6 сентября 1817 года в Москву доставили памятник нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Он был отлит в Санкт-Петербурге и транспортировался водным путём через Нижний Новгород. Впервые в истории Москвы был установлен монумент не государю, а в честь народных героев, возглавивших освободительную борьбу против внешнего врага.
Примечательно, что и строился памятник не на казенные, а на народные деньги. Инициаторы проекта – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств — собирали пожертвования со всей империи. В 1808 году во все уголки страны были разосланы гравюры с утвержденным проектом монумента — «дабы оный был известен всем Россиянам». За три года удалось собрать 136 тысяч рублей.
Работы по созданию памятника начались в 1804 году. Руководил ими российский скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос, а отливка была поручена Василию Екимову – литейному мастеру Академии Художеств. По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало недовольство государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял наравне рядом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить. При этом скульптор не погрешил против правды: Пожарский получил в бою тяжелые раны, потому он и сидит, осторожно вытянув больную ногу.
Несмотря на внушительные размеры, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной. Не удивительно, что литейщик Екимов получил от императора премию 20 000 рублей и орден Анны II степени, а скульптор Мартос — пожизненную пенсию 4 000 рублей в год.
Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где собирали ополчение, но император Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде — под стенами Кремля у церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение — стоит уменьшенная копия московского монумента.
В Москву скульптуру доставляли водным путем: через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. Перевозка заняла несколько месяцев — с 21 мая по 6 сентября 1818 года. Столь долгий срок объясняется запланированной остановкой в Нижнем Новгороде. Свидетельство о той памятной остановке есть в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… Граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».
По прибытии скульптурную композицию установили напротив ворот Верхних торговых рядов. По замыслу архитектора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая прогнать поляков из Москвы. В 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, так как он мешал проведению парадов на Красной площади.
Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с изваяния сняли покрывало. Одна из московских газет так описывала это событие: «Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».
Пьедестал памятника сделан из трех цельных кусков гранита, привезенного из Финляндии, а знаменитые барельефы «Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков» — из бронзы. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади считается лучшим творением скульптора Мартоса. Кстати, в одном из барельефов он поместил свой автопортрет. Это крайняя слева фигура отца, отдающего своих сыновей в ополчение. Эта сцена автобиографична, так как сын скульптора добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812 года.
Известно, что Александр Пушкин считал, что в посвящении на постаменте — «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия» — есть фактическая ошибка. Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».
#МосковскиеЗаписки