Церковь Успения в селе Иваниши — соборный храм бывшего Иванишского мужского монастыря — возведена в 1534-1542 года на средства боярина Ивана Шигоны (Поджогина), которому и принадлежало село в XVI веке. Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объем прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава — световая, две другие — глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида.
Собор выполнен в традициях московского зодчества. Архитектура сооружения отличается ясностью форм, строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле. В XVIII веке монастырь был упразднен. Храм перестраивается: появилась теплая трапезная с приделами Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, позакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы.
Долгое время памятник стоял без кровли. В 1974 году была проведена консервация и исследовательские работы. Здание нуждается в тщательной реставрации и бережной охране.
Успения Пресвятой Богородицы церковь. Престола три: главный холодный Успения Божией Матери, придельные теплые Серигия Радонежского и Апостола Иоанна Богослова.
Приписные часовни: 1) Воскресение словущее, д. Рясна, Старицкий р. 2) Преображенская, с. Малинники Старицкий р.
Источник: сайт Тверской епархии
Внешность Успенского храма Иванишинского монастыря вполне соответствует русским архитектурным традициям второй четверти ХVI века. В наши дни мы видим собор перестроенным, но его центральная древнейшая часть всё ещё хранит облик эпохи Поджогина-Шигоны.
Храм является четырёхстолпным, он почти квадратный в плане, основание собора — мощный подклет, четверик завершается тремя главами. Кроме главного престола, между северной и центральной апсидами находится ещё один престол, освящённый в честь святителя Николая, чудотворца Мирликийского. Вход в глубокий подклет оформлен с южной стороны в виде дополнительного помещения с широким белокаменным лестничным маршем. В западной стене лестничного помещения располагается большой оконный проём с переломом в верхней части. Первоначальный облик собора лучше всего угадывается с северной и восточной сторон. С запада и юга он «оброс» поздними пристройками. Оконные проёмы имеют пирамидальное размещение на фасадах с резким понижением уровня окон в боковых пряслах. В эту композицию включается киот в центральном прясле. Такая композиция из окон с киотом в тверском зодчестве ХVI века приобретает устойчивость и становится местной традицией. Трёхглавие собора создаёт ощущение зрительной ассиметрии, которая нечасто наблюдается в русских крестовокупольных храмах.
Авторы исследования, посвящённого Успенской церкви в Иванишах, А.А. Галашевич и А.И. Финогенов, обращают внимание, что почти одновременно с ней возводится церковь Рождества Богородицы Возмищенского монастыря в Волоколамске. Многие её детали удивительно близки к Иванишинскому храму и кажутся выполнеными одной рукой, что даёт исследователям основания предположить: обе церкви могли быть созданы одной артелью — тем более, если вспомнить, что волоколамские и тверские территории в то время находились под управлением Поджогина-Шигоны. Эти же авторы считают, что образцом для постройки Успенской церкви в Иванишах мог стать Благовещенский собор московского кремля. Это отчётливо видно на примере малых барабанов. Они урашены «висячими» полуколонками и не имеют окон. Подобный мотив украшать барабаны, восходит к псковской традиции зодчества. Некоторые особенности храма сближают его с Успенским собором в Старице. Выполненные в кирпиче с белокаменными вставками перспективные порталы имеют некоторое сходство с порталами старицкого храма, по образцу которого, возможно, использованы белокаменные бусины, сноповидные капители и развитые с сочным профилем базы. Декорация порталов достаточно сложная. Окна обрамлены полуваликами с бусинками-перехватами. Кили наличников оконных проёмов заострены, хотя и не так сильно, как у перспективных порталов. Киоты, как и окна, обрамлены полуваликами с перехватами и с такими же килевидными завершениями. В киотах, вероятно, были помещены изображения Богородицы.
Интерьер четверика храм, в значительной части сохранивший свой изначальный вид, поражает высотой, свободой и стройностью. Его отличительной особенностью является зрительное отсутствие восточных подкупольных столпов, отчего храм кажется двухстолпным. На самом деле столпы существуют, но скрыты в каменной алтарной преграде, выглядящей как сплошная стена. Центральный барабан достаточно высок, окна в нём размещены далеко от основания. Подпружные арки сильно понижены по отношению к парусам и сводам. Высокий иконостас и глухая заиконостасная стена позволяли устроить не видимые их храма просторные тайники, что-то вроде скрытых ризниц. В них можно было сохранять монастырские ценности во время нападений. В Успенской церкви Иваниш таких тайников два. Один из них располагается над центральной апсидой, попасть в него возможно через потайное оконце на месте восточного киота. Другой тайник находится над Никольским приделом, втиснут между северной и центральными апсидами. В настоящее время богослужения совершаются не в основной части собора, а в восстановленной трапезной с историческими приделами во имя Иоанна Богослова и Сергия Радонежского. Интерьеры трапезной сохранились частично. Здесь можно увидеть остатки фресок 1928 года, написанных незадолго до закрытия церкви, некоторое число икон, часть из которых пожертвована прихожанами. Пространство для молящихся отделяет от алтаря простенькая алтарная преграда с репродукциями икон.
Внимание посетителей основного храма привлекают частично сохранившиеся фрески, выполненные во второй четверти -середине ХIХ века. В четверике и апсидах главного придела Успенской церкви можно видеть фрески эпохи академизма, господствовшего в русской живописи в первой половине позапрошлого столетия. Росписям уже около двухсот лет, в течение долгого времени они находились в крайне неблагоприятных условиях, но тем не менее, растрескавшись и потускнев, сохранили потрясающую цветовую палитру. Стилистически эти фрески являются репликой живописи позднего итальянского Возрождения и барокко ХVII века, «расцвеченной» пышными барочными же орнаментами. Более того, здесь есть непосредственные или переосмысленные копии знаменитых работ Рафаэля, таких как «Сикстинская мадонна» и «Обручение Марии Иосифу», Тициана («Вознесение Девы Марии») и Рубенса («Снятие с Креста»). Очевидно, в Иванишах трудилась местная артель живописцев. Большая часть фресок относится к Богородичному циклу, следуя за посвящением главного престола храма. Для иванишинских фресок, выполненных клеевыми красками, характерны нежные и при этом яркие голубовато-розовые тона. Остаются неизвестными конкретные источники вдохновения живописцев. Наиболее вероятно, перед их глазами были какие-то альбомы живописи или графические листы, воспроизводившие картины на библейские и евангельские сюжеты.
Успенский храм, выстроенный в 1534-1539 гг., был закрыт перед Великой Отечественной войной, в 1939 году. Здание церкви приспособили под хозяйственные нужды. В годы войны Иваниши находились на оккупированной территории. Немцы разобрали деревянные части храма, в том числе и пол, на дрова. После изгнания фашистов церковь лишилась ограды, её кирпичи пошли на строительные материалы, так нужные жителям местных разорённых сёл. Храм вновь стали использовать по хозяйственному предназначению. К нему пристроили просторные деревянные сараи, где молотили зерно. Здание ветшало, трескались своды, рушились купола. Через двадцать лет после окончания войны Успенская церковь оказалась в аварийном состоянии. Положение несколько изменилось после того, как в 1969 году реставратор Б.Л. Альтшуллер приступил к исследованиям и реставрационно-консервационным работам. Работы шли медленно из-за постоянной нехватки средств, материалов и рабочих. Частичная реставрация спасла храм от разрушения. Если изначально церковь имела позакомарное покрытие, то в процессе реставрации кровлю сделали четырёхскатную, чтобы хоть как-то защитить находившееся в ней зерно от дождя и снега. Только в постсоветское время нашёлся предприниматель, который за счёт своих средств пожелал восстановить Успенскую церковь. Проведённые работы вывели здание из аварийного состояния, что позволило в трапезной с конца 2006 года проводить постоянные службы.
Журнал: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №183, 2016 г.
Была на экскурсии 31.08.2019 г. Успенский соборный храм имеет четыре престола. В основной части собора престолы: главный — Успенский; между северной и центральной апсидой — в честь Святителя Николая. В основной части собора богослужения не совершаются, т.к. не восстановлен. В восстановленной трапезной два придела: во имя Иоанна Богослова и Сергия Радонежского. Службы проходят в приделе прп. Сергия Радонежского, а придел Иоанна Богослова пока не имеет иконостаса.