Ишим. Кафедральный собор Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца была построена в 1886-1891 году на средства местного купца Николая Черняковского, который и похоронен в церковном саду рядом с проториеем этого храма Федором. Архитектура храма относится к русско-византийскому стилю. В храме два престола: во имя Святителя Николая и Александра Невского.

Наряду с Богоявленским собором, одной из важнейших архитектурных доминант Ишима является Никольская церковь. Храм строился в период с 1886 по 1891 годы на средства, завещанные Николаем Черняковским — одним из наиболее выдающихся и просвещенных представителей ишимского купечества. Архитектуру Никольской церкви можно отнести к русско-византийскому стилю, одним из ярких образцов которого является Храм Христа Спасителя в Москве. В храме было установлено два Святых престола: во имя Святителя Николая и Александра Невского. Церковь окружает живописный сад, в котором собраны многие редкие растения и кустарники, произрастающие в Сибири и Европейской России. В нем находятся могилы Николая Черняковского и протоирея Феодора — настоятеля храма, посадившего этот сад.
С сайта «Святой источник»

К западу от Троицкой церкви в 1886-1891 годах был возведен третий каменный храм Ишима – Ново-Никольский. Также окруженный четырьмя часовнями и кованой оградой на мраморных столбиках, он расположился на небольшой Черняковской площади, названной так в память благотворителя, купца 1 гильдии Николая Максимовича Черняковского. Именно на его капитал, распорядителем которого стала жена, Иулиания Амвросова (фамилия по второму мужу), и был построен целый комплекс зданий, включавший в себя, помимо храма и часовен, еще и двухэтажные каменные здания церковно-приходской школы и причтовых квартир.
Время постройки храма пришлось на эпоху повышенного интереса к историческим истокам русской государственности и православия. Поэтому возведен он был в духе эклектики, или историзма, а точнее – «русско-византийского» направления этого архитектурного стилевого течения. Могучие стены крестово-купольного храма замыкают широкие полукруглые фронтоны с килевидными завершениями. Массивный барабан центральной главы покоится на четырех мощных столбах, «съедающих» немалую часть внутреннего пространства. Всего же храм венчают пять глав с золочеными крестами, утвержденными на полумесяцах. Сложный декор стен включает разнообразные элементы древнерусского и византийского зодчества, среди которых обращали на себя особое внимание равноконечные Георгиевские кресты, расположенные группами по три над каждым из трех входов в храм. В 1914 году архитектор Н.А. Юшков разработал проект пристройки колокольни с трапезной, который, будучи утвержден в 1917 году, так и не был реализован.
Поначалу церковь была приписана к Ишимскому духовному училищу, а комитет по постройке с 1885 года возглавлял настоятель Богоявленского собора, член правления вышеозначенного училища, протоиерей Алексий Федюшин; с декабря 1891 года его сменил священник Николай Гвоздицкий. Главный престол храма в честь Святителя и Чудотворца Николая освящен 26 ноября 1892 года, а справа от него, в южной части храма, устроен небольшой придел в честь святого благоверного и Великого князя Александра Невского на средства купца Александра Порфирьевича Кутырева.
В 1920-е годы церковь была передана обновленцам. После закрытия в 1930 г. Богоявленского собора она стала кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии.
В летнюю ночь с 23 на 24 июня 1937 года, в день памяти святителя Иоанна Тобольского, в Ишиме арестовали всех священнослужителей. Среди них были настоятель Никольской церкви Иосиф Моисеев и священник Михаил Аталыков. Формально Никольскую церковь не закрыли. Но стадо, оставшееся без пастыря и основательно поредевшее в дни репрессий, постепенно рассеивалось. Тактика «естественного самораспада» общины была излюбленным приемом властей, инсценировавших «законность» закрытия якобы пустующих и разрушающихся от бесхозяйственности храмов. 9 марта 1940 года исполком Ишимского горсовета постановил: церковь закрыть, ценности реализовать, «внеся деньги в Государственные фонды», в помещении храма предложить открыть клуб.
В 1943 году начинается период смягчения политики государства по отношению к религиозным организациям. В стране открываются монастыри, храмы, духовные школы, появляется возможность провести выборы Патриарха. В этот год в Ишим переводят ссыльного Епископа Афанасия Ковровского (Сахарова). Он – один из составителей службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, участник Всероссийского поместного собора 1917 года, пострадавший за твердое стояние в вере Христовой и верность святооотеческим правилам. Поскольку в Ишиме не осталось ни одного священника, православные жители города обратились к Владыке Афанасию с просьбой возглавить возрожденный приход при одном из храмов. Епископ дал принципиальное согласие. Однако 7 ноября он был вновь арестован и продолжил исповеднический путь в сибирских лагерях…
19 июня 1944 года верующим действительно передали здание Никольской церкви. Через выбитые стекла в храме гулял ветер; штукатурка под воздействием снега и дождя постепенно осыпалась. Не осталось ни иконостаса, ни икон, ни книг, ни какого-либо иного имущества. Ограду горсовет разобрал еще в 1939 году и перенес к городскому кинотеатру. Из четырех часовен осталась одна. Новообразованному церковному совету все пришлось начинать сначала. В трудные военные годы было очень непросто достать строительный материал для ремонта. Тем не менее уже 17 декабря того же года храм по благословению Архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея заново освятили. Чин освящения совершал настоятель храма отец Михаил Оглоблин в сослужении священника Н. Соловьева. Известны имена настоятелей храма послевоенного периода: иерей Иоанн Ветошкин, протоиерей Николай Фоменко, протоиерей Петр Павловский, Василий Мисечко, Александр Ильин.
С образованием в 1947 году Омско-Тюменской епархии храм становится центром Ишимского благочиния, которое состояло тогда из пяти приходов и существовало до 1952 года.
Настоятели в те годы менялись часто. Редко кто служил в Ишиме более нескольких лет. Поэтому горожанам особенно запомнился протоиерей Феодор Олексюк, как его все называли — «отец Федор». Юношей, уже после войны, осужденный на пять лет лагерей за хранение религиозной литературы, он твердо избрал путь пастырского служения. В 1967 году он был назначен настоятелем Никольского храма, а с 1970-го – благочинным храмов Тюменского епархиального округа. При нем в храме появились настенные росписи, новая ограда, принял ухоженный вид церковный сад. К празднованию 1000-летия Крещения Руси он вместе со вторым священником игуменом Евтихием (Курочкиным) занимался внешним ремонтом храма, золочением крестов и установкой нового резного иконостаса. Последние годы жизни, уже тяжело болея, помогал Преосвященному Димитрию в трудах по обустройству новообразованной Тобольско-Тюменской епархии. Скончался отец Феодор 2 января 1990 года, на 63-м году жизни и похоронен у алтаря Никольского храма, рядом с его создателем Николаем Черняковским. После смерти протоиерея Феодора в храме настоятельствовали иеромонах Иоанн (Юрцун), иерей Сергий Глухарев, иерей Михаил Денисов.
На престольный праздник 19 декабря 2009 г. освящены два новых колокола для будущей звонницы. 18 июля 2010 г. был освящен благовестник.
Тобольско-Тюменская епархия

Николаевская церковь г. Ишима бесприходная, построена в 1886 – 1891 гг. на капитал, завещанный ишимским 1 гильдии купцом Николаем Максимовичем Черняковским. Зданием каменная, колокольня помещается в западной арке здания, обнесена железною, на каменном фундаменте с мраморными столбами, оградою. На всех четырех углах последней находятся небольшие каменные часовни с дверями и окнами. В северо-восточной из них помещается ночной сторож.
Престолов в церкви два: главный – в честь св. и чудотворца Николая, освящен 26 ноября 1892 г., в правом приделе – в честь св. благоверного и великого князя Александра Невского, на устройство которого ишимским купцом Александром Порфирьевичем Кутыревым было пожертвовано 5 000 руб. Утварью и богослужебными книгами церковь вполне достаточна. Особо чтимых икон нет.
Капиталов церкви к 1 января 1909 г. имелось в 4% процентной ренте 90 550 руб., по книжке сберегательной кассы 525 руб. 69 коп. и наличными 235 руб. 42 коп., а всего 91 311 руб. 11 коп. Угодий, приносящих доход церкви, нет. Церковно-приходского попечительства при церкви нет. Усадебной земли и при домах имеется 2252 кв. саж., пахотной и сенокосной нет. Причт помещается в двух каменных домах с деревянными службами, устроенных на капитал завещателя. Отопление их производится за счет церкви.
Жалования причт получает 2 200 руб. из процентов с завещанного в церковь капитала. Из них: священнику – 1 200руб., диакону – 600 руб. и псаломщику – 400 руб. Причтового капитала к 1 января 1909 г. имелось: в 4% свид. гос. ренты 55 950 руб., в непрерывном доходном билете 15 529 руб., по книжке сберегательной кассы 798 руб. 23 коп. и наличными 327 руб. 93 коп. и всего 72 605 руб. 16 коп. Братских доходов поступает до 500 руб. в год.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?