Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Церковь Харитона Исповедника (?).

    На территории Фаранской лавры    Пещерная, или Старая церковь, сегодня – Харитона Исповедника (?)    Церковь расположена в 12 метрах над нижней точкой отвесного скального утеса в рукотворной пещере, высеченной повстанцами под началом Симона Бар-Гиоры в середине I века н.э. Церковь в пещере была освящена иерусалимским епископом Макарием приблизительно в 330 г. Примерно в полутора метрах ниже уровня пола церкви большая, полуовальная в плане выемка в утесе шириной в 10-15 метров пересекается скальной полкой толщиной в 2,5 м. В этой полке пробита вертикальная шахта, в которой ныне установлена металлическая лестница, подводящая к запирающемуся люку в верхней горловине шахты. От люка к входу в церковь ведет каменная лестница в шесть ступеней. К основанию металлической лестницы, ведущей к шахте и проходящей внутри нее, снизу подводит марш еше одной каменной лестницы в полтора-два десятка супеней. Сама церковь помещается в рукотворной пещере, высеченной в верхней западной части скальной выемки. В плане церковь представляет собой почти правильный прямоугольник размерами 8,2х6,2 м. Высота потолка в среднем составляет около 2 м. Алтарная часть – прямоугольной формы без полуциркульной апсиды. В восточной стене за алтарем неглубокая полуциркульная ниша, возможно, высеченная в качестве «замены» несуществующей апсиды, к югу от нее еще одна неглубокая ниша, видимо, служившая протезисом для подготовки святых даров для обряда проскомидии перед евхаристией. В полу церкви перед алтарной нишей имеются четыре высеченные в скале паза, вероятно, служившие в древности для закрепления ножек алтаря. В начале ХХ века, когда пещера вновь была обращена в церковь существовавшего здесь, по крайней мере, еще в 1961 г. русского скита, алтарь был установлен с использованием этих древних пазов. Сохранилось описание церкви 1961 г. в книге еп. Мефодия Кульмана) «Святая Земля»: «Наверху площадки еще 6 выбитых в скале ступеней приводят к двери, и мы, вступив в нее, оказываемся в маленькой пещерке, где уже афонскими иноками установлены три малых колокола. Через дверь налево входим в главную пещеру, где Преподобный освободился от разбойников и где создал церковь. Для алтаря отведен восточный угол, рядом со входом; простой иконостас работы афонских монахов отделяет его от обработанной на подобие комнаты пещеры. До закопченного многими всенощными бдениями потолка можно достать рукою. Днем достаточно света проливается через три окна, теперь застекленных. Рядом с малой пещеркой, где звонница, вплотную к ней прилегает другая, вход в которую ведет также снаружи, с последней ступени. Там в двух каменных ковчежцах хранятся кости подвизавшихся здесь святых угодников, к которым благоговейно прикладываются посетители». В конце 60-х годов ХХ века церковь была разорена. С возобновлением русского монастыря прп. Харитона Исповедника в 1997 г. вновь стала действующей. Сегодня алтарь скрывается за иконостасом, отделяющим восточную четверть пространства от основного объема. Стены церкви очищены о. Харитоном от копоти и завешаны иконами. У южной стены на длинной высокой «лавке» множество мощехранительниц с частицами мощей разных святых. Потолок оставлен как был – черным от копоти. Памятуя об обмолвке арх. Серафима в его «Паломничестве…» в отношении «прокопченной тысячелетней свечной копотью пещерки-церковки», а также и о «закопченном многими всенощными бдениями потолке» еп. Мефодия, я спросил о. Харитона, не от свечей ли копоть. О. Харитон решительно отверг это предположение, утверждая, что копоть – следы пожара и разорения церкви неизвестными злоумышленниками. Думается, что ошибаются все трое, ибо в Иудейской пустыне имеется множество пещер (в том числе и бывших келий) с точно такими же следами копоти на потолке (я лично был в нескольких десятках таких пещер в самых разных местах). Копоть – следы костерков, разводимых пастухами-бедуинами, в ненастное время – для обогрева, и круглый год – для приготовления традиционного бедуинского чая.    К востоку от церкви расположены анфиладой еще три кельи. Наиболее восточная из них имеет самые большие размеры (3,8х2,3 м, с высотой потолка 1,8 м). В древности эти кельи служили жилищем настоятелю монастыря, возможно, изначально – самому Харитону.    Древнее посвящение церкви неизвестно. С учетом традиционный привязки данного урочища и источника к рассказу о льняном поясе Иеремии Пророка, она могла быть посвящена последнему, подобно приходской церкви, стоявшей в византийские времена в соседней Анате, на родине пророка. Однако это не более, чем предположение. В современных упоминаниях монастыря можно встретить указание на посвящение церкви Харитону Исповеднику. Однако о. Харитон (наблюдающий иеромонах монастыря) не подтвердил этого, сказав, что освященная церковь не переосвящается, даже если исконное ее посвящение забыто. А вот еп. Мефодий в 1961 г. полагал иначе: «Нет сведений, кому посвящена была церковь во времена Преподобного; теперь она посвящена его имени».    Источники см. здесь.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?