Петербург. Юсуповский дворец.
На момент октябрьского переворота 1917 года Юсуповский дворец был богатейшим частным дворцом Петербурга, а его художественная коллекция была самым ценным частным собранием в России.
Наркомом просвещения А. Луначарским дворцу была выдана охранная грамота, что уберегло его от прямого разграбления, но не помешало впоследствии постепенно лишить дворец почти всех ценностей и в значительной степени уничтожить интерьеры.
В Феврале 1919 года дворец Юсуповых был национализирован, после чего, из различных государственных ведомств, в него стали поступать поступать постоянные требования, о выдаче им того или иного дворцового имущества, которое считалось обиходным и не ценным.
Начиная с февраля 1919 года и фактически по 1925 год из дворца выдали (помимо действительно обиходных вещей) свыше 1000 единиц различной мебели: диваны, стулья, кресла, столы и т.п. (но, как может быть обиходной мебель во дворце?). Кроме того, огромное количество текстиля из исторических интерьеров: портьеры, ковры, скатерти и т.п. Вполне понятно, что обиходностьxе или музейная ценность того или иного предмета определялась просто на глаз.
В апреле 1919 года зачем-то разобрали до основания и уничтожили знаменитую оранжерею, которая ещё совсем недавно славилась на весь Петербург коллекцией экзотических растений. Студенты расположенного рядом с дворцом техникума, просили власти отдать им оранжерею, гарантируя уход за растениями и сохранность помещения, но им было отказано.
В апреле 1919 года началось передача драгоценностей, в этот период из Юсуповского дворца в Госбанк было передано 80 пудов (1 тонна 304 кг) серебра, 1 пуд (16,3 кг) золота и 4 ящика с драгоценностями. Полные и подробные описи всего выданного не сохранились. Судьба абсолютного большинства этих драгоценностей неизвестна.
Некоторые единичные предметы впоследствии всё-таки передали в музеи Ленинграда, но даже и там происходили непонятные казусы. Известно, что Эрмитаж, по какой то причине, не захотел принять большие серебряные фигуры, изображающие родословную князей Юсуповых (эти фигуры впоследствии также пропали).
В мае 1919 года в Госбанк из дворца была выдано ещё 8 ящиков серебра, теперь уже без указания веса, но с более-менее подробной описью, например: «Хрустальная чаша в серебряной оправе, на ручках орлы, ножки в виде львов». В июне того же года из дворца в Госбанк выдали последние, остававшиеся там золотые предметы: 25 особенно ценных золотых тарелок и ложек: «очень тонкой работы, гравированы львиные морды».
Должностные лица, управлявшие дворцом в этот период, неоднократно и нагло злоупотребляли своим положением. Например, завхоз дворца Ф. Прусян, обставил свою квартиру мебелью из дворца, а также забрал себе 4 ценные картины, среди них шедевр коллекции — картину художника Ж.Б. Грёза «Девочка с собачкой». Этот случай был выявлен, но сколько подобных инцидентов прошло незаметно?
Первая полноценная опись музейного имущества была проведена только в июне 1919 года, уже после того, как прошли все указанные выдачи и разграбления. Всего было описано 15 064 предмета, но это только то, что посчитали музейными предметами (очевидно, что количество ценных вещей было намного больше).
Посмотрим, что же было в той описи:
1182 картины,
933 рисунка,
1633 гравюры,
8601 изделий из фарфора,
2288 предметов мебели и бронзы (часы, люстры, подсвечники и т.п.),
240 табакерок,
152 ценных ковра и гобелена,
100 единиц старинного оружия.
Кроме того, античная, западно-европейская и русская скульптура, миниатюры, финифть, слоновая кость, эмаль и серебряные изделия. А также музыкальные инструменты, скрипки Амати, Страдивари и
абсолютно уникальная (в мире сохранилось всего 6 штук подобных) итальянская скрипка 1517 года.
В августе 1919 года в Юсуповском дворце открыли музей дворянского быта, он пользовался значительным успехом, поскольку многие хотели посмотреть, как жили Князья и место где убили Распутина.
В 1925 году советское правительство приняло решение закрыть музей, как несоответствующий задачам пролетарского воспитания молодёжи.
Сохранилась лишь парадная лестница — один из немногих интерьеров Юсуповского дворца, который полностью дошёл до наших дней, здесь подлинные не только отделка стен, но и люстра, большой напольный канделябр и итальянские скульптуры XVIII века в нишах.
Многие деятели культуры пытались отстоять Юсуповский дворец и его коллекции, но всё было бесполезно. Началась самая настоящая вакханалия по дележу музейного имущества, на шедевры коллекции одновременно претендовали Эрмитаж, Русский музей, Московский музей Изобразительных Искусств, а также стервятники в лице «Госторга» и «Антиквариата», которые занимались реализацией ценных вещей на западе и в комиссионных магазинах Москвы и Ленинграда.
В сухом остатке большинство шедевров из коллекции Юсуповского дворца были проданы на западных аукционах или пропало безвести. Для справки: из 1182 картин 492 были переданы в различные музеи СССР (но, очень вероятно, что в годы музейных распродаж 1930-х годов, многие картины потом были проданы и оттуда), а 690 оставшихся картин были реализованы через конторы «Госторга» и «Антиквариата», в том числе на западных аукционах.
Из 791 икон и предметов культа до наших дней не дошло ни одного предмета. Из 580 предметов старинной мебели (мы помним, что свыше 1000 единиц мебели расхитили ещё до открытия музея), в Эрмитаж было передано всего 95 предметов, а в Русский музей 64, остальная мебель сгинула в непонятном направлении. Из 8601 фарфоровых изделий в настоящее время в Эрмитаже — 514 предметов, а в Русском музее — 47. Из 74 предметов из эмали и финифти в Эрмитаже сейчас всего 1 единица.
После закрытия музея, Юсуповский дворец передали Дому Культуры работников Просвещения. Надо отдать должное учителям, они достаточно бережно относились к отделке интерьеров и значительная часть из них дошла до наших дней.
Но, что же сегодня украшает интерьеры Юсуповского дворца? Во дворце осталось очень небольшое количество предметов убранства, и в частности, подлинной мебели, которая была оставлена учителям после закрытия музея.
Наверное, многие обращали внимание, что в целом комнаты и стены дворца производят впечатление полупустых, особенно это заметно в больших залах: Римском, Николаевском, «Прециозе» и других, изначально предназначенных для размещения большого количества музейных предметов.
Значительная часть современного убранства дворца была докуплена (по аналогии со старыми фото) после 1991 года, но и эта мебель, как правило, более простая, чем была и не является исторической, а во многих случаях вообще произведена уже в наши дни.
Если бы коллекции Юсуповского дворца были сохранены, то, в частности, собрание французского искусства (живописи, скульптуры, мебели) XVIII — начала XIX века было бы самым большим и полным по составу знаменитых имён после собрания Лувра во Франции.
Но, как говориться, что произошло, то произошло…
Источник: «Культур-трегер»,