История появления новогодних открыток в России
Традиция дарить новогодние открытки пришла в Россию из Англии. Там первая открытка появилась в 1843 году; художник Джон Хорсли изобразил семью чиновника Генри Коула (по просьбе которого была сделана иллюстрация) и подписал на иллюстрации: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Открытка произвела настоящий фурор – с нее отпечатали около 1000 экземпляров, а спустя два десятилетия начался массовый выпуск новогодних открыток.
В Россию первые рождественские открытки привозили купцы из-за границы, в основном из Англии и Германии. Открытки сопровождались поздравительным текстом на английском или немецком языках, однако душа россиян требовала поздравлений на родном языке. Поэтому всё чаще русские промышленники закупали рождественские открытки, на которых было только изображение, а поздравление «С Рождеством Христовым!» наносили на него позже. Из-за этого открытки стоили дороже и считались роскошью. Когда их начали печатать в Германии специально для России, открытки стали дешевле и доступнее для многих людей.
Когда появились первые почтовые карточки с иллюстрациями в России — вопрос очень интересный. По одной из гипотез в 1872 году была выпущена в свет небольшая партия поздравительных открыток, на которых разместили репродукции картин известного тогда художника-живописца Николая Каразина. Но до нас ни одной такой открытки не дошло. Вернее, в коллекциях имеются каразинские открытки, но гораздо более позднего времени, например 1890-х годов.
По другой версии в России почтовые карточки с иллюстрациями появились только в 1895 году — это были открытки, украшенные фотографиями видов Москвы. А рождественские и новогодние открытки появились у нас и того позднее — только в 1898 году, когда благотворительная Община святой Евгении организовала собственное издательство и начала их изготовление.
Община состояла в основном из сестер милосердия, которые помогали фабричным рабочим, постоялицам женских приютов, воспитанникам детских колоний и прочим представителям «низших слоев».
Для того чтобы обучать персонал, закупать лекарства и медикаменты, нужны были деньги, и немалые. И именно чтобы получить их, в конце XIX века был начат выпуск первых российских рождественских открыток в издательстве Общины святой Евгении. Причем удалось привлечь к их оформлению знаменитых художников, таких как Елизавета Меркурьевна Бём и даже Илья Ефимович Репин. Уже через день-два после начала продаж покупатели смели с прилавков все запасы свежеотпечатанных открыток, и пришлось изготавливать дополнительный тираж.
В России начался открыточный бум. Этому способствовал и указ 1894 года, согласно которому можно было пересылать открытки, выпущенные частными издательствами. Изготовление открыток было весьма прибыльным делом и для увеличения продаж книжные издательства акцентировали внимание покупателей на национальном самосознании. Одно из издательств гордо сообщало своим читателям:
«Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где всё так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».
Рождественские открытки в дореволюционной России стали настоящим искусством. Разнообразие форм и материалов, из которых они изготавливались, трудно описать: глянцевые, из папье-маше, тиснённые и отделанные текстилем, тесьмой и блёстками, на полотняном картоне, гравюрные с золотым обрезом и плюшевые… Фантазия художников не знала границ, ведь Россия была единственной страной из 23 государств Всемирного почтового союза, которая не придерживались установленного международного стандарта величины открытки (9×14 см) и не ограничивала художников, позволяя им рисовать открытки любого размера.
На рождественских открытках изображались как библейские сюжеты, так и моменты жизни обычных людей: картины деревенского быта, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Особенно часто рисовали детей в виде ангелов, а также детские зимние забавы.
Очень быстро открытки от российских художников стали превосходить своих заграничных «собратьев» качеством исполнения и необычными сюжетами. В дореволюционной России открытки приравнивали к произведению искусства, ими даже украшали интерьер!
После Октябрьской революции празднование Рождества и Нового года было запрещено, и традиция обмена открытками временно прекратилась. Вторую жизнь этот обычай получил во время Великой Отечественной войны. Но это уже другая история…
#НовыйГод@word_is_part_of_soul #традиции@word_is_part_of_soul
#праздники@word_is_part_of_soul #Россия@word_is_part_of_soul