Петр Петрович Иванов – художник, археолог, собиратель древностей, краевед, создатель Моршанского историко-художественного музея. Свою жизнь он посвятил самоотверженному служению делу науки на благо будущих поколений. В глазах потомков личность Иванова снискала образ «легендарного подвижника».
20 сентября 1997 года П.П.Иванову решением Моршанского городского Совета народных депутатов, первому из моршанцев было присвоено звание Почетного гражданина г.Моршанска «за выдающиеся заслуги в сохранении и преумножении духовного, культурного и исторического наследия для грядущих поколений жителей нашего города».
Самодеятельный ученый П.П.Иванов признан первым профессиональным археологом Тамбовщины. На территории Морщанского района им открыто 32 памятника археологии. Он так же является автором уникальной методики по консервации археологических памятников и ряда статей по методике археологических исследований, анализу добытого археологического материала. Собранная Ивановым археологическая коллекция — «единственный в СССР по полноте, богатству и научной доброкачественности материал по истории мордвы».
Петр Петрович является основоположником формирования знаний об истории Моршанского края и деятельности по охране его историко-культурного и природного наследия. Масштабный архив, собранный П.П.Ивановым, содержит большой объем материалов о жизни российской провинции в начале XX века, зарождении советского музейного дела, труде по спасению шедевров мировой художественной культуры и искусства, истории развития и становления археологической науки.
П.П.Иванов принадлежит к числу выдающихся просветителей провинциальной России. Создавая музей лично своими трудами, Петр Петрович ставил своей целью организацию равных условий получения полноценного образования для простых жителей уезда и его самых отдаленных окраин, возможность для них знакомства с подлинными шедеврами мировой культуры. Уездный народный музей П.П.Иванов превратил в настоящий научно-исследовательский центр, с научной библиотекой, архивом и лабораторией. Им подготовлен ряд оригинальных экспозиционных проектов, статей по теории и методике музейного дела.
Народный историко-археологический музей, переименованный в 1935 году в краеведческий, а с 1993 года перешедший в разряд историко-художественных, стал частью национального культурного наследия России, приобрел известность хранителя ценных коллекций по археологии, этнографии, нумизматике, оружию, книжной культуре, древнерусскому искусству, западноевропейской и русской живописи, графике, декоративно-прикладному творчеству, городскому провинциальному быту. Иванов как талантливый коллекционер, сформировал редкое по своему разнообразию, целостности и числу представленных раритетов музейное собрание.
Творческую деятельность Петр Петрович начал как художник-самоучка. За свою жизнь он создал множество произведений живописи и графики, работал в жанрах пейзажа и натюрморта, увлекался техникой миниатюры. В моршанском музее хранятся более 140 работ художника. Картинам Иванова свойственны тонкий изысканный колорит, простой незатейливый сюжет, проникновенный лиризм, воспевающий красоту окружающего мира. Множество картин находятся в частных коллекциях, одна из которых принадлежит его внукам.
Родился Петр Петрович Иванов в ремесленной семье, проживавшей в одном из беднейших пригородов Моршанска, Зареченской слободе 29 мая 1886 года. Его отец занимался малярными и кровельными работами, был слесарем-водопроводчиком, дед — первоклассным столяром краснодеревщиком.
Будучи старшим сыном, с семилетнего возраста мальчик был вынужден отправляться с отцом на заработки. Он научился лудить и паять, слесарить, овладел столярным делом, в свободное время рисовал малярными красками, собирал черепки, монеты, кости по развалинам и кладбищам.
Дети неимущих жителей Зареченской слободы были лишены возможности получения начального образования. Стараниями благотворителей в 1895 году при слободской Александро-Невской церкви была устроена одноклассная церковно-приходская школа с трехгодичным курсом обучения. Эта школа стала единственным учебным заведением для Петра Иванова, которую он успешно окончил в 13 лет, но за неимением средств, продолжить обучение не смог.
Значительную роль в судьбе ребенка сыграло случайное знакомство со статским советником, членом Императорской археологической комиссии, меценатом Николаем Исидоровичем Поповым, обратившим внимание на смышленого и талантливого мальчика. В моршанском имении Попова «Дмитриевка» в конце XIX века и начале XX века гостили выдающиеся представители русской национальной школы живописи: Л.Л.Каменев, К.А.Савицкий, Е.И.Маковский, Л.М.Прянишников, Н.Е.Рачков. В Дмитриевке бедный целеустремленный юный художник впервые приобщился к истории и искусству, начал упорно заниматься рисованием и чтением книг.
Семья Ивановых была неблагополучной, отец сильно пил. Чтобы содержать семью, в 1900 году Петр поступил на службу мастером по ремонту больниц Моршанского земства, выполнял малярные и водопроводные работы. Настойчиво продолжая следовать своей мечте стать художником, он с головой окунулся в творческий мир Моршанска начала XX века, состоящего из целой плеяды самодеятельных и профессиональных художников, входивших в столичные и провинциальные общества любителей художеств. Среди них Н.Д.Благовещенский, К.М.Соломаха, В.Ф.Кельх, В.П.Лотиков.
Подружившись с приходским школьным учителем В.П.Лотиковым, П.Иванов берет у него частные уроки рисования, ходит вместе с ним на этюды, продолжает собирать коллекции монет и предметов старины, проводить любительские археологические расследования. Случайно, в возрасте 17 лет обнаружив свой первый археологический памятник — мезолитическую стоянку близ деревни Елизавет-Михайловки страстно предается археологическим исследованиям которые он систематически целенаправленно ведет с 1906 года.
Непримиримый враг буржуазии, Василий Петрович Лотиков, организатор РСДРП в Моршанске, за свою революционную деятельность в 1907 году был выстлан из Моршанска и поселился в Москве. В зимнее время Иванов проживал на московской квартире Лотикова, усиленно занимался в музеях, на лето приезжал домой, где проводил время на пленере. Начинающий художник предпринимал неоднократные попытки поступить в Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное училище, но из-за обвинений в анархизме получил категорический отказ.
Продолжая работать как художник-самоучка, Иванов принял участие в более десятка выставок: Нижегородского общества любителей художеств, Московского общества любителей художеств, выставке картин в г. Моршанске, Санкт-Петербургского Общества Художников, Тамбовского общества любителей художеств Виленского художественного общества. За участие в первоклассных столичных выставках Петр Петрович получил право официального звания свободного художника. На деньги, вырученные от продажи картин он пополнял свои коллекции старинных предметов.
Занятия ремеслом художника привели к разрыву с семьей. Иванов снял комнату-мастерскую неподалеку от родительского дома, в слободе Потягаловка на берегу ручья Лештавка. К 1912-1913 годам коллекции Петра Петровича настолько разрослись, что он решил основать в Моршанске народный музей, но уездное начальство идею П.П.Иванова не поддержало, сочтя его человеком подозрительным и опасным.
В конце 1916 года он был призван на военную службу в Нижний Новгород в качестве солдата нестроевой роты 2-го запасного полка, где попал под военно-полевой суд за отказ служить вообще и за «усиленное разложение солдат в полках». Принял участие в февральской буржуазной революции, но угодил в госпиталь и после государственного переворота октября 1917 года вернулся в Моршанск.
Дальнейшую деятельность П.П.Иванова предопределило решение новой власти с целью сохранения культурных ценностей, перешедших в народную собственность учредить музей. Петр Петрович предлагает основать музей в г.Моршанске из собственных коллекций. 1 мая 1918 года он становится директором и хранителем народного историко-археологического музея, передает в дар основанного им музея личные коллекции с условием, чтобы они не вывозились и не передавались куда-либо и не разразнивались.
В 1919 году в жизни Иванова произошло знаменательное событие. Он обвенчался с редкой красавицей, Ольгой Александровной, дочерью знатного моршанского нотариуса А.А.Пономарева. Почти все картины были распроданы для выкупа съемной квартиры.
Молодая семья Ивановых, в которой родилось двое мальчиков Феофил и Аркадий, жила очень скромно, все время и зарабатываемые средства уходили на содержание и обустройство музея, работу по спасению гибнувших в ходе революции и гражданской войны памятников городской и сельской усадебной культуры, церковного искусства, разрушавшихся невежественными крестьянами археологических объектов. Занятия живописью пришлось оставить ради строительства музея.
Резко высказываясь против сноса церковных зданий, не спеша безоговорочно следовать директивам по внедрению в музейную работу идеологии строительства социализма, в начале 1930-х годов П.П.Иванов был арестован и несколько месяцев просидел в заключении.
Зимнее время Петр Петрович проводил в командировочных разъездах, занимался систематизацией и описанием собранных коллекций, а с наступлением полевого археологического сезона отправлялся на раскопки. Им были пройдены пешком в лаптях сотни километров. Обширный археологический материал был собран, расчищен, реставрирован, законсервирован, подробно и детально зарисован и описан.
Петр Петрович всю жизнь продолжал заниматься самообразованием. Своим учителем считал выдающегося археолога В.А.Городцова, общался с советскими и иностранными археологами и музейщиками, краеведами и архивистами, художниками и журналистами, был приглашен на Международный конгресс археологов и этнографов в Дании, получил звание члена-корреспондента Мордовского Научно-исследовательского института социалистической культуры.
Петр Петрович, всецело погруженный в работу, твердый и бескомпромиссный, аскетичный в быту привлекал всеобщее внимание глубокой порядочностью, житейской мудростью, уважением к окружающим, огромным обаянием. Известно, что он был хорошо знаком с известным живописцем К.А. Коровиным, дружен с президентом Всесоюзного астрономо-геодезического общества, будущим директором Пулковской обсерватории А.А.Михайловым, селекционером, академиком ВАСХНИЛ И.В.Мичуриным.
Окончательно подорвав здоровье, охраняя в одиночку музейные коллекции в суровую зиму 1941-1942 годов, Петр Петрович умер на больничной койке, 12 сентября 1942 года в возрасте 56 лет, вскоре после рождения дочери Марии.