Исаак Левитан позирует Валентину Серову. 1893 год.

1893 год. Исаак Левитан в своей мастерской в Трёхсвятительском переулке позирует Валентину Серову. Газета «Русские ведомости» об этом портрете в том же 1893 году писала: «Чрезвычайно талантливо написан г. Серовым портрет художника Левитана, в нем так удачно схвачено выражение, спокойное, задумчивое, гармонирующее с самой позой, а вместе с тем портрет дышит жизнью и силой. Вообще портрет г. Левитана можно назвать одним из самых удачных произведений г. Серова».
За год до этого генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович распорядился выселить из Первопрестольной всех евреев-ремесленников. Ретивые чиновники, подогревая истерию антисемитизма, вручили Левитану и его родне предписание покинуть Москву. За художника хлопотали влиятельные лица, в том числе Третьяков, в галерее которого уже находилось немало левитановских шедевров. К концу 1892 года Исаак всё же вернулся в Москву, в свой флигель-студию в Трёхсвятительском переулке, предоставленный ему поклонником его творчества, меценатом Сергеем Морозовым. На второй этаж этого дома, поднимаясь по витой лесенке, приходил писать портрет Левитана художник Валентин Серов. «То, что он задумал писать портрет Левитана именно в это трудное для пейзажиста время, можно расценивать как акт моральной поддержки, желание защитить коллегу от несправедливых действий московских властей. Серов заканчивал портрет, сознавая, что ему, пожалуй, удалось отразить внутренний мир Левитана, свойственные ему печаль и меланхолию. Обычно трудно давались руки, но в этот раз артистизм модели подчеркивала и небрежно опущенная кисть руки с тонкими, выразительными пальцами», — пишет биограф Серова Валентин Кудря.
#МосковскиеЗаписки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?