Покровский и Троицкий храмы стали соборами, то есть главными храмами города.
12 ноября 1916 года на службе в Покровском соборе присутствовала прибывшая в Иваново-Вознесенск сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1992 году Русская Православная Церковь причислила её к лику святых.
В 1927 году Покровский собор передали общине православных верующих обновленческого направления. После революции сформировалась небольшая, но очень активная группа православного духовенства, настойчиво рвавшаяся к руководству Русской Православной Церковью. Они стали призывать к радикальному и всестороннему «обновлению» церковной жизни. В связи с домашним арестом патриарха Тихона, обновленцам удалось присвоить высшую церковную власть, что привело к расколу в православии. Обновленческое движение, приводившее к ослаблению церкви, нашло серьёзную поддержку со стороны государственных органов. С их помощью обновленцам удалось захватить немало православных приходов по всей стране, в том числе и в нашей области.
Начальник губотдела ОГПУ писал в секретной инструкции о передаче собора обновленцам: «Передача является крайне желательной, даже необходимой. Группа, подавшая заявление на получение Покровского собора, принадлежит к легализованной Советским правительством Синодской церкви, которая пользуется тремя небольшими церквами на окраине города, в то время как черносотенная тихоновская церковь держит в своих руках все центральные храмы города». Однако народ в массе своей не пошёл за обновленцами и захваченные ими храмы стояли пустыми.
В 1931 году Покровский и Троицкий соборы были снесены, несмотря на то, что уже тогда они считались памятниками архитектуры. На горе появилась надпись, выложенная из кирпича: «На месте очагов классового рабства построим дворец социалистической культуры.» На следующий год здесь началось строительство одного из крупнейших в стране театров «массового действа» по проекту архитектора А.В. Власова.
По материалам книги доцента Ивановского государственного университета А.М. Тихомирова «Храмы Иваново-Вознесенска».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?