Скит Иоанна Молчальника.В середине VIII века Леонтий Дамаскин в своем житии Стефана Савваита указывал, что монахи сохраняют традицию, в соответствии с которой затворническая келья Иоанна Молчальника находилась к северу от ядра лавры, на восточном берегу Кедронского потока. Это совпадает с тем местом, на которое указывают как на скит Иоанна Молчальника в настоящее время. Расположено оно на восточном берегу Кедрона между Мар-Саббой и церковью св. Софии. В новелле, посвященной смоковнице, чудесным образом выращенной Иоанном на голой отвесной скале, Леонтий дает следующее описание: «Место, в котором святой старец вел затворническую жизнь, имеет к западу высокий обрыв, на который опирается крыша кельи». Кирилл Скифопольский указывает, что обрыв был гладкой скалой без единой трещины, подчеркивая тем самым чудесный характер произрастания смоковницы. Все эти описания совпадают с особенностями указываемого места. Скит частично высечен в скале, частично встроен в вертикальную скальную расщелину и состоит из двух частей: с запада башня, имевшая три яруса, сообщение между которыми осуществлялось по приставным лестницам, а с востока в глубине скалы высеченные в ней келья Иоанна, водяная цистерна на уровне третьего яруса башни и часовня над кельей. Внешняя стена башни, закрывающая расселину в скале, имеет высоту в 11,5 м. Толщина стены у основания около метра, на уровне третьего яруса скита около 75 см. Нижний вход в башню расположен на высоте более трех метров от ее основания. В 3,5 метрах выше пола нижнего яруса в башне были деревянные перекрытия второго яруса, от которых сохранились пазы глубиной в 30 см. На втором ярусе имеются четыре разноразмерных окна. Высота второго яруса составляла 2,2 м, судя по пазам, сохранившимся от перекрытий третьего и последнего яруса. На уровне третьего яруса древняя внешняя стена башни обрушилась, но в настоящее время восстановлена монахами. Здесь был верхний вход в скит, к которому с севера вела тропа по укрепленному скальному карнизу. Под камнями, которыми вымощена тропа, проходит акведук, снабжавший водой водяную цистерну скита. Он идет от двух больших цистерн, обнаруженных в скале в сорока метрах к северу. Как видно на фотографии, сегодня нижний вход закрыт запертой железной дверью, верхний же открыт, однако в трех метрах от него тропа перегорожена каменной стеной современной постройки, вероятно, для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в скит пастухов-бедуинов. Восточная скальная часть скита, ограниченная внутренней стеной башни, имеет два яруса. Келья Иоанна отделялась полуобрушенной ныне внутренней стеной от третьего яруса башни. Келья имеет 4 м в длину и около 2 м в ширину. В восточном ее конце квадратное отверстие ведет в водяную цистерну размерами 3 х 1,8 х 2 м, сегодня полузасыпанную камнями и мусором. Стены цистерны покрыты розоватой водоупорной штукатуркой, характерной для византийского периода. До строительства башни вход в часовню над кельей осуществлялся по приставной лестнице через отверстие в потолке кельи с южной стороны. На втором этапе строительства скита, когда башня была возведена, этот проем был заделан, а вход в часовню проделан с запада с площадки наверху башни. При этом часовня была расширена. Она имеет размеры 4 х 2,8 м без апсиды. Апсида подковообразной в плане формы шириной 2,25 м покрыта белой штукатуркой. В апсиде сохранилась фреска, изображающая три фигуры. Одежды фигур рисованы красной краской, нимбы над головами – охрой. Лица святых преднамеренно уничтожены, вероятно, бедуинами. Сами фигуры довольно бесформенны из-за позднейших поновлений. Около каждой фигуры имеется надпись, идущая снизу вверх: Ο ΑΓΙΟΣ ΑΝΑΝΙΑΣ (св. Анания), Ο ΑΓΙΟΣ ΖΑΧΑΡΙΑΣ (св. Захария), Ο ΑΓΙΟΣ ΜΙΣΑΗΛ (св. Мисаил). Два из имен – это имена отроков, ввергнутых Навуходоносором в пещь огненную. Слева от фигур имеется еще одна, уже горизонтальная надпись, сделанная охрой: ΙΩΑΝΝΟΥ ΚΟΛΟΝΙΑΣ – <часовня> Иоанна из Колонии.
Источники: 1. Й. Патрих. Отшельническая келья св. Иоанна Исихаста в Великой Лавре Саввы (на англ.). (J. Patrich. The Hermitage of St. John the Hesychast in the Great Laura of Sabas. «Liber Annuus», Annual of the Studium Biblicum Franciscanum. Jerusalem , 1993.) 2. Кирилл Скифопольский . Житие св . Иоанна Молчальника ( на латыни ). (Cyrillus Scythopolitanus Vita Sancti Joanni Hesychastesis), ed. E. Schwartz, Leipzig 1939, pp. 201-221 (Fr. tr. A.J. Festugière, 1963, pp. 9-33). Краткое русское изложение здесь. Комментированное изложение Жития Иоанна Молчальника свт. Димитрия Ростовского находится здесь. Выдержки приводятся по Патриху. 3. Леонтий Дамаскин. Житие св. Стефана Савваита. Leontius Damascenus. Vita Stephanii Sabaitae, G. Garitte, «Le début de la Vie de S. Étienne le Sabaite retrouvé en arabe au Sinai», Analecta Bollandiana, 77 (1959), pp. 332-369; Acta Sanctorum Julii III, pp. 531-613 (ed. 1723); 505-584 (ed. 1867) (Italian tr. C. Carta, Leonzio di Damasco, Vita di S. Stefano Sabaita (725-794), Jerusalem 1983). Краткое русское изложение здесь. Выдержки приводятся по Патриху. 4. Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите). 5. Й . Патрих . «Карта Дир Мар -Саббы (109/7)». (J. Patrich. «Map of Deir Mar Saba (109/7)»). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите).