Соборная церковь (кафоликон) Благовещения Пресвятой Богородицы (Феотокос). Существующая ныне церковь соответствует по своему виду и местоположению описанию Кирилла Скифопольского. Без архитектурного обследования невозможно сказать, насколько здание сохранило в себе элементы первоначальной постройки 494-501 гг. Патрих принимает, как факт, что только стены современной церкви могут относиться к концу V века, а своды и купол – более поздние, но не приводит никаких доводов для такого суждения. Однако можно отметить, что ни один из прочитанных мною источников, авторы которых оплакивают разорение монастыря и церкви в тот или иной период, не упоминает провалившихся сводов, хотя в отношении других сооружений (Даниил Эфесский о часовне Иоанна Крестителя в 1493-1499 гг.) такие упоминания есть.
Церковь представляет собой однонефное, однокупольное сооружение, перекрытое крестовыми сводами и сложенное из местного камня, добывавшегося в лаврских каменоломнях. Основной объем завершает большой световой купол. До какого-то времени в XIX веке снаружи купол был оштукатурен и побелен. Затем, видимо, на одном из этапов восстановления монастыря на средства России и при участии русских монахов монастыря св. Пантелеймона на горе Афон, купол был покрыт кровельной жестью, окрашен в голубой цвет и завершен крестом. В таком виде он простоял более ста лет, пока, полагаю, в 2000 г., не был перекрыт кровельной медью, которая на момент посещения мною монастыря в октябре 2006 г. уже успела почернеть. Длина здания от входа до иконостаса (без западного притвора) – 20 м, ширина 7 м. Глубина апсиды 7 м. Таким образом, общая длина здания достигает 27 м. Своды и купол опираются на шесть массивных колон, встроенных в продольные стены. Западный фасад церкви завершает треугольный фронтон с изразцовой надписью по-гречески: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» («святая лавра Саввы Освященного»). Внутри церковь вся расписана. Среди прочих имеются фрески, изображающие семь Вселенских соборов. К какому времени относится роспись храма – неизвестно. Пол церкви вымощен черным и белым мрамором. Вдоль боковых стен установлены стасидии с откидными сиденьями. Алтарь отделен от основного объема иконостасом резной изящной работы; вместо евангелистов на царских вратах изображены четыре великих палестинских подвижника: Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник. Храмовая икона успения преп. Саввы украшена богатой серебряной ризой. В алтаре храма хранятся св. мощи: главы преп. Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения мощей Саввы из Венеции в лавру в 1965 г., они также были помещены в стеклянной раке в Благовещенской церкви. С севера к основному нефу примыкает ризница. Вероятно, изначально она представляла собой единое пространство, теперь же разделена на две части: восточная служит ризницей, а западная является приделом, в котором монахи проводят будничные службы. Посвящение престола придела неизвестно. С запада к основному объему церкви примыкает притвор размерами 3,65 на 6,1 м.
Видимо, в 2005-2006 гг. была предпринята постройка еще одного придела – с юго-востока от основного объема церкви (впрочем, существует вероятность, что речь идет об отдельной церкви). Придел этот поставлен на верхней площадке одного из мощных контрфорсов, которыми укреплены южная и восточная стены церкви Благовещения. В октябре 2006 г. медное покрытие купола этого придела еще не успело почернеть и ярко сияло на солнце, а это значит, что со времени окончания строительства прошло не более нескольких месяцев. Посвящение придела неизвестно.
Источники: 1. Архиепископ Серафим (Иванов), РПЦЗ. «Паломничество из Нью-Йорка в Святую землю». США, 1952. 2. Епископ Мефодий (Кульман). «Святая Земля». 1961. Электронное издание журнала «Русский инок», Джорданвилль, США. 3. Д. Гоцкалюк. «Пространная история Иерусалимской Церкви». 4. Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите). 5. Й. Патрих. «Карта Дир Мар-Саббы (109/7)». (J. Patrich. “Map of Deir Mar Saba (109/7)”). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите).