Строительство Воскресенского собора началось в1658 году. К 1966 году стены центрального крестообразного объема и ротонды не достигали сводов. Достроили колокольню. Самим Патриархом Никоном были освящены три придела: Голгофский, придел Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой и церкви Успения Пресвятой Богородицы в северо-восточной части храма. В 1679 году после 13-летнего перерыва строительство было возобновлено и в 1685 году освятили главный алтарь храма. Приделы, устроенные в XVII веке, освящались и в 1690-е годы, и в следующем столетии. Собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план, размеры и трехчастную структуру прототипа. К центральному крестно-купольному объему, с востока примыкает Подземная церковь. С запада возвышается мощный объем ротонды, увенчанный шатром. С юга, западнее главного входа в храм до ее разрушения в 1941 году устремлялась ввысь колокольня.
Главный фасад всего ансамбля монастыря — восточный. Господствующее положение в композиции восточного фасада занимает центральный крестообразный объем, увенчанный главой на круглом барабане диаметром 13,2 метра. За алтарем устроено четыре придела, три из которых соответствуют приделам прототипа и завершены главками на восьмигранных световых барабанах. Помимо сохранившихся малых глав в XVII веке на этом же уровне была еще одна глава — световая глава церкви Успения Божией Матери, разобранная в 1754 году. Тогда восточный фасад собора сделали симметричным, надстроив над Успенской церковью «палатку каменную». Кровли Воскресенского собора, как и кровли его прототипа, первоночально были плоскими с ограждением. На кровлях второго яруса в восточной части с юга и севера поставлены две симметричные главы на восьмигранных барабанах. Пирамидальная, с четко выделенной центральной осью, композиция собора с востока строится по принципу объединения отдельных самостоятельных объемов в гармоничное единое сооружение. Образ храма-града был еще более убедителен в силу того, что все части собора, соединенные галереями и переходами, окруженные плоскими кровлями, были доступны для обозрения не только в целом, но и по отдельности, и на разных уровнях.
В облике южного фасада Воскресенского собора отчетливо проступают черты прототипа. В одну линию, длинной в 106 метров, выстраиваютс все три части храма. Мысленный взор обращается здесь непосредственно к храму Гроба Господня и через него к Иерусалиму земному — сосредоточию главных христианских святынь. Последовательно от низкого объема подземного храма взгляд следует к центральному крестообразному объему и далее к высоко взметнувшемуся вверх шатру ротонды. С юго-восточной части собора между первым и вторым этажом распологается Голгофа, которая снаружи выделена папертью и керамическим декором на южном фасаде. С запада в облике Воскресенского собора господствует мощный объем двухъярусной ротонды Святого Гроба — «шатер великий». Ротонда с запада закрывает другие объемы храма и воспринимается отдельно стоящим сооружением, в облике которого ярко выражена тема погребения и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. В настоящее время 22-метровый пролет верхнего яруса ротонды перекрывает шатер, восстановленный в формах XVIII века. Керамический фриз ротонды с херувимами выполнен в 1730-х годах по заказу И.Ф. Мичурина.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь /сост. Л.М. Черненилова/; М-во культуры Моск. обл., Ист.-архит. и худож. музей «Новый Иерусалим». – М.: Лето, 2006.
23 мая 1723 года случилось непредвиденное — произошло обрушение кирпичного шатра ротонды. Разрушения усугубил грандиозный пожар 1726 года, повредивший все монастырские строения. Монастырь остро нуждался в средствах для восстановления собора и ремонтных работах на других объектах. В 1730-е годы вопросами поврежденной ротонды и шатра занимались московские архитекторы А.П. Евлашев, Д.В. Ухтомский, И.Ф. Мичурин. До 1736 года на старом фундаменте и с сохранением древней кладки были восстановлены два нижних яруса ротонды. И.Ф. Мичурин предпологал восстановить шатер кирпичным и вернуть ротонде прежний облик. Но восстановление ротонды задерживалось из-за недостатка средств, а также сомнения в возможности ее фундамента и нижних ярусов выдержать тяжесть нового шатра. Разработка проекта шатра была поручена обер-архитектору Варфоломею Растрелли. Архимандрит Амвросий, назначенный императрицей Елизаветой Петровной, предложил вместо кирпичного шатра сделать шатер деревянным. К строительству приступили в 1757 году. В основу лег схематичный проект Растрелли; конструкцию разработал инженер В. Бернардаччи; работы велись под наблюдением московского архитектора Карла Бланка. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглась центральная часть собора. Собор после возведения нового шатра освятили вновь в 1759 году. Работы по обновлению интерьера продолжались и в 1760-х годах.
С середины XVIII столетия поновление приделов, а также устроение новых, осуществлялось за счет пожертвований членов императорской фамилии, близких ко двору вельмож и местных землевладельцев. Придел Всех Святых под колокольней обустраивался в конце XVIII века тщанием князя В.М. Долгорукого-Крымского. Придел преподобного Андрея Критского в заалтарном обходе собора устроен на средства М.А. Шуваловой — жены фельдмаршала П.И. Шувалова. Екатерина Романовна Дашкова — устроительница придела Преображения Господня во втором ярусе ротонды. Семейной усыпальницей помещика Рузского уезда генерала Б.А. Загряжского и его супруги стал придел 12 и 70 апостолов, обновленный и освященный вторично в 1793 году. В 1847 году в нем же была похоронена княжна А.М. Черкасская. Императрица Екатерина II обновляет Голгофскую церковь. В 1797 году императрица Мария Федоровна «назначила соорудить» придел равноапостольной Марии Магдалины, архитектурное оформление которого и вся утварь сделаны по проекту и рисункам М.Ф. Казакова. В XIX веке на хорах были устроены придел святителя Павла, Патриарха Константинопольского (императором Павлом I) и два придела святого князя Александра Невского. Павел I устроил придел в честь рождения будущего императора Александра I, император Николай I — в честь рождения Александра II. Проект иконостаса первого придела Александра Невского принадлежал М.Ф. Казакову. Иконостас второго придела проектировал А.Л. Витберг. К сожалению, иконостасы приделов на хорах собора не сохранились. Наиболее существенные изменения XIX век внес в облик большой главы собора. В 1840-х годах на барабане главы была заменена изразцовая храмозданая надпись XVII века. Новую надпись и часть декоративного изразцового пояса делал, подражая технике старых изразечников, местный мастер Максим Мартынов.
Со страниц книги Л.М. Чернениловой «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь».
Уникальный изразцовый декор Воскресенского собора сделал его ключевым памятником русского зодчества позднего средневековья. Изразцовые пояса опоясывали здание по всем ярусам, объединяя в единое целое все его объемы. Все окна храма (их более 100) имели керамические наличники. Формы наличников зависели от места оконного проема и его размера. Выделялись сложные ордерные наличники алтарных окон приделов первого яруса. Сохранилсь два из них: наличник окна Успенской церкви и окна придела Всех Святых под колокольней. К сожалению, в середине XVIII cтолетия лишились своего первоночального декора окна второго яруса. Они были растесаны и оформлены фигурными наличниками с лепными херувимами. Первоночальный вид в этом ряду сохранили пять окон апсиды. Символическим образом победоносного Воскресения Спасителя является, пожалуй, самая знаменитая изразцовая композиция: в завершении второго яруса собор в XVII столетии опоясывал фриз, орнамент которого вошел в историю русского искусства по именем «павлинье око». Ширина фриза вместе с фестонами по нижнему краю — 150 см. Раппорт орнамента выложен из 18 изразцов. Основу орнамента составляет стилизованный цветок граната — символ Воскресения, который обрамляют листья пальмы — символы славы и победы.
Воскресенский собор — единственный памятник русской архитектуры, в котором изразцы использованы для убранства интерьеров. Керамические порталы оформляли дверные проемы. В 10 приделах иконостасы в XVII веке были изразцовыми, семь из них сохранились. Особенно впечатляют восьмиметровые трехъярусные иконостасы заалтарных приделов, церкви Успения и придела Всех Святых под колокольней. Восстановительные работы XVIII века и частичная перестройка Воскресенского собора изменили облик храма и превратили его в памятник архитектуры двух эпох. В первой трети столетия изменения коснулись ярусов ротонды, сохранившихся после обрушения шатра. Архитектор И.Ф. Мичурин, стремившийся восстановить храм в прежних формах, заказал изразцы, подобные изразцам середины XVII века. С середины столетия, после утверждения проекта деревянной конструкции шатра, интерьеры собора были переоформлены в стиле барокко. В этот период были растесаны некоторые окна первого яруса и все окна второго. Создавался лепной, обработанный резцом декор. Причудливые картуши, изображение занавесей с пышными складками, стилизованные и реалистично трактованные растительные орнаменты, головки херувимов покрывали стены и оформляли арки. Сохранившиеся на фасадах и в интерьерах изразцы «поновили», вызолотив и закрасив их масляными красками. Общее руководство работами осуществлял московский архитектор — Карл Бланк. В XVIII веке в интерьерах храма появилась масляная живопись. Для керамческих иконостасов собора были вновь написаны иконы. Во второй половине XIX века эти иконы были переписаны с сохранением первоночальной иконографии.
Из книги: Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь /сост. Л.М. Черненилова/; М-во культуры Моск. обл., Ист.-архит. и худож. музей «Новый Иерусалим». – М.: Лето, 2006.
«Величественный по размерам и архитектуре храм во имя Воскресения Христова, устроенный по образцу Иерусалимского храма, первым бросается в глаза посетителю, вошедшему за ограду монастыря. Храм этот (летний, холодный) сооружен наподобие креста, середину которого прикрывает купол. Окружность всего храма вместе с находящейся в нем подземной церковью равняется 173 саженям, а а вышина от земли до конца креста 30 саженям и 1 аршину. С южной стороны в храм ведут две двери, из которых левые, как и в Иерусалиме, называются «красными», а правые – «судными» вратами. Направо от судных врат находятся заделанные двери (так же, как и в Иерусалиме), которые ведут в Голгофу …Из двадцати девяти церквей и приделов храма, четырнадцать построены по Иерусалимкому образцу, а именно: 1) Настоящая церковь во имя Воскресения Христова. 2) Голгофская церковь и придел во имя Страстей Христовых. 3) Церковь во имя Предтечи. 4) Придел Архангела Михаила. 5) Придел преподобной Марии египетской. 6) Придел Поругания или Тернового Венца. 7) Придел Разделения Риз. 8) Придел Лонгина сотника. 9) Подземная церковь Константина и Елены. 10) Придел «Утоли моя печали». 11) Церковь Успения Пресвятыя Богородицы. 12) Придел во имя св. Марии Магдалины. 13) Церковь во имя Всех Святых. 14) Придел Николая Чудотворца.
Остальные пятнадцать приделов устроены по отличным от иерусалимского образца планам. Пять приделов внизу храма, а именно: 1) Придел двунадесяти и семидесяти Апостолов. 2) Придел зачатия св. Анны. 3) Придел Сошествия Св. Духа. 4) Придел Рождества Пресвятыя Богородицы. 5) Придел преподобного Иулия и святой великомученицы Екатерины.
И десять приделов на хорах вверху, а именно: 1) Св. праведных Захарии и Елисаветы. 2) Св. Иоанна Златоустого. 3) Вознесения Господня. 4) Божией Матери Тихвинской. 5) Преображения Господня. 6) Святой благоверной княгини Ольги. 7) св. Павла исповедника. 8) и 9) Два придела во имя св. благоверного великого князя Александра Невского. 10) Св. Иакова, брата Господня».
Цитата из книги «Ставропигиальный Воскресенский «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческиое описание», М., 1903 (по публикации в книге «Крестный путь патриарха Никона» М., 2000, стр. 34, 47-49).
С южной стороны к собору примыкает колокольня, от которой после 1941 года уцелел только нижний ярус, где находилась церковь Всех Святых. Ныне — это единственный архитектурный объём храма, воссозданный в формах ХVII века со всеми деталями изразцового убранства. Высота шестиярусной колокольни без креста — 59 м, с крестом — 62,7 м. Её нижняя часть построена по образцу кампанилы храма Гроба Господня в Иерусалиме и состоит из трёх четырёхгранных ярусов. В первом находится церковь, во втором и третьем расположены колокола, часть которых помещена в открытых арках слуховых проёмов. Особо интересен четверик яруса. Его нижняя половина, скрытая за гульбищем с балясником и кровлей, визуально завершает нижние ярусы. Верхняя же половина возвышается над гульбищем и служит основанием для двух восьмериков, где расположен часовой механизм и часовые колокола. «Часы железныя боевыя с перечасием» были установлены на этом месте в ХVII веке и впоследствии не раз сменялись новыми. Колокольня Нового Иерусалима представляет собой сложное сооружение, совмещающее церковь, два яруса звона с колоколами и часобитню.
Промыслом Божием в храме Всех Святых сохранился алтарь с трёхгранной, как в Иерусалиме, апсидой, изразцовый трёхъярусный пятипрестольный иконостас ХVII века, погребения двух настоятелей обители — архимандрита Варсонофия (1680) и Германа (1682), а также вмурованные в стены белокаменные плиты с резными эпитафиями над их могилами. Иконостас в церкви Всех Святых устроен в первой половине 1680-х годов из изразцов, изготовленных при Патриархе Никоне. Его уникальная особенность — фриз над первым ярусом с изображением рога изобилия, наполненного плодами. Рог изобилия и созревшие фрукты — непременный декоративный атрибут барочных церквей, символизирующих нескончаемость райских блаженств, ожидающих верующих в Царстве Небесном. На колокольню можно подняться по внутристенной каменной винтовой лестнице или с южной части хор Воскресенского собора. В двух ярусах звона размещён набор из пяти колоколов, вылитых в 2012 году на Воронежском колоколитейном заводе Валерия Анисимова, и Трёхсвятительский колокол, созданный в далёком 1666 году «Мздою и трудами» Патриарха Никона (более 70 лет этот колокол находился на деревянном подиуме возле разрушенной колокольни). Колокола Нового Иерусалима ХVII века отличает сплошное заполнение тулова и венцов изображениями и текстами, а также близость орнаментальных мотивов изразцовому убранству Воскресенского собора. Этим особенностям следует художественная концепция новых колоколов, повторяющих первоначальный состав монастырских кимвалов. Самый большой из них, Воскресенский, весит 8500 кг. Высота кимвала — 220 см, диаметр — 230 см. На колоколе вылиты изображения Воскресения Христова, царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевича Алексея и Патриарха Никона, который держит в одной руке модель храма, а в другой — модель колокола. Повторяет кимвал ХVII века и Всехсвятский колокол весом 3200 кг. Его высота — 181,5 см, диаметр — 163 см. На тулове вылиты 12 месячных Миней, где изображены 430 святых и 9 праздников. Рельефы выполнены скульпторами ЗАО «Балтстрой» по прорисям иконописцев из Палеха во главе с Л.И. Папиным. Остальные лицевые колокола посвящены престольным праздникам монастырских храмов и придельных церквей. Так, на Господском колоколе вылиты иконы Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Входа Господня в Иноусалим, Распятия, Воскресения и Вознесения Господня. На Богородичном колоколе изображены Рождество и Успение Пресвятой Богородицы, Тихвинская икона Божией Матери и образ Богородицы «Утоли моя печали».
За колокольней открывается и с запада закрывает собой все объёмы собора трёхъярусная ротонда, чья круглая форма символизирует жизнь вечную. В центре ротонды расположена Кувуклия (часовня) Гроба Господня — главная святыня Нового Иерусалима. Патриарх Никон не успел закончить строительство ротонды. В первой половине 1680-х годов шатёр был возведён из кирпича. Кладку пронизывали и весьма утяжеляли железные связи. Со временем под такой тяжестью колонны просели, и в 1723 году шатёр обрушился. Случилось это в праздник Вознесения Господня, когда духовенство и богомольцы ушли крестным ходом на Елеон. По милости Божией никто не пострадал, но храм получил многочисленные повреждения. Новый шатёр был сооружён из дерева по проекту выдающегося архитектора Бартоломео Растрелли в 1756-1759 годах, идею «воплотил в жизнь» московский архитектор Карл Бланк. Шатёр опоясывали в три яруса 60 окон-люкарн, между которыми находились живописные картины на темы Священного Писания. Это выдающееся произведение церковного искусства сгорело во время взрыва 10 декабря 1941 года. В 1983-1993 годах над ротондой был смонтирован шатёр из металлических ферм с фанерными окнами. В 2012 году эту конструкцию ХХ века разобрали, и началась подготовка к возведению шатра по новому проекту, из сибирской лиственницы, в формах деревянного шатра ХVIII века. В 2015 году работы на ротонде Воскресенского собора были полностью завершены. 8 мая 2016 года, в Неделю Антипасхи, Святейший Патриарх Кирилл, в сослужении архипастырей и многочисленного числа духовенства совершил Великое освящение Воскресенского собора.
Из книги-путеводителя «Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь». Изд-во Паломник. Москва, 2017 г.