Вот уже 150 лет, одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга является Исаакиевский Собор. Силуэт его золоченого купола является одним из самых узнаваемых объектов архитектуры современного города. По своей величине, главный православный кафедральный собор находится на четвертом месте в мире, уступив первенство собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.
Величественность этой постройки подтверждают сухие данные его размеров. Высота здания — 101,5 метра, длина — 111,3 метра, ширина — 97,6 метра. Наружный диаметр купола — 25,8 метра. Постройку окружают 112 колонн. Колонны портиков, находящиеся на нижнем уровне, имеют высоту 17 метров и весят по 114 тонн.
Первые попытки
История создания первой Исаакиевской церкви начинается в далеком 1706 году, когда царь повелел построить деревянную церковь для Адмиралтейства. Новый храм на берегах Невы был освящен в честь покровителя Петра I – святого Исаакия Далматского.
Первая из четырех Исаакиевских церквей была выполнена из дерева, однако такой материал был весьма недолговечен и в 1717 году Петр дал поручение немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить деревянные стены на каменные. Внешне новая церковь не имела и намека на свою будущую величественность – она во многом копировала Петропавловский собор. Даже куранты на колокольне не отличались индивидуальностью и в точности повторяли куранты храма Петропавловской крепости. Второму варианту постройки не суждено было долго стоять во славу святого – в середине мая 1735 года Исаакиевскую церковь поразила молния, что привело к пожару. Это было воспринято как «знак свыше» и постройку забросили.
Третья попытка возродить Исаакиевский собор была предпринята Екатериной ІІ. Его разместили за «спиной» «Медного всадника». Строительство было поручено итальянскому архитектору Антонио Ринальди, однако из-за своей болезни он был вынужден вернуться на родину. Следующим, кто предпринял попытку достроить собор, стал император Павел, сын Екатерины ІІ. Работу по строительству он поручил другому итальянцу — Винченцо Бренне.
В 1816 году, прямо во время службы, на головы верующих рухнула большая часть потолочной штукатурки, чем вызвала ужас и панику присутствующих. Это событие говорило о необходимости капитального обновления здания. Таким образом три первые Исаакиевские церкви, несмотря на тщательный контроль высочайших особ, оказались неудачными и недолговечными проектами.
Следующим, кто взялся за строительство Исаакиевского собора стал император Александр І. Он решил глобально подойти к этому вопросу и приказал его попросту перестроить. В 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма. Непременным условием ставилось сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств Александр Строганов. . Вариант французского архитектора Огюста Монферрана поразила Александра І. Его работа обещала сделать не просто красивый собор, а нечто особенное, чем бы по праву можно было гордиться.
Строительство собора
Строительство собора по проекту Монферрана было начато в 1818 году и продолжалось сорок лет. Оно проходило при трех императорах Александре I, Николае I и Александре II.
Причин задержки работы было достаточно много – от новых видений облика собора царями до банальных ошибок в расчетах. Также следует учесть, что строительство велось на болотистой местности. Во избежание проблем в будущем, для фундамента было вбито одиннадцать тысяч свай и положено два ряда гранитных блоков. Только такая мощная фундаментная подушка могла выдержать проектируемый собор и не дать осадку. Сорок восемь монолитных столбов были доставлены из Финляндии. Они транспортировались несколькими тысячами крепостных крестьян. Вес каждого из столбов составлял 114 тонн.
По причинам известным только самому архитектору, Монферран приказал устанавливать колоны еще до того, как были возведены стены. Первая колонна была поднята в марте 1822 года в присутствии царской семьи и любопытных горожан. Последнюю из сорока восьми колонн подняли спустя восемь лет. В конце строительства был воздвигнут купол диаметр внешнего свода которого составлял двадцать шесть метров, а внутреннего – двадцать два. Его трижды покрывали расплавленным золотом. Все это великолепие венчал огромных размеров крест. Несмотря на то, что Монферран отказался от традиционной русской колокольни, он оставил неизменной пятиглавие куполов, расставив четыре из них по углам вокруг пятой. Высота строения величественно вздымалась над городом более чем на сто метров.
Возведение собора было окончено в 1848 году, но еще около десяти лет было потрачено на отделку интерьера. Исаакиевский собор был освящен 11 июня 1858 года.
Интерьеры храма
Внутри Исаакиевский собор напоминает роскошный дворец с изысканным декором. Для убранства собора использовался мрамор различных цветов, малахит, лазурит и другие ценные породы камня. Кроме икон, его стены украшали уникальные мозаики и роспись, над которой работали самые выдающиеся художники того времени. Алтарь в Исаакиевском соборе был сделан в форме витража. На нем изображен «Воскресший Христос». Эта работа является одной из самых крупных витражных работ в Европе. Парящий под куполом голубь символизирует Святой Дух. На первый взгляд хрупкая птица являет собой посеребренную бронзовую фигуру с размахом крыльев около двух метров. Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл Брюллов и его брат Федор, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков.
Колоннада Исаакиевского собора
Здание Исаакиевского собора является второй высотной доминантой Санкт-Петербурга после шпиля Петропавловского собора. Поднявшись на колоннаду, которая находится под главным куполом, посетитель имеет возможность любоваться великолепной городской панорамой с высоты 43 м. На смотровую площадку ведет винтовая лестница из 262 ступеней.
Любопытные факты
С Исаакиевским собором связана масса интересных историй и подробностей. Так, в сооружении гранитного фундамента, которое продолжалось почти пять лет, трудилось 125 тысяч человек всех специальностей. Работы по вырубке гранита велись круглый год.
Возведением собора занималось более 400 тысяч человек.
Гранитные блоки для фундамента добывались в каменоломнях Карелии. Вес их составлял от 64 до 114 тонн. Одной из тяжелейших операций была доставка этих блоков к месту строительства. Курьезной была ситуация с одним из инженеров, который придумал усовершенствование способа доставки этих монолитов. Вместо поощрения он получил суровый выговор за то, что так долго не придумал свое нововведение, чем ввел казну в большие денежные траты.
400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, тысячи тонн бронзы – и это не полный список ценных материалов которые были использованы в убранстве Исаакиевского собора. Около 300 статуй и горельефов украшают стены величественного строения, а мозаика занимает площадь немного меньшую, чем площадь футбольного поля – 6,5 тысяч квадратных метров.
Слабый запах благовоний источается малахитовыми пластинками, которые украшают колонны главного алтаря. Они скреплялись специальным составом на основе масла миро. Приготовление этого масла осуществляется по особому рецепту, который подразумевает соединение масла священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Эта смесь варится на огне, в Чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.
На золочение куполов было использовано 100 кг золота. При плавке драгоценного металл неизменно использовалась ртуть. От ее ядовитых испарений умерло по меньшей мере 60 человек.
Слухи, сопровождавшие долгую постройку, твердили о предсказанной смерти главного архитектора Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Их суть заключалась в том, что архитектор оставался жив до тех пор, пока собор не будет окончательно построен. Не известно на сколько эта история была правдой, а на сколько вымыслом, но постройка этого собора действительно оказалась делом всей жизни для Монферрана. Через месяц после окончания строительства архитектор скончался.
После освящения храма императором была учреждена государственная награда — медаль «В память освящения Исаакиевского собора», которой награждались лица, принимавшие участие в строительстве, украшении и освящении храма.
Исаакиевский собор в советское лихолетье
После Октябрьской революции Исаакиевский собор был национализирован. В 1918 году он оказался в ведении народного комиссариата имуществ республики, а уже в конце следующего года передан в пользование прихожанам.
Помимо того, что Исаакиевский собор является православным храмом, это также государственный музей-заповедник, история которого начинается с 1928 года. Первой организованной выставкой, которую смогли посмотреть посетители, стала выставка «История строительства Исаакиевского собора», где демонстрировались рисунки, чертежи, документы, модели и прочие экспонаты, касающиеся возведения храма.
История Государственного антирелигиозного музея в стенах собора (!) была начата в апреле 1931 года, когда был продемонстрирован опыт с самым большим в мире маятником Фуко, функционировавшим до 1986 года и свидетельствовавшем о вращении нашей планеты. Длина нити этого маятника составляла 98 метров, а вес — 54 килограмма. Выполнен он был из бронзы. После демонтажа маятник хранится в подвалах собора.
В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, в то же время музей был перепрофилирован в историко-художественный. После войны собор продолжил выполнять функции музея. А в 1963 году стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В 1969 году Исаакиевский собор стал самостоятельным музейным учреждением.
Современное время
С 1990 года в соборе вновь стали проводиться службы, при этом храм находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В него включены:
Исаакиевский собор – памятник первой половины XIX века, архитектор О. Монферран;
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) – памятник второй половины XIX — начала XX века, архитектор А. А. Парланд;
Часовня-музей Спаса на Крови – памятник начала XX века, архитектор А. А. Парланд.
В состав музейной коллекции входят монументальная и станковая живопись, графика, скульптура, мозаика, изделия декоративно-прикладного искусства, редкие книги. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме среды. Музей осуществляет разностороннюю научно-исследовательскую, экспозиционно-просветительскую и социально-культурную деятельность.
Режим работы Исаакиевского собора
Посетить ГМП «Исаакиевский собор» можно индивидуально с 10:30 до 18:00. Выходной день — среда.
Полюбоваться видами Петербурга с колоннады Исаакиевского собора можно индивидуально без экскурсионного обслуживания с 10:00 до 18:00 и в вечернее время с 18:00 до 21:30. Без выходных.
Можно посещать службы в соборе, которые совершаются ежедневно кроме среды. Начало Литургии — 08:00. Вечернее богослужение в 16:45. На богослужение вход свободный, и билеты не требуются! Вход на службу со стороны Адмиралтейского проспекта.