История знаменитого портрета Фёдора Ивановича Шаляпина.

История знаменитого портрета Фёдора Ивановича Шаляпина.

Борис Кустодиев предложил певцу написать его портрет. Причем непременно в шубе, в которой певец пришел к нему в гости.

Шаляпин вспоминал:
«- Ловко ли? – говорю я ему. Шуба-то хороша, да возможно – краденая.
– Как краденая? Шутите, Федор Иванович.
– Да так, говорю, – недели три назад получил ее за концерт от какого-то Государственного Учреждения. А вы, ведь, знаете лозунг: «грабь награбленное».
– Да как же это случилось?
– Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого то, теперь уже не помню какого – «Дома», и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу… Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец – буржуй! Не мог выбрать похуже – выбрал получше.
– Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул».

На втором плане, слева, Кустодиев по просьбе Шаляпина изобразил фигуры двух дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, которых сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца. У Марии на руках маленькая обезьянка.

Рядом с Шаляпиным на картине запечатлена собачка, настоящий любимец певца, бульдог по кличке Ройка.

Большие сложности возникли с этим персонажем портрета, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева:
«Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский бульдог. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее. Собаку отец рисовал дней пять, по часу в день. Она была дрессированная, когда Федор Иванович говорил: «Городовой!» — бульдог падал «замертво».

Изображенный на картине пес принадлежал младшей дочери Шаляпина от второго брака Марине — он подарил ей его на день рождения.

На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. И чтобы не поскользнуться и не упасть на скользкой дороге, певцу приходится облокачиваться на трость, выполненную из ценного дерева.

Кустодиев к времени написания картины был очень болен. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. С 1916 года он был прикован к инвалидному креслу.

Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему. Попутно шла работа в театре над постановкой оперы, над декорациями к которой работал Кустодиев, и Шаляпин сам на руках выносил художника, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.

Картина была завершена в 1921 году. Певцу его портрет понравился. Уехав из России, Шаляпин забрал портрет с собой и до самой своей смерти не расставался с этой картиной, ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух».

В Русском музее хранится уменьшенная авторская копия полотна, а оригинал высотой более чем в 2 метра, на котором и Шаляпин, и собачка были изображены в натуральную величину, певец увез с собой в Париж. Портрет украшал парижскую квартиру Ф.И., а в 1968 г. дочери певца передали его в дар в музей — квартиру Ф.И. Шаляпина в Санкт-Петербурге.

Источник: https://vk.com/wall-212102918_177614

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?