Истомина Авдотья Ильинична

ИСТОМИНА АВДОТЬЯ
(1799 – 1848)
Авдотья Ильинична Истомина родилась в Петербурге в семье полицейского пристава.
В возрасте шести лет Авдотью приняли в Петербургское театральное училище. Для девочки из бедной семьи, не имеющей отношения к театру, это было огромной удачей. Авдотья Истомина была самой младшей и самой маленькой среди своих подруг, и в первое время учёбы девочке приходилось нелегко. Время поступления в училище было очень удачным для Истоминой — его директором стал знаменитый танцовщик Шарль Дидло. Его упрекали в суровости к своим ученикам. Однако он относился к ним, как к будущим артистам, стремясь развить в них не только способности, но и характер истинного артиста – стойкий и работоспособный, зная, как нелегка артистическая карьера. Авдотья Истомина была ярким примером того, насколько жизненна и правдива была школа Дидло. Критики тех лет отмечали: «Изображение страстей и душевных движений одними жестами и игрою физиономии, без сомнения, требует великого дарования: г-жа Истомина имеет его…».
Истомина впервые в жизни вышла на сцену в девятилетнем возрасте в балете Дидло «Зефир и Флора». В числе других маленьких танцовщиц она была в свите Флоры, выезжая на сцену на огромном лебеде. Позже она вернулась к этому балету уже не в качестве ученицы, а танцовщицы. Она исполняла в нём поочерёдно почти все партии, в 1818 году выступила в роли Флоры. Воздушность, грациозность и одновременно одухотворённость танца делали Истомину идеальной солисткой для этого балета.
В 1816 году Дидло начал подготовку к выпускному спектаклю «Ацис и Галатея». Балет был восторженно принят публикой, и дебютантка Авдотья Истомина заслужила овации. В этом балете Истомина первой из русских танцовщиц делала несколько шагов по сцене на пуантах, что было тогда совершенным, никогда не виданным новшеством. В сочетании с выразительностью и совершенством хореографического рисунка танца это делало Истомину непревзойдённой танцовщицей своего времени. Именно выступление Авдотьи Истоминой в балете «Ацис и Галатея» вдохновило впоследствии А.С. Пушкина на следующие строки:
***
«Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт…»
Авдотья Истомина – романтический символ русского балета, кумир всего общества первой половины девятнадцатого столетия. Как писал о ней историк русского театра Арапов: «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела чёрные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер её физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, лёгкость, быстроту в движениях». Истомина была героиней многочисленных слухов и сплетен, занимавших высшее общество, предметом обожания и причиной дуэли блестящих гвардейцев. Общество Истоминой ценили многие образованнейшие люди своего времени. А.С. Пушкину по душе был её характер – живой, страстный, любознательный. Именно Истомина стала первой исполнительницей роли Черкешенки в «Кавказском пленнике» по произведению Пушкина. Великолепна была Истомина и в балетах на мифологические сюжеты. Кроме блестящей хореографии, она обладала способностью перевоплощения, находя новые и яркие краски для каждого создаваемого ею сценического образа. Обладала комедийным даром, или, как писали критики тех лет, она не только «танцует с величайшей живостью проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц».
Исполнительница главных партий в балетах: Галатея («Ацис и Галатея» Кавоса), Евхариса («Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса» Жома), Луиза («Дезертир», музыка сборная), царица Сумбека («Сумбека, или Покорение Казанского Царства» Соне),(«Руслан и Людмила», «Кавказский пленник») и др.
Последнее выступление Авдотьи Истоминой состоялось 30 января 1836 года. Балетного спектакля в этот вечер не было, и Истомина исполняла русскую, прощаясь со зрителями. Покинув театр, Истомина вышла замуж за актёра Павла Экунина.
Скончалась Авдотья Истомина от холеры 26 июня 1848 года. Некролог был опубликован лишь через год после её кончины.
Могила с небольшим памятником из белого мрамора на кладбище в Большой Охте хранит прах великой танцовщицы – надпись на памятнике гласит «Авдотья Ильинична Экунина, отставная артистка».
В настоящее время могила Авдотьи Истоминой утрачена.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?