У Василия Перова много ярких и известных работ. Но в общем списке отдельно стоит выделить картину «Тройка» 1866 года. История её создания поистине уникальна и трагична. В тот период Василий Григорьевич задумался о написании очередного полотна на социально-бытовую тему. Он хотел показать тяжкую и безрадостную жизнь крестьянских детей. Так и родился сюжет легендарной картины. Натурщиков Перов нашёл быстро, однако для центральной фигуры на примете никого не оказалось. В дело вмешался Его Величество случай!
Как-то, проходя по улице, художник заметил крестьянку с сыном, который идеально вписывался в образ подневольного мальчика. Перов уговорил даму разрешить её сыну позировать для полотна. В ходе работы выяснилось, что пацана зовут Васей, он единственный из оставшихся в живых детей своих родителей, и что на него возлагают большие чаяния и надежды. Закончив образ, мастер кисти щедро заплатил натурщику, и попрощался с ним. Картина и впрямь получилась живой! По измождённым лицам детей видно, как трудно им тащить увесистую бочку с водой в ледяную стужу. Мрачность шедевру придают и серые краски, тем самым подчёркивая трагизм подневольного труда. Картину высоко оценил Третьяков и приобрёл её для своей галереи. А вот дальше произошло самое страшное!
Через несколько лет к дому Перова явилась какая-то женщина, утверждавшая, что Василий Григорьевич рисовал некого Васю — её сына. Тут-то художник и вспомнил про картину «Тройка». Крестьянка умоляла продать полотно, предлагала за него любые деньги. Оказалось, что Вася умер и картина Перова — это единственное живое напоминание о нём. Однако художник лишь развёл руками: вряд ли Третьяков согласится вернуть полотно обратно. Тогда Василий Григорьевич отвёл даму в галерею. Увидев Васеньку на «Тройке», женщина упала на колени и расплакалась. Расчувствовался и Перов. Понимая её отчаяние, он бесплатно написал отдельный портрет мальчика и подарил его крестьянке. Вот такая драматичная история «Тройки».