Иудейская пустыня, Вади Харитун (Нахаль Текоа). Неизвестный монастырь (аввы Дионисия (?), свв. Пророков (?)).

Местоположение, попытка идентификации и привязки к сведениям источников, историяРазвалины монастыря впервые были опознаны и описаны в качестве таковых исследователями Палестины К. Р. Кондером и Г. Г. Китченером в 1881 г. Археологические раскопки производились Й. Хиршфельдом в 1970-е годы. Монастырь расположен на невысоком отроге, плавно понижающемся к юго-востоку и ограниченном двумя сухими притоками потока Текоа (Нахаль Текоа, Вади Харитун). Высота монастыря над уровнем моря (основание сторожевой башни) – 444,69 м. К монастырю вели две древние дороги. Одна – из исторического Текоа (в русских источниках Фекоя или Фекуя; сегодня урочище Телль-Текоа), другая выходила из Вифлеема и, обогнув Иродион с востока, приводила к монастырю. Здесь дороги сливались в одну, которая в древности вела к оазису Эйн-Гедди. Хиршфельд предлагает идентификацию монастыря в качестве обители монахов аввы Дионисия и аввы Феодосия, упоминаемых в источниках (у Епифания Кипрского). Если эта идентификация верна, то монастырь был основан еще в IV веке. В противном случае основание обители относится, по-видимому, к V веку. Дальнейшая его история восстанавливается умозрительно, в соответствии с общей историей монастырей Пустыни Святого Града. 614 г. – разрушение в ходе завоевания Святой Земли персами. 629 г. – мощное землетрясение. Постепенное последующее восстановление. Начиная с VII века – приход в упадок и запустение. Впрочем, некоторые пустынные монастыри продолжали свое существование вплоть до X-XIII веков. Возможно, такой была и описываемая нами обитель. Предположение это строится на упоминании некоторыми источниками некоей местности к югу от Вифлеема и Текоа, откуда, согласно книге пророка Даниила, пророк Аввакум был перенесен ангелом в Вавилон (Багдад) к пророку Даниилу: «Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место». (Второканон. Даниил 14: 33-39.) Один из таких источников – «Хожение Даниила игумена земли русской», описывающее паломничество игумена Даниила, предпринятое около 1104 г. (ранее считалось, что в 1114-1115 гг.). (Следует отметить, что, как и во многих других случаях, в Святой Земле параллельно существовало несколько традиций в отношении привязки к месту того или иного описываемого в Писании события. Другое поле, откуда Аввакум был восхищен в Вавилон, альтернативная традиция помещает в урочище Хирбет ат-Табалийе, километрах в 15-ти к северу от описываемого нами монастыря.) В наиболее древних списках «Хожения Даниила», на основании которых Г.М. Прохоровым был выполнен перевод данного источника на современный русский язык, это место описывается так: «И мы поклонились там, на месте том святом [Суккийская лавра], и пошли на гору, к югу от монастыря того, верста одна расстояние. И там есть место ровное в поле, на котором восхищен был пророк Аввакум, когда он шел на поле к жнецам с едой и водой. И принес его ангел в Вавилон к Даниилу-пророку в ров, и оттуда, накормив Даниила и напоив, он вновь был восхищен ангелом и в тот же час, в тот же день вновь, опять был на том же месте у жнецов и дал им обед. И ныне стоит на месте том как бы теремок, построенный в честь знамения. До Вавилона же оттуда расстояние сорок дней. И от того места близко церковь большая, построенная клетью, во имя святых пророков. И там внизу, под церковью той, есть пещера большая, в которой лежат двенадцать пророков в трех раках: Аввакум, Наум, Михей, Иезекий, Авдий, Захария, Иезекииль, Измаил, Савеил, Варух, Амос и Осий». (Два из двенадцати, а именно: Измаил и Савеил, были, согласно комментариям А. С. Норова к этому месту в «Хожении Даниила», ошибочно причисленными к пророкам персидскими послами, принявшими мученический венец в городке Оргия Тригон в Вифинии (память 17/30 июня).) Рассмотрим это свидетельство. От «теремка» («теремца», в языке игумена Даниила это слово означает часовню), по-видимому, не осталось и следа. Однако приняв в качестве рабочей гипотезы, что описанная Даниилом «построенная клетью» церковь Свв. Пророков частично сохранилась, и, допустив, что от предполагаемого места «теремка» общее направление движения Даниила к «близкой» церкви было по-прежнему на юг, мы получаем четыре объекта, топографически соответствующих описанию Даниила Игумена. А именно: урочища Хирбет Рабиа (на юг от «теремка» (GPS-координаты (WGS84): 31.61622 35.24419)), Хирбет ат-Тина (примерно 2,5 км на юго-запад от Хирбет Рабиа (GPS-координаты (WGS84): 31.60261 35.23154)), Каср Антар (на юго-запад от «теремка» (GPS-координаты (WGS84): 31.62705 35.22944)) и Умм эль-Аммед (на юго-восток). Все четыре урочища расположены примерно в 2-3 км от предполагаемого места «теремка» (Хирбет ат-Тина чуть подальше), во всех четырех сохранились развалины небольших пустынных монастырей киновиального типа V-VI веков постройки. Хирбет Рабиа и Каср Антар оба предположительно идентифицируются на альтернативной основе как монастырь аввы Романа (но ко времени паломничества Даниила Игумена, т.е. спустя 600-700 лет после их основания, это, скорей всего, могло быть прочно забыто). Однако только в описываемом нами объекте имеется большая крипта, вполне подходящая под описание пещеры, приводимое Даниилом Игуменом. Это позволяет предположить, что урочище Умм эль-Аммед и есть описанная Даниилом Игуменом церковь Свв. Пророков. Предположение это подкрепляется тем, что первая из двух упомянутых древних дорог проходила примерно через то место, где при Данииле был «теремок», и, поднявшись туда от Суккийской лавры, Даниил, скорее всего, проследовал дальше по дороге, а не по пересеченной местности. Дорога же вела именно в Умм эль-Аммед, оставляя в стороне три остальных урочища. (Сохранился участок этой дороги, GPS-координаты (WGS84): 31.63336 35.22944) Если полученная идентификация верна, то из нее следует, что монастырь еще существовал в начале XII столетия и, вне зависимости от того, был ли он обителью аввы Дионисия и аввы Феодосия в IV веке, в XII-м был известен под именем церкви Свв. Пророков.Описание монастыря Монастырь представлял собой комплекс, включавший церковь, сторожевую башню, водяную цистерну, братские корпуса из ряда келий и три внутренних двора. Со всех сторон монастырь окружала стена, выстроенная снаружи из тесаного камня, а изнутри из утрамбованного щебня и мелких камней. Снаружи от монастырского комплекса, в выходах кремниевых пород ниже по склонам, сохранились высеченные в скале небольшие пещеры, часть из которых, по всей вероятности, служила кельями для живших при киновии анахоретах (известная в V-VII веках практика: так, Савва Освященный в 468-473 гг. подвизался анахоретам в пещере при киновии аввы Феоктиста). Частично сохранилось на уровень одного-двух рядов кладки северное прясло стены, прослеживающее на местности на отрезке длиной примерно в 85 м. Ширина стены составляла около 0,7 м. Западная стена монастыря спускалась на юг, отходя от северной стены под прямым углом. В углу на стыке двух стен находилась сторожевая башня, имевшая, по меньшей мере, два яруса. Башня была квадратной в плане со сторонами длиной 5,6 м. Она была выстроена из хорошо отесанных крупных камней. Здания монастыря образовывали три внутренних двора: западный, восточный и южный. Последний представлял собой атриум церкви. С севера западный двор ограничивали кельи, с востока – монастырская церковь, с юга и запада – внешняя стена монастыря. Восточный двор примыкал к церкви с востока, с остальных сторон был окружен келейными и служебными постройками, пристроенными изнутри к внешней стене монастыря. Южный двор – атриум церкви – был самым крупным из монастырских дворов. Размеры атриума, включая окружавшие его небольшие кельи, составляли 25х21 м. Атриум был окружен крытыми галереями, кровля которых опиралась снаружи на стены келий, а изнутри на колоннады, ограничивавшие открытый внутренний двор. На южной стороне атриума был обнаружен каменный архитрав окна с высеченным на нем крестом. Посреди атриума находится главный источник водоснабжения монастыря – водяная цистерна по вертикальному срезу имеет форму срезанного сверху колокола с большим отверстием наверху. Диаметр отверстия 1,6 м, диаметр цистерны на уровне ее дна превышает 5 м. Современная глубина цистерны составляет 5,4 м. Цистерна высечена в известняке, стены покрыты слоем облицовки из мелких, хорошо отесанных и подогнанных друг к другу камней, а поверх – слоем водоупорной штукатурки. Вода поступала в цистерну в зимний период дождей с кровель церкви и колоннад атриума, а также через два отводных акведука, собиравших паводковые воды южного относительно местоположения монастыря притока потока Текоа и простирающихся на довольно большое расстояние на северо-запад от монастыря вдоль топографической оси отрога, на котором расположен монастырь. Нижний (южный) акведук, по крайней мере, в части своей был крытым. Монастырская церковь представляла собой редкий для монастырей Иудейской пустыни тип трехнефной, одноапсидной базилики, предположительно бескупольной и двусветной (центральный неф был выше боковых, верхняя его часть, таким образом, представляла собой клеристорий). Двускатная кровля центрального нефа и односкатные кровли боковых были крыты черепицей, многочисленные обломки которой найдены при раскопках. Размеры церкви составляли 25х18 м. Центральный неф отделялся от боковых двумя рядами колонн, по пять колонн в каждом ряду. Колонны были монолитными, высотой в 2,3 м, сверху их венчали капители коринфского ордера. Одно из оснований колонн южной колоннады было найдено при раскопках на своем месте (in situ), в центральном нефе были обнаружены обломки капители, целая капитель была найдена рядом с водяной цистерной в атриуме. После запустения монастыря, колонны были повалены бедуинами, выдолблены и превращены в каменные поилки для овец. Дети пустыни перенесли их на склон отрога к востоку от монастыря и соединили между собой проточными канавками, так что у множества последовательно расположенных поилок можно было единовременно напоить большую отару. На старых, полувековой давности, фотографиях объекта, еще можно видеть описанную систему поилок. При посещении монастыря в 2008 г. я её уже не обнаружил. Наличие множества пригодных для описанного вторичного использования колонн, видимо, и послужило основанием для арабского названия урочища – Умм эль-Аммед, дословно: «мать колонн». Западная часть церкви сохранилась хуже, однако был выявлен западный вход в церковь шириной в 0,7 м. Предположительно существовал и ведший в атриум южный вход (или входы). С востока на высоту в четыре ряда кладки сохранилась апсида церкви, радиус полукружия которой составляет 2,55 м. По сторонам апсиды, к востоку от боковых нефов, находились прямоугольные в плане безапсидные пастофории, предположительно, диаконник и крещальня. Степень их сохранности, по сравнению с апсидой, невелика. Пол церкви покрывала цветная мозаика, многочисленные элементы смальты которой и сегодня в изобилии находятся в нефах церкви. Пол солеи, на сегодня снова скрытый под обломками и песком, был украшен цветным мощением, выполненным в технике пластиночной, или штучной, мозаики (opus sectile). В западной части церкви, под уровнем пола, имеется большая вытянутая с севера на юг крипта, разделенная рядом из шести квадратных в сечении колонн на два зала, перекрытых сводами. Как уже было сказано, наличие этой крипты, вкупе с другими указаниями, позволяет предположительно идентифицировать монастырь, как церковь, описанную в XII веке игуменом Даниилом под названием церкви Свв. Пророков.Внешние ссылкиВсе упомянутые в статье объекты можно посмотреть здесьИсточники:1. Хиршфельд, Изхар. Археологический обзор Израиля. Карта Иродиона (108/2) 17-11. (Y. Hirschfeld. Archeological Survey of Israel. Map of Herodium (108/2) 17-11). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1985 (на англ. и иврите).2. Хождение игумена Даниила. Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980. Стр. 25-114. Выдержки приводятся по переводу Г. М. Прохорова.3. Комментарии А. С. Норова к «Хожению игумена Даниила». Издание «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в начале ХII-го века». СПб., в типографии Императорской Академии Наук, 1864, стр. 102-103, комментарии 2 и 3 к новелле «О монастыре святого Харитона».4. Conder C. R. & Kitchener H. H., “The Survey of Western Palestine: Memoirs of the Topography, Orography, Hydrography and Archeology”, Vol. 3. London, 1881.5. Hirschfeld Y., “List of Byzantine Monasteries in the Judean Desert”. В книге “Christian Archeology in the Holy Land. New Discoveries”, Franciscan Printing Press, Jerusalem, 1990.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?