Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Скит Аркадия сына Ксенофонта.

Башня Аркадия. Название связано с тем, что здесь подвизался, согласно сохраненной в лавре традиции, Аркадий сын Ксенофонта. Башня находится на юго-западном берегу Кедрона примерно в 300 м к югу от Мар-Саббы. Включает несколько помещений, среди них часовню и водяную цистерну. На высоте около 10 метров от нижнего, более пологого участка склона в утесе имеется просторная пещера, к которой пристроены дополнительные помещения, возведенные на подпорной стене высотой в 10 м (это, собственно, и есть «башня»). Древняя кладка башни сохранилась на высоту 8,2 м. За последние 20 лет башня была восстановлена на свою полную высоту. На верхнем ярусе башни оборудована водяная цистерна, имевшая систему водосбора. Верхняя площадка башни служила отрытой террасой, размерами 8х4 м, пол террасы был украшен мозаикой, сохранившейся с южной стороны. К западу от террасы, в продолжении скального карниза была высечена «ванна» размерами 1,5х1 м. С террасы открыватся вход в пещеру шириной 4 м. Сама пещера (длиной 13,5 м, шириной 5 м) была разделена на три помещения. Передняя часть (4х3,5 м, высота 2,7 м) служила жилой кельей, следующая за ней (5х5 м, высота 2,4 м) – часовней, последнее помещение, отделяющееся от часовни стеной толщиной 0,6 м, вероятно, служило чуланом. Стены часовни украшали фрески. Мадер в 20-е годы ХХ века насчитал семь образов, четыре на восточной стене и три на южной. Сегодня из образов на стенах полностью сохранился только один, описанный Мейнардусом и идентифицированный им по надписи как образ Василия Великого. Из образов на южной стене левый, вероятно, изображал св. Ксенофонта (от надписи сохранилась только буква «н»). Узкое окно, пробитое в этой стене, оставило без головы центральный образ. Мейнардус полагал, что фреска была повреждена, когда пробивали окно, однако по краям окно сохранило древнюю штукатурку, которая нисколько не пострадала. Возможно, окно существовало с самого начала, а затем было замуровано тонкой стенкой, на штукатурке которой и помещалась часть фрески с изображением головы образа. С течением лет стенка рухнула и окно снова открылось. Потолок часовни расписан образами на голубом фоне. В центре образ человека в алом одеянии с золотым нимбом вокруг головы и красным крестом в правой руке. По предположению Мейнардуса, это – Иоанн Креститель, хотя возможно, что запечатлен был образ Иисуса Христа. С востока три херувима с головами, выполненными розовой краской. Голова каждого из херувимов обведена черной линией и окружена золотым нимбом. Из-за голов видны простертые алые крылья. Над входом в часовню ещё одна фреска, изображающая, по мнению Мейнардуса, Богоматерь с младенцем. Роспись стен походит на фрески погребальной часовни в Кастеллиевой киновии на горе Гиркания, возможно, они относятся к одному периоду (VII-VIII вв.), роспись потолка относится, согласно Мейнардусу к XIX веку и имеет сходные черты с фресками пещерной церкви в монастыре аввы Феоктиста в Нахаль Ог (вади Муккалик). Стены и потолок часовни испещрены многочисленными граффити, оставленными паломниками, в основном, на греческом языке, некоторые с датами, самая ранняя из которых – 1808 г.. Источники:1. Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите). 2. Й. Патрих. «Карта Дир Мар-Саббы (109/7)». (J. Patrich. “Map of Deir Mar Saba (109/7)”). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите).

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?