«Зло необходимо пресекать силой»: историк Аркадий Минаков о философии Ильина

«Зло необходимо пресекать силой»: историк Аркадий Минаков о философии Ильина

Ивана Ильина называют одним из главных идейных вдохновителей В. Путина, и называют неслучайно: президент неоднократно цитировал философа. Об Ильине и его наследии рассказывает доктор исторических наук Аркадий МИНАКОВ, профессор Воронежского государственного университета.

– Насколько добровольно покинул Ильин Советскую Россию в 1922 году?

– Абсолютно недобровольно. Уже будучи на тот момент одним из крупнейших русских философов, Ильин к 1922 году подвергся арестам ВЧК шесть раз начиная с 1918-го. Большевики были убеждены, что имеют дело с последовательным, идейным врагом, и неспроста: он рассматривал большевистский режим как богоборческий, антихристианский, уничтожающий в своём утопизме самые основы человеческой жизнедеятельности – собственность, право, семью, церковь, национальную культурную традицию. Антибольшевизм, несомненно, был одной из определяющих черт мышления Ильина.

По отношению к философу – и сотням других лиц, преимущественно гуманитариев, – большевики вынесли вердикт: терпеть их внутри страны невозможно, а расстрелять – не позволяет окончание Гражданской войны. Это решение спасло цвет нашей гуманитарной мысли (хотя и не полностью, потому что многие всё же погибли в годы Гражданской войны от лишений, голода, репрессий). Ильину, Бердяеву, Вышеславцеву, отцу Сергию Булгакову повезло остаться в живых, и поэтому повезло всем нам: они сохранили русский логос. Выполнили, по выражению Бунина, миссию русской эмиграции – осмыслили катастрофу, которая постигла Россию в 1917 году.

– Современные противники Ильина – как из либерального, так и коммунистического лагеря – вменяют ему некую «связь с нацистами». Философ принадлежал к числу эмигрантов-оборонцев, то есть занимал в ходе Второй мировой войны сторону антигитлеровской коалиции, – тогда о какой «связи с нацистами» идёт речь?

– В 1924 году Ильин начал работать в берлинском Русском научном институте, который продолжил функционировать в нацистской Германии. В 1920‑е и 1930-е годы многим европейским политикам и интеллектуалам, в том числе многим русским эмигрантам, казалось, что хуже коммунизма, приводящего к Гражданской войне и репрессиям, ничего не может быть. Трудно было представить, что возможно нечто более страшное. Поэтому для Ильина в начале – середине 1930‑х главным в фашизме являлось то, что он препятствовал коммунистическим революциям в Европе. Однако ни о каком сотрудничестве говорить не приходится.

Многие тогдашние деятели произносили слова, куда более обязывающие, куда более солидарные с фашизмом. Например, лауреат Нобелевской премии по литературе Бернард Шоу называл Гитлера «талантливым прекрасным человеком». Черчилль в 1927 году сказал: «Будь я итальянцем, я стал бы фашистом». А вот цитата ещё одного деятеля: «Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это дело политических взглядов, но любой человек поймёт, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с ней войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за уничтожение гитлеризма…» Знаете, кто это сказал?

– Кто же?

– Нарком Молотов в 1939 году. Затем, как известно, и Молотов, и Черчилль внесли свой вклад в разгром фашизма. Но вернёмся к Ильину. Свои отношения с нацистским режимом он подробно описал в письме к другу – писателю-эмигранту Ивану Шмелёву (1938 год). Вкратце перескажу.

Политическая полиция Третьего рейха начала посещать Ильина уже в 1933-м, предпринимались попытки разоблачить его как «франкофила», а также использовать его против русской эмиграции, на что философ ответил отказом. Тем же летом – обыск, арест («так и везли под стражей через весь город на полицейской открытой колымаге»), запрет на политическую деятельность под угрозой концлагеря. Весной 1934-го – предложение заняться пропагандой антисемитизма среди русской эмиграции, категорически отклонённое Ильиным. Летом 1934-го его увольняют из института, после чего в 1935–1937 годах он работает в частном порядке с Евангелической церковью. В 1937-м – доносы и допросы «в Гештапо». «Не служил ли я в Москве большевикам? Ответ: нет. Почему меня не расстреляли сразу, а выслали только через пять лет? Ответ: Бог не допустил. Не масон ли я? Ответ: нет». Зимой 1938-го – запрет выступать где-либо, весной 1938-го – приглашение к заместителю Розенберга. «В беседе категорически заявляю, что Украина не в моей власти, но что на оккупацию её и отчленение никогда не соглашусь». В том же году философ покинул Германию – переехал в Швейцарию.

– В 1948-м Ильин опубликовал статью «О фашизме», где перечислил основные, с его точки зрения, пороки этой идеологии, такие как: безрелигиозность, тоталитаризм, партийная монополия, крайности национализма, излишнее огосударствление хозяйства, идолопоклоннический вождизм. Хочется подробно остановиться на крайностях национализма, потому что национализм как таковой Ильиным не только не порицался, но и воспевался. Чем он был для Ильина и где начинались для философа его крайности?

– Русский национализм для Ильина – прежде всего укоренённость в Боге, Святом Духе. Он говорит об этом так: «В противоположность всякому интернационализму – как сентиментальному, так и свирепому; в противовес всякой денационализации – бытовой и политической, мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу… Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит – и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Этим русским своеобразием мы должны дорожить… Всякое национальное своеобразие по-своему являет Дух Божий и по-своему славит Господа». А в другом месте у Ильина сказано: «Каждый из русских, попав за границу, имел, да имеет и ныне, полную возможность убедиться на опыте в том, что другие народы имеют иной, отличный от нас бытовой и духовный уклад; мы испытываем это на каждом шагу и с трудом привыкаем к этому; иногда видим их превосходство, иногда остро чувствуем их неудовлетворённость, но всегда испытываем их инородность и начинаем томиться…»

Что же касается крайностей национализма, то под ними Ильин понимает обожествление государства, расы, биологической составляющей народа. Подобное идолопоклонничество оказывается возможным только в национализме безрелигиозном, что ведёт к чудовищным последствиям. Таким стал окончательный вердикт Ильина фашизму.

– Вы рассказали об отношении философа к фашизму и большевизму, самое время обсудить его отношение к демократии.

– Ильин – один из самых ярких критиков идей демократии в русской мысли. Он стоит в том же ряду, что и Леонтьев, Победоносцев, Достоевский. Согласно этой точке зрения, демократия с её всеобщим избирательным правом, парламентскими партиями, демократической прессой, манипуляцией мнением избирателей – неизбежно ведёт к вырождению. Демократия (здесь Ильин опирается на древнегреческих философов) всегда тяготеет к власти толпы, к охлократии, и в конечном итоге скатывается к олигархическим формам правления, а то и к анархии. Ильин рассматривает западную демократию как ширму для властных группировок, зачастую анонимных, не подчёркивающих своего существования, которые лишь используют всеобщие выборы, прибегая к манипулятивным практикам.

При этом философ отнюдь не отрицает, что выборные начала могут осуществляться, но – в небольших коллективах, где люди хорошо информированы друг о друге и, соответственно, их выбор сознателен. Например, на уровне местного самоуправления. Или в академической среде, когда выбирают заведующего кафедрой, декана. Или в корпоративной структуре. Даже в масштабах государства, говорит Ильин, демократия уместна, если это небольшое государство – вроде Швейцарии. Но в больших государствах она, как правило, носит формальный характер.

Наиболее совершенным Ильин считает монархический образ правления. Однако, чтобы прийти к монархии, необходимо монархическое (а значит, и религиозное) правосознание элиты и народного большинства. Без этого будет не монархия, а карикатура. Философ предвидел, что постсоветская Россия пройдёт через десятилетия гнили, распада, разложения, когда в правящем слое будут преобладать люди своекорыстные, авантюристы, шкурники, изменники, ориентированные на враждебные государства. Он предупреждал: Запад сделает всё возможное, чтобы ослабить Россию и расчленить её. Необходимым будет, писал Ильин, формирование подлинно национальной элиты с ясным видением целей, христианским и правовым мышлением, которая в качестве переходного периода установит национальную диктатуру. Это позволит избежать распада, сформирует правосознание у значительной части народа. Тогда, возможно, в России появится монархия – «царь вне партий, классов и сословий».

– В сегодняшних обстоятельствах особенно актуальной стала книга Ильина «О сопротивлении злу силой». Как бы вы передали основную её идею?

– В этой книге философ полемизирует с учением Льва Толстого о «непротивлении злу насилием». Мягкосердечие, бесхарактерное приятие зла, поиск компромисса с носителями зла – всё это детальным образом исследовано в книге. Христианская традиция – это не толстовство, а путь духовного совершенства, ответственности, долга. Если ты обнажаешь меч для того, чтобы не позволить ближнему идти по пути зла, – ты не преступник. Зло необходимо пресекать силой. «Не мир пришёл Я принести, но меч», – говорит Христос.
#Ильин@grm_spb

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?