Исповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский

В миру Полянский Александр Алексеевич, родился 12 ноября 1878 года в селе Пителино Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Рязанская область). Происходил из старинного священнического рода. Окончил церковно-приходскую школу в родном селе.

В 1887 году поступил в Шацкое духовное училище Тамбовской губернии.

В 1899 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, в том же году поступил в Казанскую духовную академию.

В 1901 году был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен во иеродиакона, в 1902 году — во иеромонаха.

После окончания Казанской духовной академии в 1903 году со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской лавры в звании соборного иеромонаха.

В 1906 году был назначен ректором Киевской семинарии и возведен в сан архимандрита. Отличался глубоким благочестием и смирением, пользовался уважением как учеников семинарии, так и священноначалия, в частности митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии Амвросия в сан епископа, но, ценя его благочестие и труды на поприще подготовки юношей к церковному служению, митрополит Флавиан всякий раз в этом случае говорил: «Он мне нужен».

22 октября 1918 года был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии.

С 1922 года — правящий епископ Каменец-Подольский и Брацлавский.

Вскоре обновленческий Подольский архиепископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. После отказа Амвросия, Пимен и товарищ председателя обновленческого ВЦУ подали доклады в ОГПУ, на основании которых Амвросий был арестован по ложному обвинению в том, что якобы укрывал бывших офицеров царской армии, рукополагая их во священников.
В 1923 году был выслан из Украины и поселился в Москве, после чего Подольская епархия при поддержке советских властей была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

В конце сентября 1923 года был участником собрания 27 архиереев, в Московском монастыре Донской иконы Божией Матери обсуждавших вопросы, связанные с примирением с обновленцами. По итогам тайного голосования оказалось, что большинство архиереев, в т. ч. Амвросий, высказалось против примирения и объединения с обновленцами.

В 1924 году снова подвергся аресту и находился в заключении 10 дней. После освобождения служил в храмах Москвы, регулярно проповедовал.

12 апреля 1925 года принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В этом же году был вновь назначен управляющим Каменец-Подольской епархией, но выехать в нее не успел.

В конце ноября 1925 года в Москве были арестованы все архиереи, которые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю сщмч. митрополиту Петру (Полянскому) в управлении Русской Православной Церкви, среди них был и епископ Амвросий. Ему, как и епископу Герману (Ряшенцеву), было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого «Даниловского Синода». Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.

21 мая 1926 года Особым Совещением при Коллегии ОГПУ СССР епископ был к 3 годам концлагерей, по обвинению: «являлся деятельным участником церковно-монархической группы, поставившей себе целью использование церкви в целях нанесения ущерба соввласти, путем концентрации антисоветского элемента» (ст.62, 68 УК РСФСР). Вместе с архиепископом Херсонским сщмч. Прокопием (Титовым) был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).

В июле 1926 года года принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов».

30 ноября 1928 года епископу Амвросию и архиепископу Прокопию было объявлено, что они ссылаются на 3 года в Уральскую область. 7 апреля они прибыли в Тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. 9 апреля епископы вновь были арестованы и заключены в Тобольскую тюрьму, где пробыли полтора месяца.
С началом судоходства они были доставлены в город Обдорск (ныне Салехард, Ямало-Ненецкий АО). Через месяц епикоп Амвросий был отправлен в деревню Шурышкары Остяко-Вагульского района, где пробыл до 5 июля 1931 года, после чего был возвращен в Обдорск.

30 июля 1931 года епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась благочестивая жизнь святителей, продолжавших и в ссылке совершать богослужения, а также переписка с находившимся на Крайнем Севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром.

В сентябре 1931 года следствие по делу Амвросия и архиепископа Прокопия было закончено, архиереи отправлены в Тобольскую тюрьму.

14 декабря 1931 года Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахскую АССР на 3 года.

По некоторым данным, весной 1932 года епископ Амвросий находился в Алма-Ате.

В начале сентября 1932 года прибыл в город Туркестан. Там владыке сказали, что местом жительства ему определено село Сузак, в 120 км от Туркестана. В дороге епископ получил сильные солнечные ожоги и едва добрался до места ссылки. По приезде в Сузак он попал в больницу, где скончался 20 декабря 1932 года.

29 июня 1994 года был реабилитирован.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых.

Использованные материалы
1. БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века»
http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm…8E*
2. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.221.
3. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.14–15.
4. Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.107,136.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?