Ивангород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в крепости.

Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-го. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. В 1558 году рядом с Никольской возводится церковь во имя Успения Божией Матери с приделом-пристройкой Покрова Пресвятой Богородицы.
Смотри также: Николая Чудотворца в крепости, церковь.

Ивангородская крепость находится на берегу реки Наровы, на холме, называемом «Девичья гора», и названа так по имени основателя великого князя Иоанна Васильевича III. Церковь имеет два престола: холодный – во имя Успения и теплый на правой стороне — во имя Покрова. В теплом приделе антиминс новый. Освященный епископом Никанором 1830 г. сентября 19 и полписанный митроп. Серафимом.
О перестройке придела в ведомостях Нарвского Преображенского собора за 1755 г. говорится: «При Ивагородской Успенской церкви была запустелая церковь во имя Покрова Богородицы и получено было дозволение, обновив сию, обратить в теплую, а 1755 г., по прошению, получен и св. антиминс.» Здешняя церковь была построена вместе с крепостью, а крепость построена в 1492 г. В формуляре крепости Нарвы сказано: « По воле вел. кн. Иоанна Васильевича III в 1492 г. построен Ивангород, крепкий замок, с тройною к реке стеною… Построение начато выписанными из лучших краев мастерами в день св. Троицы и окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. Внутри замка построена церковь св. Николая чудотв., а потом Успения Пресвятой Богородицы».
Церковь Ивангородская квадратная. С севера, запада и юга она окружена каменною крытою галереей; с востока находятся три полукружия алтаря. С запада к галерее и алтарю примыкает каменный храм Успения Божией Матери, а над ним колокольня. Церковь в длину 2 саж., в ширину – 8 саж. 1 арш., высота до креста 15,5 саж., ширина пристройки 3 саж. 1 арш. Стены церкви сплошные, сложены из местной плиты, на известковом растворе… Стены сохраняют первобытный вид; связи стен железные. Наружные стены гладкие, оштукатурены и выбелены. Карниз сделан из выдающейся плиты, «теремки» под карнизом полукруглые.
Кровля шатровая, на 4 ската, железная, окрашена медянкой. Фонарь круглый, сквозной, сложенный из той же плиты, с 8-ми окнами, утвержден на стенах и на парусах, сведенных от углов стен, сверху покрыт плитным куполом. Глава в виде луковицы помещена над серединою церкви, на пирамидальной крыше фонаря, покрыта железом и окрашена медянкой. Крест восьмиконечный, концы его сделаны в виде копья.
Окна продолговатые, вверху полукруглые. В главном алтаре одно окно, в пред алтарях — по одному, в придельном алтаре 3 окна; всего в церкви 16 окон. Двое дверей с востока и запада, створные, деревянные. Перед дверями — плитные лестницы. В алтарь есть особый вход. Стены церкви гладкие, оштукатурены, выбелены. Пол в церкви и галерее плитный, в алтаре и пристройке деревянный. Алтарь разделен на три части стенами с пролетами; направо — архив, налево — ризница. В церкви печей нет: в пристройке две голландских печи, в приделе и в придельной церкви — по одной печи. Колокольня круглая, в один ярус. Высота ее с крестом 16 саж.; верх ее шестнадцатигранный, фонарь восьмигранный с луковичною главою. Крест на ней 4-х конечный. Престолы в обоих алтарях деревянные… На колокольне 6 колоколов, на двух меньших есть шведские надписи.
При церкви есть деревянная часовня во имя Успения; она квадратная, с деревянным крестом. Кроме ее есть часовни в дер. Венкуль и Саркуль – во имя св. Николая чудотв.; в дер. Поповке — во имя св. вмч. Георгия. В церкви хранится план на пустопорожнюю землю, Высочайше подаренную, где выстроены лавки, отдаваемые в аренду. Метрические книги существуют с 1740 г.
Церкви принадлежат: каменные лавки, построенные в 1880 г. вместо прежних сгоревших, они приносят церкви доход в год 1964 руб. и участок земли, отведенный городом для церковного дома. Причт помещается в церковном каменном доме и куплен 20 декабря 1882 г. на сумму 7 500 руб., вырученную с лавок. На отопление выдается из церковных сумм священнику 40 руб. и псаломщику – 20 руб. в год.
Приход здешний заключается частью в городе, частью в деревнях; всех прихожан муж. пола 951, жен. 958. Прихожане большей частью занимаются хлебопашеством, в дер. Венкуль и Саркуль занимаются нагрузкою товаров на иностранные корабли, приходящие в Нарву. Прихожане большей частью неграмотны. Есть учителя из самих крестьян, обучающие детей в своих домах. В дер. Венкуль – одноклассное земское училище, в нем учится 39 человек обоего пола.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.

Вплоть до конца ХХ века Успенская церковь Ивангорода была не слишком популярна среди исследователей. Возможно, это было вызвано, с одной стороны, историческими пробелами, касающимися её начала, что затрудняло изучение, а с другой, заметным типологическим отличием этого храма от большинства памятников русской архитектуры. Предположительно о времени постройки Успенской церкви высказывались ещё в дореволюционную эпоху. Многие авторы, начиная с первого историка Нарвы Г. Ганзена, положили в основу датировки антиминс храма, на котором было написано: «Повелением благочестивейшей великой государыни нашей, императрицы Елизаветы Петровны всея России, благословением Святейшаго Правительствующего Синода, священнодействием же преосвященнейшего Стефана, епископа Псковского и Нарвского, в богоспасаемом граде Пскове выдан лета 1744, мая в 29 день. Смиренный Симеон, епископ Псковский и Нарвский». Исходя из этого, возведение церкви датировали 1744 годом. Другие авторы относили время создания храма к ХVI или ХVII веку. Так, журналист Н.А. Скоробогатов, написавший под псевдонимом Ругодивцев очерк истории Нарвы, высказал предположение об основании Успенской церкви «в начале ХVII века», а историк искусства Е.А. Кальюнди датировал её примерно 1558 годом, когда в самом начале Ливонской войны Нарва была взята русскими войсками. Современный архитектор-реставратор О.В. Гусева пишет: «На территории Большого Бояршего города находятся две церкви: Успенская и Никольская. В летописях нет дат их строительства, и только Никольская церковь упоминается в переписной книге 1498 года. Это обстоятельство, а также особенности объёмной композиции церквей и их архитектурные качества, аналогов которым не находилось, не давали возможности исследователям однозначно определить возможную дату их появления на земле Бояршего города.
Натурные исследования и архивные изыскания последних десятилетий ХХ века привели учёных к убеждению, что и крепость, и обе церкви построены по единому замыслу приблизительно в одно время, под непосредственным руководством итальянского зодчего. Впрочем, по мнению некоторых исследователей, только Успенскую церковь должны были возвести вместе с крепостью, а дату строительства Никольской церкви авторы нескольких последних работ — в сборнике, посвящённом Ивангороду, — отодвинули к середине ХVI-ХVII веков». Тот самый сборник, который упомянула О. Гусева, называется «Крепость Ивангород: новые открытия». Он увидел свет в 1997 году. Авторы сборника, историки из России, Эстонии и Швеции, подводили в нём итоги тридцатилетнего натурного, археологического и историко-архивного изучения крепости, возникшей на правом берегу реки Наровы в конце ХV века по воле великого князя Московского Ивана III. Учёные обратили внимание на следующие типологические особенности храма: центричность структуры, наличие одностолпной палаты в подклете, купол со световым барабаном, архитектурный декор, тромпы особой двухъярусной формы. Комплексный анализ форм Успенской церкви Ивангорода привёл исследователей к выводу: «Успенская церковь связана с типологическим рядом купольных храмов, в большом числе строившихся в Венеции на рубеже ХV-ХVI веков, и соответствует поискам наиболее совершенной центрической композиции, столь актуальным для Италии эпохи Высокого Возрождения. Её архитектура, созданная на основе ясных и простых пропорций в ордерной тектонике (отсутствие конкретных ордерных форм объясняется, по видимому, плохим качеством строительных материалов), и особенно детали в упрощённом виде отражают характерные черты не только венецианских, но и ломбардских построек. Последнее вполне естественно, ибо в Венеции тогда работало значительное количество ломбардских мастеров».
История сохранила знаменательный для истории Ивангорода документ — письмо бургомистров Нарвы бургомистру Ревеля от 19 марта 1507 года. В письме отмечается: «Мы доводим до Вашего сведения, что русские намереваются построить перед их замком крепкую стену; здесь были строители Владимир Тараканов (Vollendimer Torgkan) и Маркус Грек (Markus de Greke) и хотят протянуть стену через гору Кваппен (Quappen) прямо в Нарву так, чтобы никто не мог лишить их воды. А вокруг замка отмерили далеко и широко стены, которые будут с большими башнями, чтобы до 8 тысяч человек там внутри могло жить. Что из этого получится, Вы увидите…» Первый из упомянутых строителей — Владимир Никитич Тараканов — новгородский староста, принимавший в 1504 году участие в заключении новгородско-шведского договора. Предполагается, что он был организатором работ в Ивангороде. Маркус Грек мог принадлежать к группе итальянских архитекторов и инженеров, приехавших в Россию по приглашению Ивана III. Доподлинно неизвестно, была ли эта церковь освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, однако есть все основания полагать именно так. Возведение в Ивангороде в боевой приграничной крепости Успенского храма находилось в русле общерусской градозащитной традиции почитания Успения Пресвятой Богородицы. Не менее важно то, что окончание строительства крепости пришлось именно на праздник Успения. Может быть, это и не случайность. Завершение строительства крепости в день Успения Божией Матери давало особые надежды, что Пресвятая Богородица, защитница православных, непременно окружит Своим заступничеством новый город. Согласно преданию, русский царь некогда добился от шведского короля разрешения на переход в русские владения небольшого — величиной всего лишь в лошадиную шкуру — участка земли на левом берегу Наровы. Шкура лошади, которой предполагалось отмерить передаваемый участок, была коварно разрезана русскими на узкие полосы; их них сплели верёвку и ею обтянули приличных размеров территорию. Именно здесь и выросла мощная крепость. Затем русские запрудили Нарову с южной стороны и направили воду по новому руслу, между своей и шведской крепостями. Так Ивангород оказался на правом берегу реки.
Первое документальное подтверждение существования Успенской церкви относится к 1615 году, то есть появилось более века спустя после её строительства. В тот год через Ивангород проезжало голландское посольство. Его секретарём числился Антонис Хутеерис, любивший и умевший рисовать, — на всём пути до Новгорода он делал зарисовки окрестностей, изданные им вскоре в Гааге. Попали в эту книгу и виды Ивангородской крепости, в том числе и Успенская церковь, «взятая» с боевого хода Переднего города. Специалисты сходятся во мнении, что рисунки голландца являются реалистичными и достаточно точно передают облик архитектурных памятников начала ХVII века. Во второй и третьей четвертях ХVII столетия появились новые гравюры с изображением Успенской церкви. Так, на гравюре из книги Адама Олеария (он посетил Ивангород в 1633 году) «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» храм показан в виде зданий под двухскатными кровлями. На гравюре швейцарского художника Матфея Мериана, выполненной в 1664 году, присутствует колокольня, построенная шведами. В 1581-1590 и 1612-1704 годах Ивангород находился в руках шведов. В ХVII столетии Успенский храм являлся протестанским. В 1681 году были выполнены обмеры церкви, тогда же она, видимо, получила барочное завершение. На гравюре начала ХVIII века показано конусообразное покрытие куполов, устроенное, по мнению современных исследователей, после 1615 года. Вход в церковь в это время находился в восточном торце северной галереи. После взятия Ивангорода войсками Петра Великого 16 августа 1704 года Успенская церковь вновь стала православной. В 1748 году развалилась деревянная колокольня храма, после чего последовал указ Синода о её восстановлении и о ремонте храма. Осенью 1757 года Покровский придел, до того времени пустовавший, был освящён как тёплый храм. Чертёж восточного фасада 1757 года показывает, что в середине ХVIII века над церковью была устроена высокая двухъярусная шатровая кровля, сохранившаяся до 1944 года, а над приделом сделали сложную барочную колокольню, на которую можно было попасть через лестницу, устроенную в диаконнике. В 1838-1846 годах был произведён ремонт, заложены кирпичом арочные проёмы галереи, а в закладках сделаны окна. Весь храм побелён. Изменения в архитектуру церкви были внесены с согласия императора Николая I, осматривавшего её вместе с известным архитектором Александром Брюлловым, и это несмотря на то, что архитектор получил распоряжение «при перестройке церкви… не переменять ни внутреннего, ни наружного вида». В 1896 и 1901 годах Успенская церковь была превращена в тёплую. С восточной стороны северной галереи возвели апсидообразную пристройку, с южной стороны сооружена пристройка большого размера, в центре западного фасада устроен деревянный тамбур входа.
Осквернённый и разграбленный во время большевисткой коммуны храм простоял два года без богослужений. После падения Эстляндской трудовой коммуны 19 января 1921 года Ивангород отошёл к независимой Эстонии. Крепость стала военным объектом; богослужения в Успенском храме возбновились и продолжались вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. В 1921 году, после окончания ремонта, его заново освятили. Интересно, что хотя церковь находилась на территории Эстонской республики, в которой не велась антирелигиозная пропаганда, молодёжь не испытывала особого рвения к религии. С 1925 года на землю под Успенской и Никольскими церквями стало заявлять права военное ведомство, а в 1929 году посещение богослужений чрезвычайно усложнилось в связи с ужесточением допуска гражданских лиц в пределы крепости, являвшейся военным объектом. Но приход преодолел все невзгоды, и в 1930-х годах, во многом благодаря деятельности священника Александра Киселёва, приходская жизнь нормализовалась. После ввода советских войск в Эстонию и начала «советизации» бывшей независимой республики, Успенская церковь была закрыта. Во время военных действий под Нарвой в 1944 году храм серьёзно пострадал; были уничтожены кровли церкви, частично разрушены её купол и барабан придела, пропали церковные колокола, а также особо чтимый Тихвинский образ Божией Матери, находившийся здесь по преданию с 1558 года. Большую часть церковного имущества, впрочем, вывезли ещё в 1941 году; впоследствии она бесследно исчезла. В 1945 году была образована комиссия, которая обследовала храм и составила акт о причинённом ущербе. Реставраторы пришли в Успенскую церковь, признанную памятником архитектуры, лишь в 1976 году. К тому времени аркада северной галереи рухнула ещё в 1974 году. В 1976-1985 годах были произведены консервационные, исследовательские и реставрационные работы. В начале 1990-х годов храм вернули верующим.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №107, 2014 г.

Успенская церковь находится в западной части Большого Бояршего города Ивангородской крепости, в 14 метрах от его западной стены. Она представляет собой сложную композицию из двухэтажной трёхапсидной церкви с галереей и одноэтажного одноапсидного придела у её юго-восточного угла. Основной объём храма и придел — бесстолпные, перекрыты куполами на световых барабанах. На первом этаже в основном объёме находится одностолпная палата. Церковь выстороена из серого плитняка, который добывался тут же, под Ивангородской крепостью. Из такого камня сложены все постройки ХIII-ХVII веков в Псковской земле. Псковский плитняк — мягкий, в отличие от достаточно плотного своего московского «родича» (основного каменного строительного материала центральной России), почти не поддаётся обработке. Местная строительная традиция знает только два вида продукции из него — тёсаные плиты и блоки. Фундаменты церкви устроены непосредственно на скальном основании и состоит из двух рядов необработанных известковых блоков высотой около 40 см. Стены четверика дошли до нас сильно изменёнными: почти полностью уничтожена восточная стена — конструкции, лежащие выше, опираются на позднюю кирпичную кладку; наполовину растесаны южная и северная стены; растесан западный портал.
Значительную роль в композиционном решении Успенской церкви играет галерея. Она окружает основной объём храма на уровне второго этажа. Северный и южный фасады галереи имеют по четыре арки, западный — пять. Барабан, украшенный аркатурным поясом, опирается на стены четверика. Он прорезан восьмью вытянутыми почти на всю высоту окнами. Окна расположены так, что по осям «запад-восток» и «север-юг» приходятся простенки. Внутри оконные проёмы растёсаны, но сохранились следы их первоначальной формы. Алтарная часть храма имеет высоту несколько меньшую, чем четверик. Апсида разделена на три части, перекрытые коробовыми сводами и увенчанные узким карнизом. Своды и арки галереи первоначально имели металлические связи, впоследствии обрубленные. Сейчас можно увидеть лишь их концы. Галереи некогда были покрыты односкатными кровлями, от которых в стенах четверика сохранились гнёзда.
В годы Великой Отечественной войны купол Успенского храма в результате военных действий срезало на две трети его высоты. При этом выяснилось, что он был армирован системой кованых связей в виде трёх горизонтальных поясов, два из которых, скреплённые вертикальными штырями, находились в основании, а третий, проходивший на середине высоты, соединял десять вертикальных металлических прутьев, также заложенных в кладку. Ныне купол восстановлен. Архивольты аркатурного пояса, украшающего барабан, имеют строгую полуциркульную форму и опираются на консольные капители. Конструкция четверика и барабана Покровского придела повторяют подобные им части главного храма. Единственным отличием является одна большая алтарная апсида вместо трёх. Внутреннее пространство Успенской церкви необычно наличием одностолпной палаты в подклете. Сейчас в подклете освящён престол во имя священномучеников Александра и Димитрия, пресвитеров Ивангородских. Внутреннее убранство главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицых — чрезвычайно лаконично. Здесь нет никакого декора, настенных росписей. Единственное исключение, которое, впрочем, можно считать составляющей декора лишь отчасти, — это узкий валик на стыке между четвериком и барабаном. Штукатурка положена тонким слоем, поэтому неровности профиля стены хорошо заметны. Привычный нам деревянный иконостас отсутствует. Иконы местного, праздничного и деисусного рядов крепятся прямо на стену. В левой части солеи находится киот с чтимой иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», написанной на холсте. У северной стены размещено Распятие. Стены четверика церкви (внешний размер) — 10,2 х 10,2 метра. Диаметр барабана основного объёма — 7,5 метра. Размер подклета — 7,2 х 7,4 метра. Столбы-опоры галереи имеют размер 65 х 75 см.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №107, 2014 г.

В период Эстонской республики в Ивангородской крепости расквартировался гарнизон национальной армии (с 1920 года). И это неожиданно создало проблему для прихожан Успенского собора. Во время шведского владычества храм уже был переделан в лютеранский. После победы Петра его снова освятили в православный. Теперь же армия заявила, что крепость — военный объект, на котором гражданским прихожанам не место. Храм предлагалось снести. Начались мытарства. Военные заявили о новых правилах посещения церкви. Устав эстонской армии предусматривал обязательную регистрацию всех частных лиц, посещающих территорию расположения воинских частей. Поэтому вход в крепость стал по паспортам. Регистрация производилась дежурным унтер-офицером на входе и выходе из крепости, данные записывались в специальную тетрадь, эта процедура всегда длилась долго, а богомольцам приходилось в любую погоду стоять в очередях. Военные имели право обыскивать прихожан, вызывавших у них подозрение, проверять их личные вещи и даже разворачивать пелёнки младенцев, которых несли к крещению. Большинство прихожан были крестьяне, пришедшие пешком из деревень, но обогреваться в сторожке в зимнее время им запрещалось. Военный объект, и всё тут! Богослужения разрешались лишь в субботу вечером и в воскресенье утром. Но прихожане не опустили руки. Пять лет длилась тяжба, дошла до президента Эстонской республики Константина Пятса, который, кстати, был православным. В итоге пришли к консенсусу. От входа в крепость до храма выстроили двухсторонний деревянный забор, вдоль которого, как по коридору, проходили прихожане на службу, но без паспортов и обязательной регистрации.
Из книги-путеводителя: «Аграфенин А. А. «Ивангородский музей и окрестности». Издательство ГБУК ЛО «Музейное агентство». Санкт-Петербург, 2019

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?