По данным V ревизии 1795 г., «сельцо, что ныне село Подбельское», расположенное по обеим сторонам р. Шешмы, находилось во владении пяти дворян. Майорше А. А. Подбельской принадлежало 40 душ муж. пола и 39 – жен. пола в 11 дворах; майорше И.И. Стрелковой – 26 душ муж. пола и 29 – жен. пола в 6 дворах; поручице А. И. Алакаевой – 55 душ муж. пола и 50 – жен. пола в 13 дворах; прапорщице Е. И. Кисловской – 45 душ муж. пола и 48 душ жен. пола в 15 дворах; коллежской протоколярше А. С. Степановой – 22 души муж. пола и 27 – жен. пола в 6 дворах. Всего в 51 дворе числилось 188 душ муж. пола и 193 – жен. пола. В селе были 5 господских домов и церковь.
На выделенной для храма земле в трёх дворах проживали священно- и церковнослужители – 4человека муж. пола и 6 – жен. пола. Первая церковь, по всей видимости, была деревянной. Каменный храм в селе Подбельское Бугульминского уезда построили в 1810 г. стараниями помещицы Анны Ивановны Алакаевой. Впоследствии она вышла замуж за капитана Петра Григорьевича Ляхова, потомка польских шляхтичей, перешедших на русскую службу. Постройка храма, по всей видимости, началась ещё в 1804 г. По крайней мере, до революции у причта хранился указ первого оренбургского епископа Амвросия (Келембета) от 13 апреля 1804 г. Храм из тёсаного камня под железной крышей имел каменную колокольню, был холодным и вмещал до 400 богомольцев. Рядом, в ограде, находилась деревянная сторожка.
Первоначально в храме было два престола. Однако епископ Самарскийи Ставропольский Гурий в 1900 г. упразднил престол во имя Михаила Архангела. По воспоминаниям старожилов, он находился в приделе. В результате остался только один, главный, в честь Казанской иконы Божией Матери, освящённый ещё в 1810 г. Кроме этого, у прихода было отдельное здание для просфорни.
Причт храма состоял из священника, диакона и псаломщика, проживавших в своих домах. Согласно указу Оренбургского губернского правления от 11 июня 1809 г., пахотной земли у духовенства было 15 десятин в двух полях (4 и 11 десятин), сенокосной – 8 десятин. Ещё 10 десятин «неудобной» земли находилось под кустарниками. Причт обрабатывал землю самостоятельно. Церковно-приходские школы в приходе отсутствовали «по малочисленности жителей и за неимением квартир под школы».
В начале ХХ в. село Подбельское было небольшим. В 1915 г. в нём числилось всего 125 человек. Основное население прихода проживало в соседних деревнях: Ивановке (2 версты от Подбельского) – 263 человека, Шаталовке (5верст) – 769, Сухоречке – 784 и Балахоновке – 651 человек. Всего в приходе насчитывалось 2592 человека. Кроме православных, статистика зафиксировала 354 старообрядца-беспоповца. По информации старожилов окрестных селений, село считалось русским; кроме того, там жили мордва и украинцы.
С 1908 г. священником в Подбельском служил Владимир Васильевич Костылёв (1870 г. р.) – сын диакона. Местные жители полагали, что последний настоятель во время репрессий смог уехать. Впоследствии его видели в с. Туймазы (ныне Татарстан). Однако, по данным «Международного Мемориала», священник Михаил Прокофьевич Юртаев (1904 г. р.) испил чашу испытаний сполна. 9 августа 1933 г. его арестовали, а 27 декабря осудили на три года концлагеря за антисоветскую агитацию и пропаганду.
Возле церкви сохранились фрагменты каменных надгробий, но на чьих могилах они стояли – пока не установлено. Церковь долгое время стояла нетронутой, лишь использовалась как место хранения зерна. После войны, по поручению председателя сельсовета Козыркина, с церкви сняли крышу, и она стала постепенно разрушаться. По легенде, у храма зарыто церковное имущество и драгоценности. До сих пор вокруг святыни ходят черные копатели. Вероятно, ими и была взорвана одна из стен.
Ведерникова Т. И., Кокарев М. С., Курмаев М. В., Радченко О. И. Православные святыни Самарской митрополии. — Самара, 2017