История елочной игрушки в России
Обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России при Петре I. По высочайшему указу от 20 декабря 1869 года ель стала символом новогоднего праздника — ею надлежало украшать городские улицы и дома, однако специально наряжать само дерево не предписывалось.
После смерти царя на долгие столетия про это украшение к Новому году забудут, пока вновь его не привезет в Петербург жена Николая I, прусская принцесса. Зажиточные торговцы из Швеции, Германии и Швейцарии, жившие в Петербурге, с радостью поддержали свою родную традицию и стали украшать ели. Её подхватывают в высших кругах русской аристократии, и со второй половины ХIХ столетия этот праздник становится подлинно семейным, преимущественно детским, и широко отмечается уже и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей и творческой интеллигенции.
На публике новогоднюю красавицу впервые установили в 1852 году в Санкт-Петербурге, в здании Екатерингофского вокзала. Государственные служащие украсили дерево обычной разноцветной, а также золотой бумагой, гладкой и с тиснением. Гости вокзала были поражены переливающимися красками на зелёном дереве.
«О, какой свет! О, какая ёлка! Да и не елка это, он и не видал ещё таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки»
Федор Достоевский, «Мальчик у Христа на ёлке», 1876 год
В усадьбах украшали елку дорогими лентами и накрахмаленными кружевами, конфетами и фруктами, орехами и золочеными шишками. В лавках продавали золотой и серебряный порошок и книжечки потали — тонкие листы сусального золота и серебра для золочения и серебрения орехов.
Вот как пишет об этом Валентин Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»:
«Орехи были как зеркальное золото, и сияли они, как церковные купола, отражая солнце и небо. И сияли они так потому, что их не красили так называемой «золотой краской», а покрывали сусальным золотом, которое продавалось в виде книжечек, состоящих из двадцати тончайших листиков настоящего золота, переложенных папиросной бумагой».
А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: канитель (тонкие металлические нити) и даже драгоценности. Про покупку стеклянных елочных игрушек не шло и речи, для большинства людей это было недоступно, привозные, немецкие и чешские стоили немыслимых денег, а своего производства в России на тот момент не было.
Потому популярными были картонные игрушки с тиснением — картонажи. Их называли «дрезденки», поскольку привозили именно из столицы Саксонии, где рождественские традиции были всегда крепки. Они были сравнительно недорогими и относительно красивыми. Их склеивали из двух половинок штампованного картона и покрывали блестящей медной или алюминиевой фольгой.
Во многих домах вошло в традицию «освещать» или «зажигать» ёлку. Долгое время на ёлки крепили настоящие свечи, что нередко приводило к драматическим последствиям. Мода на электрические гирлянды пришла только к концу XIX века, но они были дорогим удовольствием и вплоть до середины ХХ века на елях в прямом смысле слова «зажигали свечи».
Среди «съедобных» елочных украшений в конце XIX столетия встречались самые ранние игрушки российской тематики – козули. Козули — это вид северо-русских пряников из ржаного теста с глазурью. Они выпекались на Рождество и часто хранились в доме до следующего года. Козули могли изображать домашних животных, ангелов, звезд, виноград и даже вазы с цветами.
К рубежу XIX и XX веков в русских домах конфеты и яблоки стали заменять игрушками из ваты, которые задержались в России в качестве ёлочных украшений на десятки лет. Ватных зверей и кукол-барышень, ремесленников и солдат накручивали на проволочный каркас, покрывали лаком и раскрашивали.
Ещё игрушки делали из выпуклого тонированного картона: фигурки склеивали из двух половинок, чтобы, когда они раскачивались на ёлке, со всех сторон они выглядели одинаково. Также на ёлках можно было встретить игрушки из папье-маше.
Бедняки украшали рождественское дерево шишками, обёрнутыми «золотой» или серебристой фольгой из-под чая, ярко раскрашенными катушками из-под ниток, деревянными бусами. На елку обязательно вешали грецкий орех, тоже обернутый, замаскированный среди такой же формы муляжей; кто его найдет, тому весь год удача светит.
Прятать вкусности на елке было принято и в дворянских домах, но там для этого были специальные сюрпризницы — игрушки с небольшой полостью или коробочкой внутри, в которых прятали маленькие подарки и сладости: шоколадные игрушки, марципановые фигурки, сахарные розы, пряники, конфеты и драже.
«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»
«Северная пчела», 1841 год
В середине XIX века появились многочисленные артели, которые занялись производством гирлянд и цепей, сделанных из тонкой фольги в виде хвои, длинных тонких нитей из той же фольги, впоследствии прозванных «дождиком».
Первые стеклянные игрушки появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Местные крестьяне довольно быстро обучились стеклодувному ремеслу и на дому начали открывать мастерские. Первыми из елочных украшений появились бусы. Именно в России придумали наряжать ель этим женским украшением. Изготовлением стеклянных бус занималась вся семья: стеклодув на маленькой горелке выдувал бусины, жена их красила, дети нанизывали на конский волос.
Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, на предприятии стеклодувного промысла правнука сподвижника Петра I князя А. С. Меншикова. Здесь производились сначала ёлочные стеклодувные бусы длиной до четырёх метров, затем последовали стеклянные шары, самоварчики и чайнички, фигурки животных и сказочных персонажей. Датой основания промысла клинской ёлочной игрушки считается 1887 год (позднее здесь основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние украшения).
Примерно в это же время появляются бенгальские огни.
«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками»
Сергей Потресов. «Рождественский рассказ»
Несмотря на распространение фабричных игрушек из стекла, из-за своей дороговизны они вплоть до середины ХХ века не могли вытеснить с ёлки изделия из папье-маше и картона. По мере того, как обычай украшать ели распространялся по России, в семьях привыкли самостоятельно мастерить рождественские игрушки. Накануне праздника женская половина семьи проводила вечера за изготовлением картонных зверей, ангелов и снежинок. Считалось, что процесс хранил в себе воспитательный смысл, а сама традиция украшения ели перестала быть только аристократической и постепенно объединяла вокруг себя все сословия в России. Хотя, безусловно, общенародной ей было суждено стать уже в годы советской власти, но это уже другая история.
#НовыйГод@word_is_part_of_soul #традиции@word_is_part_of_soul
#праздники@word_is_part_of_soul #Россия@word_is_part_of_soul