Богоявленский собор, воздвигнутый в 1793 году, является одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима и важнейшим историческим и духовным символом города. Собор стал первым каменным храмом в Ишиме. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора чаще всего относят к так называемому «сибирскому барокко» с элементами классицизма. В соборе было установлено три Святых престола: во имя Богоявления Господния, Святителя и Чудотворца Николая и Успения Божьей Матери. Храм, стоящий на высоком берегу реки в районе исторически-сложившегося центра города, ранее был хорошо обозрим практически с любой его точки.
Вскоре после установления в Ишиме советской власти из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями горожан было начато восстановление главного духовного символа Ишима.
Использованы материалы сайта w-siberia.ru
В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья.
Возведение величественного сооружения (высота 36 м) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, строители прибыли из губернского центра — Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.
К марту 1782 года, через семь лет после закладки, отстроили «первую очередь» – Николаевский придел, устроенный в трапезной нижнего этажа. Иерей Григорий Попов освятил его в сослужении духовенства 10 мая того же года. Службы в приделе совершались в летнее время, а зимой прихожане собирались порежнему в старой деревянной церкви.
К апрелю 1790 года вывели свод Богоявленской церкви, верхний этаж был возведен только «до половины окон». Дальнейшему строительству помешал внезапный вызов кирпичников и каменщиков в Тобольск, по «ордеру» губернатора. Результатом многомесячных разбирательств стало обещание «неослабно понудить» работников к исполнению договора, однако даже к осени 1794 года они не явились. Ко всему добавились затруднения от «нерадения прихожан» и частой смены старост.
Заказ нового иконостаса для Богоявленского придела у тобольского ямщика Федора Черепанова в 1789 году архиерей воспретил, повелев не тратить деньги, а перенести старый из деревянного храма. Церковь в честь Богоявления в нижнем этаже освятил иерей Григорий Попов соборно 20 июля 1793 года, в день памяти св. пророка Илии, по благословенной грамоте, данной епископом Варлаамом 2 июля того же года. Лишь в сентябре 1809 года встал вопрос о написании иконостаса «в верхнем стане градоишимской Успенской церкви», из чего следует, что ее свод был выведен и завершена отделка. Работы по устройству иконостаса продолжались в 1821 году. Когда освятили Успенский придел, пока неизвестно. А 1814 год можно считать временем окончания общего строительства собора — тогда, как свидетельствуют приходо-расходные церковные книги, была завершена колокольня.
Богоявленская церковь – первый каменный храм на обширной территории нынешнего юга Тюменской области – была и центром духовной жизни Приишимья. Значительным событием в жизни прихожан была ежегодная встреча Крестного хода с многочтимой иконой-списком (копией) с чудотворного образа Божией Матери Абалакской. Эта икона торжественно переносилась из села Борового в город Ишим, где 21 мая вносилась в собор, а 7 июня возвращалась с той же торжественной процессией обратно. Настоятели храма в 1873-1916 годах: Алексий Федюшин, Николай Гвоздицкий, Иоанн Кузнецов, Николай Зеленцов, Виктор Калугин, Михаил Голошубин.
В 1920-е годы собор был передан советской властью представителям обновленческого движения и являлся кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии. Но это не спасло его от закрытия 17 июля 1930 года. В соборе устроили зерносклад. С проржавевшей крышей и осыпавшейся штукатуркой он был передан руководством зерносклада в начале 1960-х годов организации «Горводоканал». С одной стороны, это сказалось положительно – в 1962 году здание основательно отремонтировали. С другой – отрицательно: на первом этаже устроили огромный железобетонный резервуар и смонтировали оборудование, которое вибрацией разрушало стены собора.
В 1987 году инициативная группа преподавателей пединститута ставит вопрос о необходимости реставрации памятника архитектуры. В 1989 году этот вопрос решается положительно. Подготовлен проект реставрации, на купола возвращаются маковки с золочеными крестами.
В апреле 1992 года собор передан верующим. Возглавил приход игумен Евтихий, к тому времени настоятель Екатерининского храма в селе Шаблыкино, с первых дней участвовавший в восстановлении собора. Община верующих, юридически относящаяся к приходам Русской Православной Церкви Заграницей, взяла на себя заботы по дальнейшему восстановлению храма. Вскоре начались службы в возрожденном Никольском приделе, а через несколько лет полностью отремонтирован первый этаж и освящен главный Богоявленский престол. 24 июля 1994 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Евтихия во епископа Ишимского и Сибирского, поэтому Богоявленский собор является также и кафедральным. В мае 2007 года, после подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, Епископ Евтихий получил титул викарного епископа Домодедовского, а храм – статус ставропигиального.
Тобольско-Тюменская епархия
Богоявленский собор в Ишиме построен в 1784 г. на средства прихожан вместо деревянной церкви, разобранной в 1871 г. Зданием каменный, двухэтажный, с таковою же, в одной связи, колокольнею; обнесен оградою с железными решетками в каменных столбах, прочен и утварью достаточен. Престолов в нем три: первый – в честь Богоявления Господня в нижнем этаже, второй в приделе того же этажа с северной стороны – в честь св. и чудотворца Николая и третий, в верхнем этаже – в честь Успения Божией Матери.
Приписная к собору церковь однопрестольная, в честь Знамения Божией Матери, в селении Игнатьевском, в 7 верстах от города. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, капиталов не имеет.
Особо чтимых икон в соборе нет. Капиталов его в 1910 г. имелось 1828 руб. 75 коп. Угодий, приносящих доход, собор не имеет. Прихожан в приходе: 2741 душа муж. пола и 2746 душ жен. пола. Приход состоит из г. Ишим и 11 деревень. Среднее число за год крещений 274, браков 74 и погребений 238.
Земли имеется 198 дес., в том числе пахотной 130 дес., сенокосной 20 дес. и 18 дес. под мелким березовым лесом. План на землю есть. Для помещения диакона и псаломщика имеется церковный двухэтажный полукаменный дом в 5 комнат с надворными постройками, приобретен покупкою с торгов за 1100 руб. Один священник имеет собственный дом, протоиерей и один псаломщик живут на квартирах. Дрова причт покупает на базаре березовые.
Жалования от казны причт не получает. Капиталов причта на 1910 г. имелось 2373 руб., с которых причт пользуется процентами. Братских доходов за год бывает до 1800 руб. Церковно-приходского попечительства и церковно-приходской школы в приходе нет. В дер. Стряхниной есть министерская школа. За законоучительство в ней и в женской прогимназии священник Гвоздицкий получает 360 руб. в год. Прихожане отказались от содержания храма и устройства причтовых помещений. Пасхальное хождение бывает по приглашению.
Причта по штату положено: настоятель протоиерей, священник, диакон и два псаломщика.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.
Богоявленский собор является первым каменным храмом города Ишима. Строили его не менее полувека, причём точная дата окончания строительства не известна: свидетельства об освящении верхней церкви до сих пор не обнаружены. Устроение новых населённых пунктов на Руси всегда сопровождалось возведением церкви — Коркина слобода, основанная в 1687 году на Киселёвском мысу в излучине реки Ишим и преобразованная в конце ХVIII века в город Ишим, не была исключением из этого правила. Первым делом пришедшие сюда русские переселенцы построили деревянную Никольскую церковь, находившуюся как раз в районе нынешней Соборной площади, где сегодня высится Богоявленский собор. Около сорока лет она служила верой и правдой жителям Коркиной слободы, пока в 1726 году не сгорела — причиной пожара стала неисправность «ветхой печи». На пепелище быстро построили новую Никольскую церковь, тоже деревянную, простоявшую здесь по крайней мере до 1808 года. Однако уже к 1770-м годам состояние деревянного храма оставляло желать лучшего, чем и было вызвано обращение прототопа Афанасия Райкова и церковного старосты Лариона Желтышева к епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму (Петрову) с просьбой благословить строительство каменного храма «о двух аппартаментах», то есть о двух этажах, что вполне согласовывалось с принципами «сибирского барокко» — стиля, получившего широчайшее распространение в сибирском зодчестве в ХVIII веке.
Ишимский Богоявленский собор довольно долго оставался единственным храмом Ишима и его обширных окрестностей, называемых Приишимьем, таким образом, он исполнял роль духовного центра для многотысячного православного населения этих мест, которое на протяжении ХIХ века неизменно росло. До появления в Ишиме новых церквей, то есть до начала 1840-х годов Богоявленский храм вынужден был в одиночку справляться с удовлетворением религиозных потребностей местного населения. Составлялось штатное расписание церкви — кроме протоирея, в храме служили два священника, два диакона, два дьячка и три пономаря. Впоследствии, с созданием новых приходов, причт сократился — с 1877 года он состоял из настоятеля-протоирея, священника, диакона и двух псаломщиков.
В Сибири сохранилось немало храмов, выстроенных в стиле «сибирское барокко», господствовавшего на огромной территории за Уралом на протяжении всего ХVIII века. Сохранились благодаря тому, что они вовремя были официально зачислены в ряд историко-архитектурных памятников, ведь ХVIII век для русской Сибири — это почти седая древность. Проект Богоявленского собора был выполнен в канцелярии тобольского архирея — собственно, Тобольск и является родиной «сибирского барокко». Всё, что свойственно этому стилю, мы обнаружим в ишимском храме — перед нами «корабль», состоящий из трёх частей: это — колокольня с притвором, трапезная и основной четверик с гранёной апсидой. В высоту — традиционные два этажа. Фасады украшены затейливым барочным декором; основной четверик увенчан гранёным куполом, на который водружён световой восьмигранный барабан с восьмигранной же башенкой и главкой. Пропорции храма необыкновенно гармоничны — несмотря на «прямоугольные» формы, вообще свойственные барокко, для него характерна устремлённость ввысь, обусловленная как его немалой высотой, так и правильным «убыванием» объёмов по вертикали. В довольно «низкорослой» центральной части Ишима Богоявленский собор смотрится очень выразительно, являясь одной из архитектурных доминант города. Одним из самых выразительных архитектурных деталей являются наличники окон — основа декоративной «мелодии» Богоявленского собора. Все основные окна храма схожи по форме, с арочным завершением, и различаются лишь по высоте. Не то — с наличниками. Они варьируются — в рамках одной барочной стилистики — от света к свету, коих всего насчитывается три. Наличники окон первого света — трёхлопастные, с затейливыми изгибами; выше — наиболее выразительные, с завершением в виде трилистника и волютами по бокам; ещё выше — в форме простого изогнутого «фронтона». Для оформления барочных храмов характерно использование люкарн — оконных проёмов в крыше или куполе, как правило круглых. Люкарны Богоявленского собора не вполне обычны: во-первых, они прорезаны в верхней части фасадов и выделены полуциркульным изгибом карниза, украшенного подзором; во-вторых, имеют четырёхлепестковую форму. На куполе Богоявленского собора поставлены два уменьшающихся в высоту восьмигранных барабана. Нижний — световой; его окна разделены псевдопилястрами с мощными капителями. Барабан этот очевидным образом «рифмуется» с верхним ярусом колокольни, формируя тем самым повторяющийся мотив, который играет важную роль в восприятии всей постройки. Колокольня Богоявленского собора — двухъярусная, восьмигранная, «вырастает» из двухэтажного притвора. В гранях нижнего яруса прорезаны квадратные окна (часто ложные); ярус звона снабжён крупными проёмами с арочными завершениями. В его восьмигранном покрытии по сторонам света имеются выступы с люнетами.
В 1994 году на колокольню были подняты семь колоколов. Согласно метрике 1887 года, их насчитывалось восемь — самый большой, отлитый в 1840 году в Шадринске, весил более 170 пудов (то есть около трёх тонн). Размеры Богоявленского собора: длина здания — 37 метров, ширина (по ширине трапезной) — 15,5 метров, высота колокольни — более 36 метров, высота храма — более 35 метров, сторона основного объёма (представляющего собой в сечении квадрат) — чуть больше 10 метров, высота первого этажа — более 4 метров, высота второго этажа (в основном четверике) — около 13 метров. Из притвора лестница ведёт на второй этаж и колокольню. К сожалению, верхняя церковь до сих пор остаётся неотремонтированной и, как следствие, неосвящённой, — на это пока не хватает, ни средств, ни сил. Всё понятно, но тем не менее огорчительно — ведь именно второй этаж наиболее «барочен» и торжественен; при достойном оформлении он мог бы превратиться в визитную карточку храма. Из трапезной второго этажа три арки (средняя мощная, большая; боковые — поменьше) ведут в основной объём, от высоты которого перехватывает дыхание. Всё буквально залито светом, льющимся из многочисленных окон — по три в два ряда (плюс люкарны) на северной и южной стенах, ещё одна в алтарной апсиде, наконец световой барабан, изнутри открывающийся в куполе. Здесь, в куполе, сохранилась оригинальная лепнина с изысканными растительными орнаментами и изображениями «всевидящего ока Господня» в треугольниках. По сравнению со вторым этажом первый выглядит несколько тесным и низким — так, впрочем, обыкновенно бывает в двухэтажных храмах. Но только — при сравнении. Потому что хорошо продуманная система освещения «нивелирует» ощущение тесноты. В северной части трапезной освящён небольшой придел святителя Николая Чудотворца — устроенный в своё время, в память о первом деревянном храме Ишима, который стоял на этом месте. В наши дни в верхней церкви, которую ещё предстоит привести в порядок, иконостаса нет; внизу же иконостасы, как и до революции, невысокие, однако никакой резьбы и особенных украшений не имеют — изготовлены они вполне функционально, что, видимо, и объясняется тоже «функционально»: дефицитом средств и сжатыми сроками, в которые требовалось возродить храм.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №186, 2016 г.