История русской усадьбы и образ жизни её обитателей. Часть 4.
Жизнь в усадьба четко делилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и хозяйственным центром вседневной жизни усадьбы был мужской кабинет. Однако, обставляли его почти всегда очень скромно. На протяжении всего XVIII столетия, когда интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина, кабинет хозяина принадлежал чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы . Здесь все было предназначено для уединенной работы. Практически всю его обстановку составляла аскетичная дубовая мебель , с очень неброской обивкой , да скромные настольные часы . Письменные столы не жаловались. Предпочтение оказывалось секретерам , конторкам , бюро .
Барский кабинет, в отличие от покоев хозяйки, почти не украшался и весьма скромно декорировался. Непременными считались лишь изысканный графин и рюмка для » утрешнего употребления » вишневки или анисовки, да курительная трубка. Курение на рубеже веков стало целым символическим ритуалом. В гостиной и в зале никогда никто не курил даже и без гостей в своей семье, чтобы, сохрани Бог, как — нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла . Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года.
Именно здесь, в кабинете хозяина усадьбы, отчитывались управляющие, писались письма и распоряжения, подсчитывался оброк, принимались попросту соседи, обсуждались проекты усадебных архитекторов.
Поскольку мужской кабинет предназначен для работы, основную роль в его интерьере играли книги. Часть книг была необходима для успешного ведения хозяйства. В тихих усадебных кабинетах формировалась мода на чтение.
Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы, то его парадным лицом служила гостиная или зала. Такое разделение на домашнее и гостевое, повседневное и праздничное было свойственно всей дворянской эпохе. Одним из следствий такого деления всей жизни дворянской стала дифференциация усадебных интерьеров на » парадные апартаменты » и » комнаты для фамилии «. В богатых усадьбах гостиная и зала служили разным целям, в большинстве же домов они прекрасно совмещались.
Современники, безусловно, воспринимали залу или гостиную как парадный, и оттого официально — холодный апартамент. Зала, большая, пустая и холодная , в два — три окна на улицу и четыре во двор , с рядами стульев по стенкам , с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам, с большим роялем у стены; танцы, парадные обеды и место игры в карты были ее назначением. Затем гостиная, тоже в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана — кресла, козетки столики, а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену. Потолок залы непременно украшался пышным плафоном, а пол паркетными вставками с особым рисунком. Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели. Холодные — белые, голубые, зеленоватые тона всей гостиной лишь слегка поддерживались золотом и охрой. Центром залы почти всегда оказывался большой парадный портрет ныне царствующей особы в непременной золоченой раме. Его располагали нарочито симметрично по главной оси гостиной и отдавали те же почести, что и самим государям.
В начале XIX века гостиные » теплеют «. Теперь они уже окрашены в розоватые или охристые теплые тона. Пышную золоченую мебель сменяет более строгая красного дерева. Из дамских кабинетов переходят сюда рукоделия. А в холодных прежде каминах каждый вечер зажигается огонь, отгороженный от залы расшитыми каминными экранами .
Да и предназначение гостиных меняется. Теперь здесь проходят праздники семейные, тихие. Часто домочадцы собираются за семейным чтением. Вся семья по вечерам садилась в кружок, кто — нибудь читал другие слушали: особенно дамы и девицы.
В самом конце XVIII столетия появляется в усадебном доме женский кабинет. Этого потребовал сентиментальный век, с его образами нежной жены и деловитой хозяйки. Теперь, получив образование, женщина сама формировала духовный облик не только своих детей, но и дворовых людей, вверенных ее попечению. День дворянки, особенно в сельской усадьбе, был заполнен заботами до отказа. Утро ее начиналось в уединенном кабинете, куда шли за приказом с отчетом , за деньгами , с дневным меню .
Однако, с течением дня функции женского кабинета меняются . Деловым всегда остается утро. А днем, и особенно, вечером кабинет хозяйки превращается в своеобразный салон. Само понятие салона , где исполнители и аудитория меняют друг друга, где ведутся разговоры обо всем и ни о чем , куда приглашают знаменитостей, сформировалось в конце XVIII века .
В своем усадебном кабинете хозяйка принимала самых близких родственников, друзей, соседей. Здесь она читала, рисовала, занималась рукоделием . Здесь же вела обширную переписку . Потому женский кабинет всегда отличался особым уютом и теплотой. Стены окрашивались в светлые тона, оклеивались обоями. Цветочный декор, такая же цветочная роспись покрывали потолок. Пол складывался уже не из яркого наборного паркета, а застилался цветным ковром. К теплу общения в женском кабинете добавлялось каминное тепло. Печи, камины здесь обильно украшали фаянсовыми плитками с рельефами на темы античной мифологии.
Но главную роль в женском кабинете несомненно играла художественная мебель. Простенки между окнами занимали большие зеркала, опирающиеся на изящные столики. В них отражались портреты акварели, вышивки. Сама мебель теперь выполнялась из карельской березы. Небольшие круглые столики и столики — бобики , кресла и бюро позволяли хозяйке кабинета самой выстраивать необходимый уют . При этом единое пространство кабинета старались разбить на несколько уютных уголков , каждый из которых имел свое предназначение .
Особо почетное место среди парадных покоев усадьбы занимала столовая. Вместе с тем, столовая и необходимое повседневное помещение. Именно здесь семья чувствовала себя единством. После того, как столовая становится в один ряд с самыми парадными помещениями дворянской усадьбы, ее начинают особым образом украшать. Стены этой светлой залы обычно не украшались шпалерами или модными шелковыми тканями — они впитывают запахи. Зато широко использовались росписи и масляные живописные полотна . Кроме натюрмортов , естественных в столовой , здесь часто располагали картины на исторические темы или фамильные портреты , что еще больше подчеркивало парадность помещения. В усадьбах, где сменилось несколько поколений, столовые часто становились местом хранения семейных реликвий. Иногда ту же размещали целые коллекции .
А вот мебели в столовых старались ставить как можно меньше — только ту, что необходима. Стулья были, как правило, очень простые, так как основным требованием к ним было удобство — обеды подчас длились весьма долго . Столы же постоянно вообще могли не стоять. Их часто делали раздвижными и выносили лишь во время обеда в зависимости от количества гостей . Однако в середине XIX столетия огромный стол уже занимает почти все пространство столовой .
Обязательны в столовых XVIII века буфеты — горки, на которых выставляли различные предметы из фарфора, стекла. Той же цели служили маленькие консольные столики, прикрепленные к стене. С накоплением семейных коллекций такие буфеты и столики сменились большими застекленными шкафами , в которых располагались коллекционные вещи .
Особое место в русских столовых XVIII — XIX века принадлежало фарфору. Без него не мыслилась ни одна усадьба. Он выполнял не столько бытовую, сколько представительную функцию — говорил о богатстве и вкусе хозяина. Потому хороший фарфор специально добывали и коллекционировали. Специально изготовленные на заказ фарфоровые сервизы были редкостью даже в очень богатых домах и потому весь набор посуды собирался буквально из отдельных предметов . И лишь к концу XVIII века фарфоровые сервизы прочно занимают место на обеденных столах русской знати .
Металлической посудой в усадьбах практически не пользовались , она была золотой или серебряной. При этом, если золотая посуда говорила гостям о богатстве хозяина, то фарфор — об утонченных вкусах. В домах же победнее такую же представительскую роль играла оловянная посуда и майолика .
В XVIII веке в усадьбах появляется несколько спальных комнат . Парадными спальными — гостиными никогда не пользовались. Это были чисто представительские комнаты. Днем отдыхали во «вседневных опочивальнях». Ночью спали в личных спальнях, которые располагались в личных покоях хозяина, хозяйки и их детей .
Здесь , в спальне начинался и завершался день владельцев усадьбы . По православной традиции отход ко сну всегда предварялся вечерней молитвой . В спальне же находились особо почитаемые в семье иконы. Чаще всего это были иконы с образом Божьей Матери. Благочестивость хозяев выражалась в обильном украшении икон. Для них заказывали дорогие серебряные и золотые оклады, отделанные чеканкой, гравировкой, камнями. Особо дорогие иконы предпочитали лично украсить шитым бисером или речным жемчугом окладом. Часто среди крепостных усадебных мастеров были свои иконописцы. А местную церковь и всех ее служителей помещик, как правило, содержал за свой счет.
Естественным украшением усадебных спален служили многочисленные драпировки из дорогих тканей. Из таких же тканей делались пышные завесы на окна, надкроватные балдахины, украшавшиеся букетами из перьев. Мягкую мебель для сидения здесь старались обивать такой же тканью , создавая , таким образом , гарнитур .
Жизнь в усадьба четко делилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и хозяйственным центром вседневной жизни усадьбы был мужской кабинет. Однако, обставляли его почти всегда очень скромно. На протяжении всего XVIII столетия, когда интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина, кабинет хозяина принадлежал чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы . Здесь все было предназначено для уединенной работы. Практически всю его обстановку составляла аскетичная дубовая мебель , с очень неброской обивкой , да скромные настольные часы . Письменные столы не жаловались. Предпочтение оказывалось секретерам , конторкам , бюро .
Барский кабинет, в отличие от покоев хозяйки, почти не украшался и весьма скромно декорировался. Непременными считались лишь изысканный графин и рюмка для » утрешнего употребления » вишневки или анисовки, да курительная трубка. Курение на рубеже веков стало целым символическим ритуалом. В гостиной и в зале никогда никто не курил даже и без гостей в своей семье, чтобы, сохрани Бог, как — нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла . Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года.
Именно здесь, в кабинете хозяина усадьбы, отчитывались управляющие, писались письма и распоряжения, подсчитывался оброк, принимались попросту соседи, обсуждались проекты усадебных архитекторов.
Поскольку мужской кабинет предназначен для работы, основную роль в его интерьере играли книги. Часть книг была необходима для успешного ведения хозяйства. В тихих усадебных кабинетах формировалась мода на чтение.
Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы, то его парадным лицом служила гостиная или зала. Такое разделение на домашнее и гостевое, повседневное и праздничное было свойственно всей дворянской эпохе. Одним из следствий такого деления всей жизни дворянской стала дифференциация усадебных интерьеров на » парадные апартаменты » и » комнаты для фамилии «. В богатых усадьбах гостиная и зала служили разным целям, в большинстве же домов они прекрасно совмещались.
Современники, безусловно, воспринимали залу или гостиную как парадный, и оттого официально — холодный апартамент. Зала, большая, пустая и холодная , в два — три окна на улицу и четыре во двор , с рядами стульев по стенкам , с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам, с большим роялем у стены; танцы, парадные обеды и место игры в карты были ее назначением. Затем гостиная, тоже в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана — кресла, козетки столики, а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену. Потолок залы непременно украшался пышным плафоном, а пол паркетными вставками с особым рисунком. Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели. Холодные — белые, голубые, зеленоватые тона всей гостиной лишь слегка поддерживались золотом и охрой. Центром залы почти всегда оказывался большой парадный портрет ныне царствующей особы в непременной золоченой раме. Его располагали нарочито симметрично по главной оси гостиной и отдавали те же почести, что и самим государям.
В начале XIX века гостиные » теплеют «. Теперь они уже окрашены в розоватые или охристые теплые тона. Пышную золоченую мебель сменяет более строгая красного дерева. Из дамских кабинетов переходят сюда рукоделия. А в холодных прежде каминах каждый вечер зажигается огонь, отгороженный от залы расшитыми каминными экранами .
Да и предназначение гостиных меняется. Теперь здесь проходят праздники семейные, тихие. Часто домочадцы собираются за семейным чтением. Вся семья по вечерам садилась в кружок, кто — нибудь читал другие слушали: особенно дамы и девицы.
В самом конце XVIII столетия появляется в усадебном доме женский кабинет. Этого потребовал сентиментальный век, с его образами нежной жены и деловитой хозяйки. Теперь, получив образование, женщина сама формировала духовный облик не только своих детей, но и дворовых людей, вверенных ее попечению. День дворянки, особенно в сельской усадьбе, был заполнен заботами до отказа. Утро ее начиналось в уединенном кабинете, куда шли за приказом с отчетом , за деньгами , с дневным меню .
Однако, с течением дня функции женского кабинета меняются . Деловым всегда остается утро. А днем, и особенно, вечером кабинет хозяйки превращается в своеобразный салон. Само понятие салона , где исполнители и аудитория меняют друг друга, где ведутся разговоры обо всем и ни о чем , куда приглашают знаменитостей, сформировалось в конце XVIII века .
В своем усадебном кабинете хозяйка принимала самых близких родственников, друзей, соседей. Здесь она читала, рисовала, занималась рукоделием . Здесь же вела обширную переписку . Потому женский кабинет всегда отличался особым уютом и теплотой. Стены окрашивались в светлые тона, оклеивались обоями. Цветочный декор, такая же цветочная роспись покрывали потолок. Пол складывался уже не из яркого наборного паркета, а застилался цветным ковром. К теплу общения в женском кабинете добавлялось каминное тепло. Печи, камины здесь обильно украшали фаянсовыми плитками с рельефами на темы античной мифологии.
Но главную роль в женском кабинете несомненно играла художественная мебель. Простенки между окнами занимали большие зеркала, опирающиеся на изящные столики. В них отражались портреты акварели, вышивки. Сама мебель теперь выполнялась из карельской березы. Небольшие круглые столики и столики — бобики , кресла и бюро позволяли хозяйке кабинета самой выстраивать необходимый уют . При этом единое пространство кабинета старались разбить на несколько уютных уголков , каждый из которых имел свое предназначение .
Особо почетное место среди парадных покоев усадьбы занимала столовая. Вместе с тем, столовая и необходимое повседневное помещение. Именно здесь семья чувствовала себя единством. После того, как столовая становится в один ряд с самыми парадными помещениями дворянской усадьбы, ее начинают особым образом украшать. Стены этой светлой залы обычно не украшались шпалерами или модными шелковыми тканями — они впитывают запахи. Зато широко использовались росписи и масляные живописные полотна . Кроме натюрмортов , естественных в столовой , здесь часто располагали картины на исторические темы или фамильные портреты , что еще больше подчеркивало парадность помещения. В усадьбах, где сменилось несколько поколений, столовые часто становились местом хранения семейных реликвий. Иногда ту же размещали целые коллекции.
#усадьбы58 #молпарламентпенза #пенза #рвио #рго #мгер #penza #молправ58 #рсо #ЗабытыеМестаПензенскойОбласти #ПоСледамЗабытыхУсадеб58