Каменная двухэтажная Христорождественская церковь в селе Истье Пронского уезда была построена в 1816 году помещицей Анной Петровной Полтарацкой. Верхний этаж занят был церковью, а в нижнем находилось подвальное помещение. У западной стены устроены хоры, на которые вели две винтовые лестницы.
В клировой ведомости данной церкви за 1915 год указано, что церковь каменная с такою же колокольней, настоящая часть — холодная, а трапезная — теплая. 1894-1896 гг. расширена пристройкой трапезной и колокольни тщанием прихожан жертвователей. В 1897-1898 гг. построена каменная ограда с деревянными тростями. В начале XX века храм неоднократно ремонтировался.
Престолов в ней было два: один в настоящей – во имя Рождества Христова, другой — в трапезной во имя Святителя Николая Мирликийского.
Имеющихся в приходе школ было две: одна — земская в селе Истье, другая — церковно-приходская в деревне Быкове, основанная в 1898 году. Помещалась церковная школа в церковном доме.
В 1940 г. церковь числилась действующей, однако службы в ней не проводились с 1932 года.
http://www.ryazeparh.ru
Там, где сейчас раскинулось село Истье, указом Петра Первого в 1716 году было положено начало местному железоделательному заводу. Здесь сохранился дом владельца завода Н.П. Хлебникова, построенный по проекту Василия Петровича Стасова и уникальная церковь в виде ротонды начала ХIХ века, которую некоторые досужие рязанские краеведы приписывали В.И. Баженову. На самом деле это тоже произведение Стасова. В 1816 году церковь была построена, закладка же ее произошла, вероятно, в 1810 году на средства помещицы Анны Петровны Хлебниковой-Полторацкой, еще до отъезда Стасова в Петербург.
Рождественская церковь прекрасна законченностью, простотой идеальных пропорций и чистотой своих форм. Это, пожалуй, единственное произведение на Рязанской земле в стиле строгого классицизма. Оно особенно дорого еще и потому, что вместе с хлебниковским домом и игольными мануфактурами, дает представление о раннем, допетербургском периоде творчества Стасова. Храм — двухъярусный, с прямоугольной апсидой, трапезной и с хорами, на которые вели две винтовые лестницы. Нижняя ротонда, как и апсида перевлесского храма, охвачена дорической колоннадой. На мощном аттике этой ротонды высится ротонда второго яруса с широкими арочными проемами. Плоский купол с шаром в подножии креста красиво завершает это сооружение. Пытаясь осмыслить этот архитектурный образ, поставить его в генетический ряд, мы снова возвращаемся к Кваренги, но у Стасова все выглядит мощнее, художественнее и, пожалуй итальянизированнее. Мысль не успокаивается, пока не вспоминаешь картину Рафаэля «Обручение». Ведь там на заднем плане изображен прообраз всех подобных композиций. Дальнейшее развитие образа можно так же найти в другой стасовской постройке, в селе Канищево, ныне вошедшее в городскую черту Рязани. Там сохранилась Преображенская церковь, построенная в 1824 году по заказу К.О. Огарева, также по проекту В.П. Стасова.
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. «Искусство». М., 1989 г.