Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном. На начало XX века в монастыре было 5 храмов с 42 приделами и 6 часовен. Здесь хранились чудотворная икона Божией Матери Троеручица и часть мощей (длань) св. мученицы Татианы — дар вел. княжны Татьяны Михайловны. Монастырь содержал церковно-приходскую школу и странноприимный дом для бедных паломников. 4 июля 1919 года монастырь был закрыт, в его стенах разместился музей. Во время Великой Отечественной войны Новый Иерусалим был почти полностью разрушен фашистами. С 1956 года начались восстановительные и реставрационные работы, но до сих пор Воскресенский собор внутри не восстановлен. Также до сих пор не восстановлена колокольня.
Передача монастыря церкви началась в 1994 году. Решением Священного Синода наместником был назначен бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Никита (Латушко). 26 августа 1994 года Святейший Патриарх Алексий II совершил первый молебен в Воскресенском соборе. В 1995 году монастырю были переданы Воскресенский собор с подземной церковью святых Константина и Елены, соборный храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона и один из братских корпусов. За эти годы освящены 5 престолов.

Строительство Воскресенского собора началось в апреле 1658 г. и длилось без перерыва до конца 1666 г., до тех пор пока Никон не был отправлен в ссылку. Полностью ансамбль монастыря сложился уже после смерти Никона, в конце XVII века. В западной части монастыря расположены Трапезные палаты с церковью Рождества Христова, сооруженные на вклад царевны Татьяны Михайловны в 1686-1698 гг. К ним примыкают Больничные и Настоятельские ворота. Второй этаж над ними сооружен архитектором М.Ф. Казаковым. Здесь помещались комнаты царской семьи. В Гефсиманском саду Нового Иерусалима находится самая старая постройка монастыря — скит патриарха Никона.

Воскресенский Новый Иерусалим монастырь, ставропигиальный, 1 класса, Звенигородского уезда, при заштатном городе Воскресенске, в 2 1/2 верстах от железнодорожной станции Новый Иерусалим, в 45 верстах от Москвы. Основан патриархом Никоном по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова. Еще в 1657 году патриарх Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 году он был сослан на Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет, доколе царь Федор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелел продолжать строение; но здание было окончено только в 1685 году, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патриархом Иоакимом.
Воскресенский собор Нового Иерусалим есть собрание нескольких церквей около обширнейшего в России храма гроба Господня, возвышающегося слишком на 30 сажень над всеми монастырскими постройками. В общем, весь этот величественный собор дошел до наших дней в несколько измененном виде против первоначального построенного патриархом Никоном. Главные капитальные работы по возобновлению его были произведены при императрице Елизавете Петровне известным архитектором графом Растрелли, под наблюдением настоятеля монастыря архимандрита Амвросия (впоследствии — архиепископа Московского) на средства Московского купца, фабриканта П.Г. Цурикова, затратившего 82,000 рублей на возобновление одного только собора. Внутренность собора разделяется на 4 части: 1) кувуклия гроба Господня, 2) храм Воскресения Христова, 3) главный алтарь этого храма и 4) приделы позади большого алтаря. Во всем соборе считается до 30 приделов. Кувуклия устроена в виде двухярусной часовни с гробом Господним внутри; она из мрамора, со многими изящными колоннами и другими украшениями. Внутренность ее окована вся листовым золотом, и горящие ломпады перед гробом Господним придают этому святилищу невыразимое величие. В храме Воскресения Христова главный алтарь его представляет собой величественное сооружение церковного зодчества и не имеет ничего себе подобного в России. В алтаре помещаются патриаршие престолы и хоры в память семи Вселенских Соборов. Богослужение совершается по чину Иерусалимской церкви.
Из святынь для благоговейного поклонения богомольцев собор вмещает в себе: часть мощей святой мученицы Татьяны, принесенную в дар царевной Татьяной Михайловной, 30 частей святых мощей угодников Божиих, чудотворную икону Богоматери, современную, вероятно, патриарху Никону (см. 31 марта), две прославленные чудотворениями святые иконы: одна — Спасителя, восседающего на престоле, с изображением у подножия Его святителей Филиппа, митрополита Московского, и патриарха Никона; другая — икона Божией Матери, нарицаемая Троеручицей, присланная 28 июля 1661 года патриарху Никону из Афонского монастыря и празднуемая 28 июля. Перед этой иконой патриарх Никон каждый день совершал молебное последование ко Пресвятой Богородице. Местом благоговейного поклонения служит также и гробница приснопамятного создателя храма, патриарха Всероссийского Никона; близ гробницы помещаются железные вериги, которые он носил; тут же его келейная икона Богородицы, перед которой неугасимо горит лампада.
Библиотека монастыря содержит в себе немало древних книг и списков. В ней имеется более 200 рукописей и до 150 старопечатных книг, Ризница монастырская — одна из богатейших по ценности и редких по историческим воспоминаниям, хранит в себе, кроме облачений патриарха Никона, много приношений Царственных Особ, всегда благоволивших к этому монастырю и благоговейно чтивших память Никона. В ней также уцелели хорошо сохранившиеся портреты Никона, в облачении во весь рост, писанные масляными красками, евангелие — список с Остромирова, писанное на пергаменте в XV веке, древнейшие золотые сосуды царя Алексея Михайловича; замечательные собственноручные работы священных облачений царевны Татьяны Михайловны; сосуды и золотой крест с мощами, пожертвованный ею же; митры патриарха Никона (одна из которых оценена в 27,000 рублей). Кроме ризницы, монастырь имеет музей, где собраны вещи преимущественно патриарха Никона. При монастыре находятся: двухклассная школа и обширный странноприимный дом, постройка которого была начата в 1892 году, в память 500-летия со дня кончины преподобного Сергия, и скит патриарха Никона, устроенный в 1658 году в четырехэтажном здании, наподобие восточных жилых пиргов (башен).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

«… Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, — селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря – Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой бащни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, — потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, — дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь – купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы – кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах — Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны – юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом.
… По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690-1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской; 2) средняя в южной стене – Сионская; 3) угловая юго-западная – Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад; 4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни); 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей; 6) средняя в северной стороне – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба и 8) угловая северо-восточная называется Дамасской. Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних – удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов».
Цитата из книги «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М., 1903.» по публикации в «Крестный путь патриарха Никона», М., 2000, стр. 54, 55.

Воскресенский монастырь всегда был царским богомольем. В его «великой церкви» находились приделы в честь Небесных покровителей членов дома Романовых, устроенные на пожертвования государей императоров. К началу ХХ века храм насчитывал 29 приделов. Из них 14 приделов воспроизводили Иерусалимские первообразы, а 15 были освящены в соответствии с пожеланиями вкладчиков, в числе которых входили как знатные особы, так и обычные богомольцы. В начале ХХ века Воскресенский монастырь становится одним из центров русского паломнмчества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. 12 апреля 1903 года Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь посетил император Николай II с Августейшей семьёй. Ещё в кон. ХIХ века попечением архимандрита Андрея (Садовского) близ Святых врат монастыря была построена школа из красного кирпича, двухэтажное здание которой дошло до нас в первоначальном виде. В это время строится за оградой монастыря вместо деревянного сооружения, каменная гостиница для богатых паломников и странноприимный дом для неимущих. К 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 000 человек. Революционные события в России, приведшие в 1917 году к установлению новой политической власти, крайне враждебно настроенной к религиозным чувствам верующих, повлекли за собой цепь последующих событий… Не остался в стороне и Новый Иерусалим. Разорённая и кощунственно попранная Воскресенская святыня в июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов была закрыта, а спустя год получила свой новый жизненный статус — краеведческий музей «Новый Иерусалим». В фондах действующего Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим» хранится доска с таким текстом: «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины всероссийского значения»…
С 1921 года на территории бывшего монастыря работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии. В начале Великой Отечественной войны, 10 декабря 1941 года, немецко-фашисткие войска (сапёры 614-го полка дивизии СС «Райх»), отступая от Москвы, взорвали собор Воскресения Христова с 65-метровой колокольней, а также верхние ярусы Надвратного храма и башен монастырской ограды. Факт уничтожения Ново-Иерусалимского монастыря фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из преступлений фашизма перед русским народом и человечеством. Отметим интересный момент, ярко свидетельствующий о том, насколько важным был для советского руководства Новый Иерусалим. В 1942 году начинается разработка проекта восстановления и реконструкции города Истры под руководством А. Щусева. После произведения обмеров уцелевших частей Ново-Иерусалимского монастыря бригада Академпроекта, в состав которой в качестве экспертов входили И.Э. Грабарь, Д.П. Сухов, Б.А. Рыбаков, Н.Р. Левинсон и др., в течение зимы 1942-1943 годов разработала восстановительные чертежи монастырских построек. То есть, невзирая на то что идёт война, требующая огромных затрат, указание восстановить памятник поступает с самого верха политического руководства СССР. Нельзя здесь умолчать и о чудесном факте: всё, что было заложено и освящено самим Патриархом Никоном, уцелело. Это относится к Голгофской церкви с местом погребения Святейшего Патриарха Никона, церкви Успения Пресвятой Богородицы, где состоялось его отпевание, Камню повития и, наконец, главной святыни храма — Кувуклии Живоносного Гроба Господня, которая после расчистки завалов предстала в том виде, в каком Святейший Патриарх устроил её в ХVII веке, следуя палестинскому первообразу.
Активные реставрационные работы дивного храма-града Новый Иерусалим продолжились и в послевоенное время, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки его главной святыни — Воскресенского собора. В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря к этому времени были восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — ярусной звонницы-колокольни ХVII века. В 70-е годы прошлого столетия огромные денежные средства были выделены на восстановление святой обители, что позволило организовать администрации музея под руководством Нижегородова В.Ф. (директор с 1973 по 1995 год) масштабные восстановительные работы и придать объекту внешне благообразный и достойный памятника такого уровня вид. Но всё же, несмотря на достаточно большую посещаемость туристами, Новый Иерусалим оставался музейным объектом, а значит, не мог осуществлять своего главного предназначения. Только лишь после распада Советского Союза, в период проведения демократических преобразований и реформ, Новый Иерусалим получил то, о чём долгие годы молились верующие горожане и православный русский народ.
После обращения 24 февраля 1994 года Святейшего Патриарха Алексия II к Президенту России Ельцину Б.Н. с просьбой о скорейшем разрешении вопроса о возвращении Воскресенского Иерусалимского монастыря Церкви, глава государства поручил прказом Министерству культуры РФ № 330-пр от 29.03.1994 г. рассмотреть данный вопрос. Спустя полгода, 18 июля 1994 года, Священный Синод Русской Православной Церкви слушал доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Никиты (Латушко) наместником обители. В 2008 году, накануне начала масштабных реставрационно-восстановительных работ, его сменил игумен (ныне архимандрит) Феофилакт (Безукладников). 23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. После осмотра зданий и сооружений обители они приняли решение создать и возглавить Попечительский совет для оказания помощи в их реставрации. Вскоре при Попечительском совете был образован Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.
В 2012 году музей «Новый Иерусалим» перехал из стен монастыря в новое здание по соседству. Все работы выполнял главный подрядчик — ЗАО «Балтстрой» из Санкт-Петербурга. Реставрационно-восстановительные работы в Новом Иерусалиме завершились к концу 2016 года.
Из материала книги-путеводителя «Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь», изд-во Паломник. Москва, 2017 г.

Елеонская гора
Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем.
С лицевой стороны креста был изображен распятый Спаситель, Господь Саваоф и Святой Дух, а на оборотной была сделана памятная надпись: «Водрузися святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо лавры Святаго Живоносного Воскресения, на Святом Сионе, благословением Великаго Господина и Государя Никона, Святейшаго архиепископа царствующего великого града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России Патриарха, того ради, понеж тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, будучи в зачатии лавры сеа на освящении храма Святаго Живоносного Христова Воскресения древянаго и, по освящении церкви, походя окрест монастырского основания, и дошед сего места, возшед на него и посмотря сюду и сюду, на широту пространства полного, и возлюби е, и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази; его ж Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в лавре Святаго Воскресения положи. Лета 7166 года, а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, октября в 18 день».
В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине. В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена.
17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни и храма в честь Святых Жен мироносиц. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. Городской же храм Святых Жен-мироносиц заложен неподалеку от реки Песочни, близ которой Патриарх Никон основал девичий монастырь, «нарицаемый Вифания». В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова.
29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах.
Использованная литература: Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997. Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника. http://www.n-jerusalem.ru/treasures/eleonskaya_gora.html

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями.
Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова. Мысль Патриарха простиралась гораздо дальше: это было, прежде всего, стремление въяве воплотить и прославить идею Руси как духовного центра православного мира. Осуществление грандиозного замысла потребовало многих лет. Строительство монастыря приостанавливалось на время ссылки Патриарха (с 1666 по 1679 гг.).
Начатое при царе Алексее Михайловиче, продолжалось в царствование его сына Феодора Алексеевича, при деятельном участии царевны Татьяны Михайловны. Возведение Воскресенского собора завершилось уже после того, как Патриарх Никон, скончавшийся на пути из ссылки в августе 1681 года, был похоронен в своей любимой Ново-Иерусалимской обители. 18 января (ст. ст.) 1685 года, собор был освящен Патриархом Иоакимом. Спустя год юные цари Иоанн и Петр Алексеевичи даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
Территория, окружавшая монастырь, простиралась на несколько десятков километров. Ее топонимика, все церковные сооружения создавали образ Святой Земли: в центре был расположен холм под названием Сион; холмы вокруг обители именовались Елеонским, Фаворским; села имели названия Преображенское, Назарет, Капернаум; река Истра получила имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Башни монастырских стен имели символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т. д. В самом соборе были воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, храма Обретения Животворящего Креста Господня, Темницы Господней и Темничной церкви во имя Пресвятой Богородицы. Последующие государи династии Романовых продолжали благоустраивать монастырь. В XVIII–XIX веках над созданием его архитектурного ансамбля трудились выдающиеся зодчие – Б. Растрелли, К. Бланк, М. Казаков, А. Воронихин, А. Витберг.
В 1870-е годы возник научный интерес к наследию обители. Архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь восточно-христианских и отечественных памятников письменности издал в 1874 году фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», опубликовав в нем многие ценные документы. Он же основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.
В 1875 году вышло в свет «Описание библиотеки Воскресенского монастыря» архимандрита Амфилохия (Казанского). В монастырском книжном собрании хранились ценнейшие рукописи и старопечатные книги XI–XVIII веков, составившие в начале ХХ столетия особое Воскресенское собрание Синодальной библиотеки, которое ныне находится в Историческом музее.
В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости.
Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора.
Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Cвященный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда.
Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста. Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.
Реставрационные работы в монастыре интенсивно велись на протяжении восьми лет. В 2014 году была восстановлена утраченная в войну колокольня. 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Были освящены пять престолов собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены.
С 2014 года рядом с монастырем существует уникальный музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», оснащенный самым современным оборудованием. На сегодняшний день это практически единственный крупномасштабный проект в России, который решил проблему сохранения и развития музея в связи с его выводом из культового комплекса.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/voskresenskiy-novo-ierusalimskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Утром 26 ноября 1941 года фашисты начали наступление на город Истру, под прикрытием тумана крупная группа эсэсовцев ворвались в Ново-Иерусалимский монастырь, в стенах которого тогда располагался Московский областной краеведческий музей. Собор и надвратная церковь были превращены захватчиками в склады боеприпасов, находившиеся там ценности были разграблены. В здании музея, из которого были выброшены все экспонаты, немцы устроили штаб и госпиталь. Позднее, как известно, при отступлении немцы взорвали Воскресенский собор и надвратную Входо-Иерусалимскую церковь Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Произошло это чудовищное событие 10 декабря 1941 года.
Из журнала: «Московские Епархиальные Ведомости». Выпуск №4-6/2020

Монастырская ограда, построенная в 1690-1694 годах по проекту выдающегося русского зодчего Якова Бухвостова, представляет в плане неправильный шестиугольник. Общая протяжённость стены — около 1 км, высота — 9 метров, толщина — 3 метра. Пять башен из восьми — Давидов дом, Дамасская, Гефсиманская, Сионская и Ефремова — повторяют название врат городской стены Иерусалима. Елизаветинская башня над западными воротами получила своё имя в честь императрицы Елизаветы Петровны, в правление которой был сооружён шатёр над ротондой Гроба Господня взамен каменного, рухнувшего в 1723 году.
Архитектурные формы башен во многом обусловлены восьмигранными и цилиндрическими барабанами глав Воскресенского собора. Особый интерес представляет полукруглый выступ с лестницей внутри, примыкающий к основному обёму каждой башни и увенчанный маленьким шатриком. Таким же выступом на южном фасаде «великой церкви» оформлена лестница, соединяющая первый и второй ярусы храма.
Монастырская ограда сооружена в традициях древнерусского крепостного зодчества. Снаружи она делится на цоколь, нижнюю часть с бойницами подошвенного пушечного боя и верхнюю часть с бойницами для стрельбы из ружей. На уступе расположены бойницы навесного боя — машикули, откуда наступающих поливали кипящими смолой, водой и маслом. С внутренней стороны нижнему бою соответствует аркада, верхнему — боевой ход, ограждённый парапетом. Крепостная стена не использовалась в военных целях и была духовной оградой обители. По её галерее совершались крестные ходы, верхние ярусы башен служили келиями. Юго-западная сторона обители была местом первой деревянной церкви Воскресения Христова. Её разобрали после освящения в 1685 году Воскресенского собора, когда деревянные монастырские постройки стали заменяться каменными.
Вдоль западной части крепостной стены в последней четверти ХVII века были возведены Трапезные палаты с храмом Рождества Христова и Больничные палаты с церковью Трёх Святителей, первоначально находившиеся на южной части деревянной ограды, к которой примыкали келии Патриарха Никона. В северной части монастыря размещаются братские корпуса и дворец царевны Татианы Михайловны (скончалась в 1706 г.), приезжавшей в обитель на богомолье. Все эти сооружения подобны скромной оправе драгоценной жемчужины — храма Воскресения Христова.
Из книги-путеводителя: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. — Истра: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь, 2017

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?