Фасад этого театра будто специально придуман чтобы создавать праздничное настроение. В это легко поверить — ведь архитектором, создавшим здание был Франц-Альберт Шехтель, всегда работавший с искрой.
Кованые фонари, акценты из керамической плитки, геометричные дверные ручки и массивный горельеф скульптора Анны Голбубкиной. Каждая декоративная деталь фасада и интерьера говорит о любви создателей Художественного театра к искусству
В конце 19 века на этом участке в Камергерском переулке появилось первое театральное здание. Крупный нефтепромышленник и меценат Георгий Мартынович Лианозов перестроил одно из своих московских владений так, чтобы сдавать его в аренду театральным труппам. Архитектор Михаил Чичагов разместил в в трех этажах задней части дома зрительный зал и добавил во дворе объем сцены.
Первым арендатором стал Русский драматический театр антрепренера Федора Адамовича Корша. Затем, в 1885 году здесь состоялась премьера «Русалки» Даргомыжского Частной русской оперы Саввы Мамонтова. В 1891 году особняк сдали в аренду французскому антрепренеру Шарлю Омону.
Ну а дальше начинается история появления абсолютно нового театра, концепцию которого придумали Константин Станиславский (Алексеев) и Владимир Немирович-Данченко.
Первые сезоны артисты отработали в театре «Эрмитаж» в Каретном ряду, а в 1902 году переехали в Камергерский. На деньги купца Саввы Тимофеевича Морозова здание было вновь перестроено и приобрело современный нам вид.
Работа по перестройке буквально кипела. Савва Морозов лично присутствовал на строительной площадке, помогая убирать строительный мусор.
Франц-Альберт Шехтель выполнил проект здания в короткие сроки и абсолютно бесплатно, сделав личный вклад в появление нового театра. Еще одним его «подарком» стал знаменитый логотип театра — летящая чайка.
Техническая «начинка» театра была самой современной. Электрическое освещение, заказанное Морозовым заграницей, вращающаяся сцена. Купец-меценат заплатил за новое здание около 300 000 рублей (примерно 300 миллионов современных рубли).
«Я люблю этот серьезный, немного мрачный и задумчивый зал с его темной дубовой мебелью и такими же парапетами лож. Тусклое освещение идет к нему, как сумерки к нашей северной природе. Они навевают думы и располагают к мечтанию»
Воспоминания Константина Станиславского.
Как настоящий архитектор эпохи модерна, Шехтель продумал каждую деталь интерьера. Разработал специальный шрифт, которым сделаны информационные надписи на стенах.
«Дирекция покорнейше просит дам, занимающих отдельные места снимать шляпы»
Сдержанный золотой орнамент идет по всему «Портретному фойе» театра, будто готовя зрителя к встрече с украшениями зрительного зала — сердца театра
Мотив волны, переплетения кривых линий серебряного и коричневого цветов, спирали, завитки. Все, что любил Шехтель, он использовал в декоре МХТ
Шехтель специально отказался от привычных любителям театра бархатных кресел и огромной хрустальной люстры. Дубовые кресла с зелеными сиденьями подходят сюда гораздо лучше
Когда в следующий раз окажитесь в МХТ им. Чехова, постарайтесь зайти в зрительный зал пораньше, чтобы успеть посидеть на самых удобных местах. 8 ряд, места 11 и 12 — именно на этих креслах любили сидеть Станиславский и Немирович-Данченко. Купить билеты на эти места нельзя, но прикоснуться стоит обязательно
Одно из главных правил любого театра — не входить в зрительный зал после третьего звонка. И первыми это ограничение установили именно в Художественном театре (и зрители начала 20 века были страшно этим недовольны)